Как я уже написала в тг, вчера театральное фанатство моих детей наконец принесло плоды. Ксюша получила проходки от одного из актëров (большое спасибо ему), и мы внезапно оказались на одном из наших любимых спектакле: рок-опере "Последнее испытание". Проходок было две, и Ксюша решила взять меня (а могла бы взять Соню или подругу). Вот такой получился подарок: ребëнок сводил мать в театр.
Собственно, на премьере новой версии "Последнего испытания" от режиссёра Василия Заржецкого, мы были ещë в сентябре.
Очень, очень мы дочками ждали эту сентябрьскую премьеру. Я лично ждала и боялась, потому что материал потрясающий, уже давно классика отечественной рок-оперы, ставили его с переменным успехом на сцене уже много раз. Я, кажется, пересмотрела все варианты (вживую одну, остальное в записи). Да что там, я почти наизусть эту вещь уже знаю...
Но фото и видео с репетиций совершенно не внушали доверия. А посмотрев и послушав отрывки записей с вечернего спектакля, прошедшего накануне, я вообще чуть не сдала билеты. Настолько мне не понравилось увиденное. Впрочем, хорошо, что не сдала. Никогда не нужно торопиться делать выводы, пока сам не посмотришь. Потому что нам достался совершенно другой состав актëров, который, как выяснилось, решал почти всë. Хотя "достался" здесь неправильное слово. Мы специально шли на "Последнее испытание" с Александром Казьминым в главной роли. Потому что спектакль с Сашей неинтересным быть не может. Он гарантированно вытянет своим талантом даже нечто сомнительное. Так оно и оказалось. Рейстлин был прекрасный, а вот остальное... Режиссëрски сие оказалось абсолютно беспомощно, просто разваливалось на куски. Нас покатали на грубых эмоциональных качелях без особого смысла.
Я вышла со спектакля физически больная, с разламывающейся головой и ощущением тошноты. Дети тоже говорили, что их как будто укачало...
Про тот сентябрьский показ я так написать не успела, да и слишком многое хотелось критиковать, а это всегда грустно.
Впрочем, недовольных постановкой было много. Режиссёр и продюсер проводили прямые эфиры, собирали обратную связь и к следующему блоку очень многое поменяли. Вчера я увидела другой спектакль, гораздо лучше. Цельный, красивый, почти убедительный. Не идеальный, нет, но уже можно смотреть и получать удовольствие.
Честно: осознанно за свои деньги второй раз не пошла бы, но очень рада, что случайно увидела, как спектакль меняется к лучшему.
Про перипетии сюжета, про героев и прочие спойлеры я писала в мае после похода на "Последнее испытание" версии театра "Этериус" здесь:
Так что повторяться не буду.
Расскажу, что считаю в данной постановке удачным, а что нет, что понравилось, а что разочаровало.
Сами создатели спектакля видят новаторство в показе на сцене притчи. "Главный вопрос, который наша постановка ставит перед зрителем, насколько далеко можно заходить ради воплощения благой цели? Эта проблематика последовательно раскрывается через сюжет и истории всех персонажей, " — написано в релизе.
Хм, ну что ж, допустим, намерения оргов таким и были. Но то, что они создали, никак не притча, а как раз наоборот. Что у нас является, антонимом притчи? Что-то типа хроники? Ну вот да, получилась хроника земных и магических страстей. Какая-то мелодрама с элементами простенькой философии. Не столкновение миров, не противостояние глобальных идей, а игры страстей. Эпичность-то где?.. Хочется большей глубины конфликта.
И ещë лично мне очень не хватило раскрытия темы взаимоотношений братьев-близнецов на сцене. Вроде и Сергей Смолин на премьере, и Ростислав Колпаков вчера были отличными братьями Рейстлина, но не зацепило совершенно. Не актëрски, а чисто сценарно и режиссëрски слабо.
Ну, и новые тяжелые аранжировки это боль. С ними явно пережестили. Особенно это чувствуется в наиболее лирических сценах. И замена живого оркестра на запись всегда проигрыш.
А теперь про удачи. Самое прекрасное в "Последнем испытании", конечно, по-прежнему музыка Антона Круглова. Но вынесем еë на этот раз за скобки.
1. Максимально прояснëнный сюжет. Это прямо очень существенный плюс. Режиссëр Василий Заржецкий хорошо поработал над тем, чтобы рок-опера "Последнее испытание" стала понятной не только фанатам, знающим еë наизусть, и не только тем, кто читал первоисточник ("Сагу о копье"). Появилось немало вставных эпизодов и диалогов, объясняющих, что же, собственно, происходит, и почему так, а не иначе. Наконец-то. Из постановки "Этериуса" понять нельзя было ничего, и если бы я уже заранее не была знакома с сюжетом, то всё прошло бы мимо.
2. Образ Рейстлина стал более глубоким, неоднозначным, и, соответственно, интересным.
Великий маг Рейстлин Маджере получился не просто расчëтливым циничным эгоистом, мечтающим получить власть над миром. У него вдруг обозначилась совесть, благие цели и море рефлексии, которые не всегда озвучены, но читаются в поступках. Он тот самый человек, в сердце которого борются свет и тьма, и тьма, к сожалению, безвозвратно побеждает. Да, больше человек, чем маг.
Рейстлин хочет стать Богом, чтобы разрушить старый мир, полный горя, насилия, лжи и всяческих бед, и построить новый, где все счастливы. Как будто кодекс строительства коммунизма изучал, честное слово. Но главная ошибка Рейстлина в том, что он думает, будто любовь это слабость и отказывается от неё. Он считает, что Бог должен быть лишён привязанностей и сострадания. Но создать новый мир без любви невозможно, только она помогает творить...
3. Образ Крисании стал интереснее. Она уже почти похожа на светлую жрицу, сильную духом, полную решимости вернуть Рейстлина в лоно Света. На премьере она была просто восторженной дурочкой, мне не понравилось совершенно. Теперь в еë любовь к Рейстлина уже веришь. К Богу — пока нет.
4. Визуал. Стало красиво.
Ко второму блоку довели почти до совершенства грим и костюмы, которые стали отдельным видом искусства. Восторг.
Не особо люблю компьютерную графику и всякие цифровые спецэффекты в театре, но здесь они были очень удачны. Прямо дух захватывало от того, что творилось на экранах. Картины античного города, залитого солнцем, маленькой горной деревушки, библиотеки, рощи мёртвых, землятресения, напоминающего последний день Помпеи, и наконец огненной бездны-преисподней... Ни одни декорации с таким бы не справились.
И я поняла вчера, что именно визуал отлично добавил той эпичности, которой мне таки не додали режиссëр со сценаристом.
5. Актëрская игра и вокал. Да, в этой постановке очень сильный каст. Как я уже писала, он сглаживает режиссëрские огрехи просто даже силой своего таланта.
Александр Казьмин, как всегда сделал мне хорошо. Хотя, конечно, Рейстлин как персонаж не близок совершенно. Но трагедия человека и мага, отказавшегося от любви в пользу власти над миром и оставшегося на руинах, показана более чем убедительно. Диапазон чувств от самоуверенности до отчаяния, от любви до ненависти, от злорадства до сострадания... Как всё это можно пройти за три часа и не свихнуться...
И, как обычно, безупречный вокал.
Эх, ещё бы сценарий нового "Последнего испытания" давал возможность играть что-то большее, чем противоречивые чувства, но этого пока нет. Хотя Казьмина ничем не испортить... И меня после каждого спектакля с его участием просто переполняет чувство благодарности этому актëру.
Несостоявшаяся возлюбленная, Рейстлина Крисания в исполнении Вилены Соколовой, тоже чудесна.
Эта роль как будто написана для Вилены. И её визуальный и вокальный дуэт с Казьминым это просто сказка, они равновелики, их не хочется, разлучать никогда.
Ну, и особо хочу отметить Галину Шиманскую в роли тëмной колдуньи Такхизис, наставницы Рейстлина. Кажется, она одна была стабильно прекрасна и в первом, и во втором варианте НеоПИ. И еë образ — один из немногих удачных и цельных в этом варианте "Последнего испытания". Ну, и Шиманская просто нереальной красоты женщина с совершенно бездонным голосом, и тëмная госпожа в еë исполнении заставляет постоянный цепенеть от ужаса.
Кстати, я запостила в одноимëнном тг-канале отрывок записи вчерашнего спектакля, который нашла у исполнителя роли Даламара Евгения Градусова. Вот там как раз сцена в бездне, сиречь в аду, куда спускается Рейстлин, чтобы убить Такхизис. И можно заценить талант исполнителей всех главных героев.
6. Финал. Да, мне очень понравилось, что последнюю арию на руинах мира Рейстлин и ослеплëнная Крисания поют теперь вместе. В более ранних постановках это был дуэт с Такхизис, и мне всегда казалось, что это неправильно, странно слышать от духа Тёмной Госпожи о том, что у после отказа от любви у главного героя больше нет шанса сотворить новый мир:
Отзовётся одно лишь эхо:
Ни женской улыбки, ни детского смеха
Не будет отныне.
Ты один в холодной и мёртвой пустыне!
Поздно! Послушай! Уже не спасёт никого
Властелин Ничего!
----
Конечно, всё это должна говорить Крисания! Это она должна констатировать крах. А в спектакле ослеплëнная светлая жрица с кровавыми подтëками на месте глаз в этой сцене ещë и слегка обнимает Рейстлина вначале, а потом жестоко отталкивает его... Точно, как он сам поступил когда-то с ней
Справедливо? Конечно. По логике земного мира? Безусловно. Но такова ли любовь светлой жрицы Единого Бога? Сомнительно. Или она тоже отказалась от любви?...