С первого сентября на водоемах страны действует Федеральный закон от 03.02.2025 N 4-ФЗ "О безопасности людей на водных объектах”. Прошел месяц, как мы уже ходим по воде существенно безопаснее, чем раньше, в “беззаконное время”. А если не иронизировать, то конечно Закон сам по себе не прибавил безопасности конкретным гражданам. Ни предотвратить шторм, ни заморозить надежный лед он не поможет. Но зато он существенно добавил полномочий контролирующим органам. В частности, наделил граждан обязанностью управляя маломерным судном, иметь при себе удостоверение личности.
И собственно, практически с начала сентября начались звонки и вопросы в моем телеграмм канале от коллег-рыбаков о правомочности проверок паспорта на воде. Дело в том, что требование наличия паспорта (а именно паспорт является единственным официальным удостоверением личности для граждан Российской Федерации, за исключением военнослужащих, которым паспорт заменяет военный билет или удостоверение личности офицера) упрощает в какой-то мере вопросы контроля на воде.
Если раньше огромное количество “нерегистратов” могло считать, что у ГИМСа или Рыбоохраны не будет задора с ними связываться, ибо отсутствие документа, позволяющего составить протокол на месте, действительно снижало мотивацию инспектора составлять протокол на не очень существенные нарушения (нет документа - надо везти нарушителя для установления личности в полицию, а это практически весь оставшийся день будет посвящен одному эпизоду), то теперь можно требовать наличие документа, и , следовательно охват вниманием маломерных судов увеличивается. Что, собственно, и показал сентябрь.
Основных вопросов, которые задавали рыбаки, было два:
1 Имеют ли право сотрудники ГИМС проверять мои документы, если я ничего не нарушаю
2 Возможно ли заменить паспорт ксерокопией или электронным паспортом с сайта “Госуслуг”
О правах ГИМС
Вступивший в силу с 1 сентября “Закон о безопасности людей на водных объектах” в полной мере можно было бы назвать законом о расширении функций Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС). Но мы сейчас не будем говорить о всех функциях, а только о расширении полномочий в части контроля граждан на воде.
Кроме Федерального закона в дополнение к нему в сентябре вступило в действие Постановление Правительства РФ от 01.07.2025 N 990 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", в котором полномочия сотрудников ГИМС расширены в соответствии с новым законом. И так, что сейчас может инспектор ГИМС при осуществлении государственного надзора , цитирую дословно:
“а) останавливать маломерные суда при выявлении признаков административного правонарушения, а также для проверки документов, подтверждающих право управления и пользования маломерным судном”
И уже в этом пункте есть неприятная составляющая. Даже если судно двигается без видимых нарушений, инспектор в праве остановить и проверить ваши документы. Причем, как ни грустно, приходится снова говорить не только о паспорте, но и документах, на судно. В этом плане хорошо “регистратам”, у них и судовой билет должен быть, и права на управление судном в принципе подойдут, как заменитель документа, удостоверяющего личность.
Правда теперь в связи с повальной цифровизацией ГИМС сам не выдает судовые, а присылает куар коды через те же Госуслуги. При этом, если на воде не будет интернета, то вина на отсутствие документа ляжет отнюдь не на провайдера связи, а на владельца лодки, поэтому лучше все же иметь и распечатанный самостоятельно вариант. Но кое-кто наверняка засомневается, имеет ли паспорт отношение к праву управления и пользования маломерным судном? Да, конечно, напрямую не имеет, но, смотрим в том же документе следующий пункт:
“б) требовать от физических лиц предъявления документов, удостоверяющих личность”
И тут получается, что по новому закону отсутствие такого документа это уже административное правонарушение. То есть, если вы идете ничего не нарушая с паспортом на весельной лодке и ничего не нарушаете, то все равно инспектор имеет право проверить ваши документы. При их наличии вы просто потеряете какое-то время, при их отсутствии инспектор в праве “запрещать эксплуатацию маломерных судов при выявлении нарушений требований правил пользования маломерными судами на водных объектах, установленных Федеральным законом... и другими актами...”, то есть, переводя на русский язык - инспектор в праве отправить судно на берег, в если он обнаружил нарушение. Ну а отсутствие паспорта теперь будет являться собственно нарушением.
И, как изюминка, при неподчинении инспектор вправе “носить и использовать специальные средства, а также применять физическую силу в соответствии с Федеральным законом...”
Вот такой вот набор основных полномочий, связанных с проверкой документов на воде и выявлением правонарушений. Этим список не исчерпывается, но для ответа на первый из вышепоставленных вопросов, мне кажется вполне достаточно.
О копиях
Да, чертовски не хочется таскать с собой паспорт, особенно мне, пенсионеру, у которого то и так паспорт, выданный более двадцати лет назад, выглядит далеко не как новый. И хочется чем-нибудь его заменить. Но...
Самое простое решение - ксерокопия. Не проходит. Это ни разу не документ.
Вариант - нотариально заверенная копия. Строго говоря - вероятно вариант возможный, но стоит ли он затраченных хлопот?
Желанный вариант - электронный паспорт с “Госуслуг”, НО...
Для таких же дремучих пенсионеров как и я, поясню. Есть возможность на сайте Госуслуги и в мобильном приложении Госуслуги получить на смартфон так называемый электронный паспорт - сгенерированный временный QR-код, срок действия которого всего несколько минут. Потом код обновляется. Его нельзя скопировать на другой носитель и использовать повторно.
Этот код распознается специальным приложением “Госкан”, установленном на служебном устройстве проверяющего, и система мгновенно проверяет подлинность QR-кода. Многие уже пользовались в МФЦ, в банке, в магазине, на вокзале ... и всё! Для удостоверения личности у нотариуса, в полиции и других официальных структурах он пока не годится.
Подводя итог этому небольшому рассказу, пока можно сказать, что Закон о безопасности на воде только усложнил жизнь рыбакам и пользователям маломерных судов.
Посмотрим, что нас будет ждать зимой. По крайней мере, законом делегированы полномочия по обеспечению безопасности на федеральных водных объектах в субъекты Федерации. То есть споры о том, правомочны ли постановления Губернатора Петербурга о запретах выхода на лед Финского залива похоже можно будет прекращать. А пока будем покупать гермоупаковки для паспортов.
Если же вы хотите получить права для управления парусным судном, ГИМС, IYT и ВФПС и пройти курс обучения управления парусно-моторными судами, тогда «Санкт-Петербургские Мореходные классы» ждут Вас 25 октября на день открытых дверей
Автор: Николай Кириллов, благодарим за предоставленные фото сообщество ВК «Охотники и рыболовы (Свирь, Ивинский разлив)»
НОВЫЙ НОМЕР журнала «Рыбалка GROUP» 10/2025
Читайте нас в офисе, дома, метро и на рыбалке! Журнал можно сохранять, скачивать и читать без ИНТЕРНЕТА!
ПОДПИСАТЬСЯ НА ЖУРНАЛ /КАНАЛ VK/ НАШ САЙТ
Советуем почитать:
👉Как забраться в лодку с воды. Вопросы безопасности
👉 Ремонт лодки ПВХ в походных условиях
👉 Ночные похождения или освещение в лодке ПВХ в темное время суток