В эксклюзивном интервью Евгению Лебедеву сэр Пол МакКартни рассказывает о своём соперничестве с другими участниками The Beatles, о том, как он репетировал свои песни с Полом Мескалом, и о том, что сейчас он переживает “весьма и весьма активный период”.
〰〰〰〰〰〰〰〰〰〰〰
“Мы с Джоном всегда соперничали”
Так говорит сэр Пол МакКартни, вспоминая не о том времени, когда он был участником Битлз, а о том, что произошло после распада Ливерпульской Четвёрки. В начале 1970-х он и его бывшие коллеги по группе пошли разными путями: Джон Леннон стал успешным сольным исполнителем, а МакКартни вместе со своей тогдашней женой Линдой, Денни Лэйном и Денни Сайвеллом создал новую группу - Wings.
Тем не менее, дух соперничества, который во многом определял партнёрство Леннона и МакКартни - ‘Hey Jude’, ‘Yesterday’, ‘Let it Be’ - продолжал жить.
“Я написал песню под названием ‘Coming Up’, - вспоминает МакКартни, - и, насколько я понимаю, Джон [Леннон] услышал её по радио и подумал: ‘Чёрт, Пол написал хорошую песню, и мне нужно работать’”.
Это единственное интервью, которое МакКартни дал в связи с выходом своей новой книги Wings: The Story of a Band on the Run, вышедшей 4 ноября 2025 года под редакцией бывшего спичрайтера Белого дома Теда Уидмера. Я написал ему письмо, в котором рассказал о своей любви к Wings и The Beatles, а также о своей связи с их музыкой, которая началась ещё в детстве.
Мои родители, которые жили в Москве, были битловскими фанатами и постоянно крутили их пластинки. Я помню звуки их музыки, словно музыку свободы: великое объединяющее начало в мире, раздираемом идеологией. Это нашло отклик в сердце МакКартни.
“Я вспоминаю, как мы выступали с турне Wings Over the World в Загребе, за железным занавесом, - пишет он в предисловии к книге. - Дело в том, что они просто фанаты музыки, и именно так твоё послание преодолевает препятствия”.
“Как можно повторить Битлз? Практически невозможно”
На протяжении 1970-х МакКартни пользовался огромным успехом с группой Wings благодаря таким альбомам, как Venus and Mars и Band on the Run. Однако группа так и не заняла такое же значимое место в общественном сознании, как Битлз (Алан Партридж однажды назвал Wings “единственной группой, в которую могли бы превратиться Битлз”). Таким образом, книга предлагает читателям отправиться в путешествие по неизведанным тропам, начиная с неожиданных выступлений Wings в университетских актовых залах и заканчивая их масштабными стадионными турне.
На протяжении всей книги создаётся впечатление, что это кочевая группа: маленькие дети МакКартни, Мэри и Стелла, путешествовали с ними в двухэтажном автобусе, выкрашенном в психоделические цвета, что в то время вызывало споры.
“Нам постоянно казалось, что если мы не возьмём с собой детей, то, как только окажемся в каком-нибудь отдалённом месте, - рассказывает мне Пол, - из Англии позвонят и скажут: ‘Кто-то из детей заболел’, - и мы будем такие думать: ‘О боже, мы должны быть там… Мы должны быть там, с ними’. Поэтому мы решили брать их с собой”.
Формат изустной истории предполагает, что МакКартни не против, чтобы другие писали его историю за него.
“Думаю, формат книги получился интересным, - говорит он мне. - Я думал, что там будет просто: ‘а потом случилось это, а потом случилось то’… Но она охватывает много всего из того, что мы сделали”.
Книга основана на более чем 500 000 слов из интервью с МакКартни, его семьёй и многими из участников группы (в Wings часто менялся состав).
“Удивительно, - говорит он о процессе редактирования, - потому что мне не пришлось ничего делать, ведь я уже всё сделал”. Он делает паузу. “Я не имею в виду, что я сделал всё! Всё, о чём снимается или о чём пишется, - вот что я сделал. На самом деле, от меня не требуется добавлять ничего нового”.
В основе книги Wings - человек на пике международной славы, который начинает десятилетие в подавленном состоянии из-за своей бывшей группы и пытается найти в новой группе чувство единства и творческую цель, которые, как ему казалось, он утратил. Книга также о беспокойстве по поводу влияния. К концу 1960-х Битлз побили бесчисленное количество рекордов и были на пути к тому, чтобы стать самой успешной музыкальной группой в истории.
“Когда мы с Wings совершали ошибку, люди уже знали, кто я такой, а в самом начале Битлз никто понятия не имел, кто мы такие”
МакКартни до сих пор восхищается масштабом славы своей первой группы (статуи Великой Четвёрки можно увидеть даже в таких отдалённых уголках, как гора Кок-Тобе в Казахстане), и вспоминает, как несколько лет назад на день рождения своей жены Нэнси он пригласил “трибьют-группу The Beatles и Queen”. (МакКартни был женат трижды: сначала на Линде, которая скончалась в 1998 году; затем на Хезер Миллз с 2002 по 2008 год; а теперь на американке, наследнице транспортной компании Нэнси Шевелл, на которой он женился в 2011 году.)
“Мы находимся на крошечном острове недалеко от Японии, а эти ребята изучили нашу музыку и играют её идеально, - взахлёб говорит он, - в том числе такие сложные песни, как ‘I Am the Walrus’”.
“Как можно повторить Битлз?” - вопрошает МакКартни сегодня. Это риторический вопрос, но я, со своей стороны, пытаюсь задать его ему, чтобы услышать ответ. “Это практически невозможно”, - говорит он, немного помедлив. “Мы просто много играли, пока не добились нужного результата”, - рассказывает он о ранних годах существования Wings.
“Единственная разница в том, что, когда мы с Wings совершали ошибку, люди уже знали, кто я такой, а в самом начале Битлз никто понятия не имел, кто мы такие, - так что все ошибки совершались втайне. На этот раз они совершались на публике. Нам просто нужно было энергично продолжать”.
Какими казались Wings другим бывшим участникам Битлз?
“Поначалу они были не в восторге, - говорит Пол. - Но, думаю, с возрастом они начали ценить эту музыку и получать от неё удовольствие”.
83-летний МакКартни до сих пор занимается музыкой. Он не собирается почивать на лаврах и сейчас гастролирует по Северной Америке.
“Позавчера я был в Новом Орлеане, где отыграл большой концерт и прогулялся по городу в канун Хэллоуина”, - говорит он.
В этом месяце он посетит Нэшвилл, Буффало и Питтсбург и будет работать над новым альбомом, который выйдет в следующем году и станет его первым альбомом за шесть лет.
“Это очень и очень активный период”, - отмечает МакКартни.
Помимо турне, записи альбома и книги, Пол также принял участие в нескольких фильмах. Первый - документальный фильм о Wings под названием Man on the Run, режиссёром которого является Морган Невилл - человек, снявший фильм о Тейлор Свифт “Miss Americana”. Он выходит для широкой публики в феврале 2026 года, после успешной премьеры на фестивале в Теллурайде этим летом. МакКартни считает, что сейчас благоприятное время. “Wings снова в центре внимания”, - пишет он в предисловии. Время идёт вперёд, и ностальгия тоже. “Морган”, по мнению МакКартни, был одним из тех, кого интересовали 1970-е, “а не 1960-е”.
“Он задавал правильные вопросы, - говорит Пол об их первой встрече, - так что я был очень рад вернуться в прошлое”.
Судя по всему, режиссёр, который с самого начала хорошо разбирался в творчестве Wings и их музыке, не только был большим поклонником, но и стал своеобразным психотерапевтом.
“Он заставил меня задуматься о том, о чём я давно не думал, - рассказывает мне МакКартни (остерегаясь произнести фразу “о том, что я подавлял”), - например, о марихуане и моём тюремном сроке в Японии”.
“Я делал много такого, что можно назвать эпатажным - до сих пор моя жизнь была довольно интересной”
Второй кинопроект - это, конечно же, байопик о The Beatles: одноимённое “четырёхсерийное кинематографическое событие” от Сэма Мендеса и его давних соратников Джеза Баттеруорта, Питера Строана и Джека Торна, выход которого запланирован на 2028 год. Пола МакКартни сыграет Пол Мескал, который недавно исполнил роль Уильяма Шекспира в фильме Хлои Чжао “Хамнет”. Перед тем как взять интервью у МакКартни, я поговорил с большим поклонником Битлз, который сказал мне: “Ты понимаешь, что тебе предстоит взять интервью у половины Шекспира, которая ещё жива?”
“Он прекрасный актёр”, - говорит МакКартни о Мескале. Первой песней, которую они вместе разучивали на репетициях для фильма, была ‘Blackbird’, которую Мескал “сыграл идеально”, если не считать того, что она была “перевёрнута”.
“Пол - правша, а я - левша, - объясняет старый Битл, - так что ему пришлось учиться играть на перевёрнутой гитаре, а это большая работа”.
МакКартни явно и недвусмысленно восхищается.
“Если ты актёр и тебе нужно сыграть, ну, не знаю, кого-то из России XVIII века… - он осекается. - Тебе нужно учиться! Тебе нужно изучать историю. Так что они [актёры] привыкли много работать. Сэм [Мендес] очень скрупулёзен”.
Даже среди Битлов артист был чем-то вроде белой вороны.
“Мои товарищи переехали в пригород, - говорит он о Джоне, Джордже и Ринго, - в Уэйбридж и Эшер (с ухмылкой), но я остался в городе”.
МакКартни впитал в себя всё, что мог предложить Лондон в период своего расцвета в 1960-е, “общаясь с авангардными композиторами и учась у них… Я помогал открывать книжный магазин Indica Bookshop […] или ходил в гости к Бертрану Расселу, чтобы поболтать”, - пишет он в предисловии. Сегодня мы вместе поразмышляем об этом отрывке: кто есть кто в свингующем Лондоне.
“Я делал много того, что можно назвать эпатажным”, - смеётся он.
МакКартни берёт меня в путешествие.
“Я знал кое-кого, кто был знаком с Уильямом Берроузом, - говорит он задумчиво, - поэтому я пришёл к ним домой, чтобы посмотреть, над чем он работает: например, он разрезал газету и раскладывал все фразы на столе, а потом перемешивал их, пока не находил новую фразу, которая ему нравилась. Боуи тоже так делал”.
По его словам, эти идеи “проявились в таких вещах, как альбом Sgt Pepper, а позже легли в основу концепции Wings”.
Несмотря на то, что МакКартни смотрит на прошлое сквозь розовые очки, он по-прежнему неуклонно мыслит на перспективу. Он работает над байопиками, записывает новую музыку и готовится к многочисленным гастролям. Он не собирается сбавлять обороты и не хочет этого делать.
“До сих пор моя жизнь была довольно интересной”, - улыбается он.
И он явно не собирается останавливаться.
Макка в цифрах
1942 - год, когда он родился в Ливерпуле в семье выходцев из Ирландии
700 млн - количество проданных альбомов за 60 лет карьеры
184 тыс. - мировой рекорд по количеству зрителей на платном концерте - установлен в Рио-де-Жанейро в 1990 году
19 - количество выигранных премий Грэмми, первая из которых была получена в 1965 году в номинации “Лучший новый исполнитель”
1 млрд фунтов стерлингов - его оценочная стоимость чистого капитала
22 - количество альбомов, занявших первое место в чартах, что делает его самым успешным исполнителем в Великобритании за всё время
Перевод: © 𝓛𝓲𝓵𝔂 𝓢𝓷𝓪𝓹𝓮
Оригинал: The Standard
Мой ТГ-канал PAUL McCARTNEY | ПОЛ МакКАРТНИ - актуальные новости+, которые никогда не попадут на Дзен
Моя группа ВК PAUL McCARTNEY как Великий Лирик
Дружественная группа ВК (моя) Лео Рохас | Leo Rojas
ТГ-канал (мой) Лео Рохас | Leo Rojas
Группа в ОК (моя) ПОКЛОННИКИ ПОЛА МАККАРТНИ И БИТЛЗ!
Группа-клон Дзен в ОК (моя) 𝓛𝓲𝓵𝔂 𝓢𝓷𝓪𝓹𝓮
Связаться со мной в ТГ по вопросам репетиторства/переводов/иного 𝓛𝓲𝓵𝔂 𝓢𝓷𝓪𝓹𝓮