Режиссёрским дебютом Степана Пучиняна стал довольно успешный фильм «Повесть о чекисте» (1969), основанный на реальной истории советского разведчика Николая Гефта, действовавшего во время войны в Одессе. В кино он носил фамилию Крафт, но в целом сюжетная линия соответствовала реальности, и даже финал в общем-то был схож: экранному Крафту после освобождения Одессы дали следующее задание. Спустя три года Степан Пучинян вернулся к своему герою и начал работу над продолжением — драмой «Схватка» (она вышла в 1973 году). При этом режиссёр всё же осознавал, что его может ждать неудача, ведь зачастую продолжения заметно уступают оригинальным фильмам. В интервью журналу «Советский экран» он так прокомментировал решение вернуться к истории Крафта:
«Проблематика «Схватки» отлична от «Повести о чекисте», так что наш новый фильм нельзя назвать ни «продолжением», ни «второй серией» в обычном понимании этих слов. По существу, это самостоятельная работа, связанная с первой главным героем и актёром, исполняющим его роль».
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Ещё больше интересных фактов, фотозагадки, опросы и викторины по советским фильмам. Вспоминаем советское кино вместе!
Сразу стоит оговориться, что если в «Повести о чекисте» использовались настоящие факты биографии Николая Гефта, то сюжет «Схватки» полностью вымышлен. Для первого фильма сценарий написал Рустам Ибрагимбеков на основе одноимённой повести Виктора Михайлова. А вот сценарий «Схватки» принадлежит уже молодому сценаристу Александру Лапшину, который тогда только начинал путь в кинематографе. К нему обратился сам Степан Пучинян, которого после «Повести о чекисте» зрители буквально забрасывали письмами с просьбой рассказать о дальнейшей судьбе Крафта. Кроме того, Пучиняну очень понравилось работать с литовским актёром Лаймонасом Норейкой, сыгравшим в «Повести о чекисте» Крафта, и он хотел повторить этот опыт. Эти две причины и были основными для создания «Схватки».
Итак, 1944 год. Николай Крафт, теперь уже носящий фамилию Груббе, находится в немецком тылу, в небольшом, но важном городке, где на судостроительном заводе идёт разработка новой уникальной подводной лодки.
Проект «Вальтер» курирует красивая, но холодная и неприступная Ханна Эккерт. Её поклонник, жёсткий офицер Иоахим не прочь перехватить у Ханны проект, но профессиональная конкуренция не мешает ему ухаживать за женщиной.
Задача Груббе — достать чертежи «Вальтера». Но как назло у него возникает симпатия к Ханне. Да и она, оказывается, не так проста: Ханна ненавидит фашизм, хотя вообще-то должна продолжить дело отца-убеждённого фашиста. Но несколько лет назад мать раскрыла Ханне, что отец погиб вовсе е так геройски, как писалось в сводках. На самом деле его уничтожили французские крестьяне, потому что по его приказу сожгли деревню. Это откровение ещё больше настроило Ханну против нацизма, но пока она не понимает, как может противостоять. Иоахим предлагает ей не только руку и сердце, но и побег к союзникам с чертежами, но Ханна отказывается.
И вот во время налёта Иоахим застаёт Ханну у сейфа и приказывает отдать чертежи, угрожая выстрелом.
Ради своего спасения он готов пожертвовать любимой женщиной.
К счастью, в кабинете прячется и Груббе, который тоже охотится за документами. Он и спасает Ханну, а потом у них начинается роман.
Рано или поздно Груббе придётся открыться, кто же он на самом деле. И ради дела и любимой женщины он пойдёт на отчаянный шаг. Каким будет этот шаг, узнайте из фильма.
Как сказано выше, роль Крафта-Груббе снова сыграл Лаймонас Норейка (но голос ему дал Владимир Самойлов). Актёру не впервой было сниматься в шпионских лентах, режиссёры вообще любили приглашать его на героические роли.
А вот Иоахима неожиданно сыграл Юрий Яковлев, которому военную форму, тем более немецкую, на экране приходилось примерять нечасто. Роль Ханны Эккерт режиссёр отдал Людмиле Чурсиной, и позже отмечал, что её игра, сдержанная, но при этом страстная, отлично вписалась в сюжет.
Ну а в роли руководителя верфи Эрбаха (а на самом деле руководителя проекта «Вальтер») Борис Иванов. Тут тоже стоит отметить, что персонаж получился неоднозначным: Эрбах — фашист, но он видит реальную обстановку и, хоть и произносит на собрании пафосные слова, понимает, что ситуация на фронтах заходит в тупик (действие, напомню, происходит в 1944 году).
Отдельно упомяну роль Константина Желдина. Чуть ли не каждый зритель замечает, что его придирчивый и въедливый гестаповец Крафт практически полностью «переехал» на следующую съёмочную площадку — в «Семнадцать мгновений весны» (1973), где Константин Желдин сыграл столь же отталкивающего гестаповца Холтоффа.
Съёмки «Схватки» прошли в нескольких городах, но основными стали Одесса (картина снималась на Одесской киностудии) и Калининград, который вообще частенько изображал Европу в советских лентах. Интересно, что общая панорама города, куда забросили Крафта-Груббе, — это немецкий Росток, тогда принадлежавший ГДР. В качестве судоверфи, где разрабатывается «Вальтер», выступил судостроительный завод в Балтийске, самом западном городе страны. И ещё один интересный факт: в фильме показывают немецкую субмарину, но в ней, как пишут опознаётся советская подлодка проекта 613. Эти подводные лодки выпускались уже после войны, однако проект начали создавать в 1942, и это в некоторой мере перекликается с сюжетом «Схватки».
В прокат история о новых приключениях советского разведчика Николая Крафта вышла в первые дни 1973 года. Режиссёрский расчёт оправдался: зрители, полюбившие героя после первого фильма,, с удовольствием следили за его судьбой во втором. Как говорил Степан Пучинян, съёмочная группа постаралась придать истории максимальную достоверность и добиться, чтобы продолжение не уступило оригиналу. А на вопрос о том, зачем снимать продолжение по вымышленному сюжету, если можно просто сделать новый фильм с новым героем от ответил:
«Что ж, вероятно это можно было бы сделать. Но я считаю так: если без ущерба для художественных достоинств можно пойти навстречу тем зрителям, которые хотят вновь повстречаться с Крафтом на экране, то почему мы это не сделать? Не скрою, я и сам питаю слабость к нашему герою».
А как вам новые приключения Николая Крафта? Как вы считаете, «Схватка» — достойное продолжение «Повести о чекисте»?