Найти в Дзене

"Жалость — вот русская валюта": о мюзикле "Идиот"

Несмотря на цейтнот и множество других тем, которые ждут своего часа, я всё же решила написать пару реплик о мюзикле "Идиот", который мы видели 31 октября в КЦ "Москвич". Это была премьера, поэтому, возможно, кто-то раздумывает сейчас, идти ли на декабрьские показы. Так вот: дальше мой текст можно не читать — просто идите (спойлеров тут всё равно будет мало). Спектакль есть за что покритиковать (и сейчас немного поругаюсь), но в целом он очень достойный и, что самое главное, очень достоевский, если можно так выразиться. Здесь нет ни малейшего намёка на попытки "осовременить" или, не дай Бог, "подправить" классику, как это сделал Андрей Кончаловский в "Преступлении и наказании", о котором я неоднократно писала (хотя посмотрев ПИН 6 раз, я его всё же очень полюбила). Достоевский, как мне кажется, вообще тяжел для сцены. Как из него сделать мюзикл и не скатиться в бездну, вообще не представляю. Однако, вот Александру Рагулину с рок-оперой "Карамазовы" это удалось просто блестяще. А пос

Фото: Столичный вертеп (с)
Фото: Столичный вертеп (с)

Несмотря на цейтнот и множество других тем, которые ждут своего часа, я всё же решила написать пару реплик о мюзикле "Идиот", который мы видели 31 октября в КЦ "Москвич". Это была премьера, поэтому, возможно, кто-то раздумывает сейчас, идти ли на декабрьские показы. Так вот: дальше мой текст можно не читать — просто идите (спойлеров тут всё равно будет мало). Спектакль есть за что покритиковать (и сейчас немного поругаюсь), но в целом он очень достойный и, что самое главное, очень достоевский, если можно так выразиться. Здесь нет ни малейшего намёка на попытки "осовременить" или, не дай Бог, "подправить" классику, как это сделал Андрей Кончаловский в "Преступлении и наказании", о котором я неоднократно писала (хотя посмотрев ПИН 6 раз, я его всё же очень полюбила).

Достоевский, как мне кажется, вообще тяжел для сцены. Как из него сделать мюзикл и не скатиться в бездну, вообще не представляю. Однако, вот Александру Рагулину с рок-оперой "Карамазовы" это удалось просто блестяще.

А после "Последнего испытания" Василия Заржецкого я вообще долго сомневалась, стоит ли идти на его "Идиота". Потому что в ПИ режиссура меня в общем и целом разочаровала.

Но "Идиот" мне неожиданно как раз очень понравился.

Оказалось, что Василий Заржецкий сделал из романа Достоевского в гораздо большей степени драматический спектакль, чем мюзикл. Музыкальный драматический спектакль с удачным историческим антуражем и великолепным актёрском кастом, который решил почти всё.

Мы
Мы

Наверное, для меня в оценке спектакля (и вообще произведения искусства) важнее всего очень простой критерий: добавляет ли оно в мир и в мою жизнь света. Вот мюзикл "Идиот" очень даже добавил. После него осталось хорошее ощущение светлой, хотя и неизбывной печали. Вот это вот, когда всё ужасно, но Любовь никогда не зря... А разве ж Достоевский не про это?

31 октября был просто великолепный актёрский состав. Антон Авдеев в роли князя Мышкина сыграл пугающе достоверно и щемяще. У него получился настоящий Христос, как и задумывал этого персонажа Достоевский. Князь Мышкина Антона Авдеева любит всех: и запутавшуюся Настасью Филипповну, и горячую Аглаю с сестрами, и её родителей, и мятежного Рогожина, и подлого Ганю, и наглых и беспринципных студентов-нигилистов, и вездесущего Фердыщенко — всех до одного...

Мышкин и Рогожин. Фото: Столичный вертеп (с)
Мышкин и Рогожин. Фото: Столичный вертеп (с)

Мне, правда, показалось,что иногда Антон Авдеев бессознательно копирует интонации и пластику Евгения Миронова из известного сериала. Но, положа руку на сердце: разве можно этого избежать, ведь у Миронова получился просто каноничный Мышкин, и он так прекрасен, что невольно подчиняет себе сознание?..

Очень нам с девочками понравилась великолепная Дарья Бурлюкало в роли Настасьи Филипповны. Она вызывает именно ту невыносимую смесь чувств, которую и должна по Достоевскому: ужас, боль и восхищение.

Настасья Филлипповна (Дарья Бурлюкало).Фото: Столичный вертеп (с)
Настасья Филлипповна (Дарья Бурлюкало).Фото: Столичный вертеп (с)

Андрей Школдыченко это стопроцентный Рогожин, человек, которого надо прятать от самого себя. Дуэты Рогожина с князем Мышкиным, их странное братство —это, пожалуй, самая сильная в музыкальном плане часть спектакля. И вообще дуэты-диалоги получились очень достоверными, интересными и даже как будто близкими к тексту Достоевского. Ведь по сути все герои романа "Идиот" это двойники князя Мышкина, и они раскрываются с самых лучших и самых страшных сторон именно в диалогах.

Исполнитель роли Тоцкого Михаил Сидоренко на служебке
Исполнитель роли Тоцкого Михаил Сидоренко на служебке

Но в целом меня и всех нас несколько разочаровала музыка и либретто спектакля. Я даже не говорю о нехитовости мелодий. Это не показатель. У Рагулина, например, мелодии тоже не хитовые, но они очень адекватны замыслу и демонстрируют нетривиальность музыкального мышления. А музыка в "Идиоте" не дотягивает до уровня текста Достоевского никак, она слишком тривиальна, слишком много в ней привкуса странного варьете и романсоидов и совсем не ощущаются традиции русской классики. Очень обидно. Тем более, что великолепным мюзикловым актёрам, участвующим в спектакле, по большому счету просто нечего петь, а ведь петь они умеют.

И это тем более грустно, что либретто тоже никак нельзя назвать удачным. Да, есть отдельные сильные места, где видна блестящая работа со словом, но между этими отрывками текст как будто натужно заполняет пустоты и написан каким-то другим автором. Это заметили даже мои дети. Соня ещё совершенно справедливо сказала, что заметила слишком много слабых рифм.

Соня
Соня

Получается, что весь спектакль держится на хорошей режиссуре и великолепной драматической игре артистов. Ну что ж, это очень немало (хотя перед нами как бы мюзикл, да?).

Ещё я отметила бы удачный визуал и сценографию: отличные стилизованные исторические костюмы, продуманную цветовую гамму для каждого персонажа, аскетичные, но гениальные декорации, потрясающий свет. Один только камин, куда Настасья Филипповна бросает деньги, созданный при помощи игры света и тени, чего стоит! И насколько по-достоевски верно, что пытаясь достать из огня деньги, Ганя Иволгин (в блестящем исполнении Александра Казьмина), теряя сознание, падает туда сам...

Фердыщенко (Эмиль Салес). Фото: Столичный вертеп (с)
Фердыщенко (Эмиль Салес). Фото: Столичный вертеп (с)

А самой большой режиссёрской удачей мне показался Фердыщенко. Его роль тут гораздо больше, чем в романе: он участник каждого события, резонер, шут, трикстер, но при этом, кажется, голос самого Фёдора Михайловича. Вот как это возможно?! Мне кажется, сходить на "Идиота" стоит хотя бы ради этого персонажа в совершенно улетном исполнении Эмиля Салеса. Именно он произносит реплику "жалость — вот руская валюта". И, конечно, Фердыщенко прав. И, думаю, все попытки новых психологов дикредитировать жалость и объявить её " непродуктивной" и унижающей, провалятся. Жалость это нормально. Жалость это одна из разновидностей любви и начало заботы. Князь Мышкин, вслед за Фёдором Михайловичем, жалеет всех, как Христос жалеет каждого из нас и каждое из своих созданий. И нас к этому зовёт. Я в этом уверена.

Помните, например, в 14-й главе Евангелия от Матфея есть слова: "Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их". И, как часто говорят праведники, "пожалей —и не осудишь". 

В общем, друзья, сходите на "Идиота": поклонникам Достоевского и хорошего театра наверняка понравится.

А ещё в этот уик-энд (21-23 ноября) будет мой любимый " Икар"!