По горячим следам (хотя уже октябрь) хочу подытожить свой беспрецедентый двойной поход на "Икара" 28 и 29 сентября. Как вообще так получилось, что за прошедший год я сходила на эту рок-оперу аж 4 (прописью: четыре!) раза?
Сейчас попробуем разобраться. Скажу только, что в этот раз я видела два разных состава, поэтому новых впечатлений масса. В прошлую субботу, 28 сентября, я была на спектакле одна. Очень непривычно. Всë время казалось, что где-то потеряла детей. Осознала, что пришла уже не ради детей, а исключительно из собственного интереса. В этот день впервые увидела в роли Икара Александра Казьмина. Восторг!
И ещё восторг!
29 сентября, в воскресенье, мы были уже с Соней (остальные в целях экономии кормили дома котов), которая в нашей семье, кажется, главная фанатка этой рок-оперы (она меня с ней и познакомила) и с еë подругой. В этот день в главной роли вышел Евгений Кириллин, а Казьмин играл Брута, которого Соня ещё и косплеила, нарядившись в белые брюки, пиджак и даже маечку-сеточку, как у Брута. Смешно получилось, но, как ни странно, красиво, ей очень шло.
А после спектакля дочь моя ещë и сходила на служебку (к служебному входу) и умудрилась обнять там всех (всех!) артистов.
А Сонина подруга Лейла принесла в тот день самодельные крылья, точь-в-точь такие, как у Икара в постановке, и собрала на пëрышках этих крыльев автографы.
А ещё на "Икаре" 29 октября мы развиртуализовались с фэнтези-писательницей Дарьей Ратниковой, с которой были знакомы по Дзену (очень интересный, кстати, у неё канал "Писатель в секонде", загляните). И я получила в подарок Дашин роман, собираюсь прочитать! Спасибо!
Фотки в статье, кстати, на этот раз только мои.
С сюжетом и прочими спойлерами можно ознакомиться аж в двух моих рецензиях по следам предыдущих походов в феврале и апреле.
Ну, и, собственно, мои выводы по следам увиденного.
1. Как ни странно, на данный момент "Икар" остаëтся моим любимым спектаклем. Да, не ожидала от себя такого пристрастия к антиутопии. Долго пыталась разобраться, почему. Видимо, по совокупности факторов: более чем актуальная проблематика, потрясающая музыка, великолепная актëрская игра.
2. Рок-опера "Икар" это единственный из известных мне спектаклей, где создателям успешно удалось поговорить обо всех важных вопросах сразу: проблема свободы и власти, социального неравенства и фашизма, границ искусственного интеллекта и человеческого разума. И даже больше. Здесь же исследование природы любви и вообще человеческих отношений, тема предательства, судьбы, искусства, науки и... ещё выше крыши. Феноменально.
Разумеется, не все вопросы проработаны одинаково подробно. И не на все даны ответы. И уж точно мне далеко не везде ход мысли близок, но сам факт того, что они собраны вместе, впечатляет. И местами воодушевляет.
3. Рок-опера "Икар" это не просто спектакль, это целый мир, то что называют "вселенной". Есть у нас, например, вселенная "Властелина Колец" или "Гарри Поттера". И вот теперь вселенная "Икара". Там можно жить и творить. Есть шанс погрузиться и не выйти никогда, поскольку интересно.
4. В рок-опере "Икар" нет ни одного персонажа, с которым я себя могла бы полностью идентифицировать. Но сочувствие и интерес при этом вызывают абсолютно все кроме Лии (она реально убийца и чудовище, и сочувствовать ей не получается).
5. С каждым показом "Икара" мне всë больше симпатичны изгои. Хотя свобода никогда не была для меня высшей ценностью. Потому что внутренне я всегда чувствовала себе свободной. А внешне, социально, всегда жила очень стеснённо. Бродяга мне тоже нравится. И для меня он не террорист.
А в Полисе не вижу ничего кроме мертвечины. Безопасность? Да. Но обществу потребления она не поможет стать живым и настоящим. Там нет ни Бога, ни творчества.
6. Женские образы рок-оперы вообще мимо меня. Все. Лия написана прекрасно, но она очень страшна. Муза прописана слабо, на живого человека не тянет. Знаю, есть версия, что еë и не было никогда, это просто глюк Икара. Но тогда хочется убрать еë из спектакля вовсе. И получится, что идею создания крыльев Икару подкинет Бард. Меня бы такой поворот сюжета очень устроил.
Исполнительницы роли Музы Елена Минина и Вилена Соколова замечательные актрисы и вокалистки, но им просто нечего играть:(
7. Главный герой, гений-изобретатель, тоже во многом условен, но его образ всë же мощно вытаскивают своей игрой актёры, находя за что зацепиться. Да и музыка в случае с ним выводит к сути. Видела трëх Икаров (Евгения Кириллина, Евгения Егорова, Александра Казьмина). Все прекрасны, все понравились, но казьминский предсказуемо больше всех: в основном за счëт невербальных средств Саша сделал его живым, нежным, горячим и даже эмпатичным. За ним хочется лететь! Двое других кажутся сильно нейроотличными, что, может быть, по сюжету и логично (гений-аутист), но для образа Мессии несколько странно.
Ведь по сути Икар это Христос, отдающий себя в жертву ради спасения человечества.
8. Есть ли жизнь на Марсе в Полисе любовь? Видела недавно спор на ту тему. По-моему, нет. В обществе потребления любовь не живёт, она заменена комфортом и симбиотическими отношениями, которые были у Икара и Лии.
Есть ли братская любовь между Икаром и его другом Брутом? Тут меня тоже терзают сомнения. Они, конечно, выросли вместе в приюте и были рядом в работе и во всех трудностях, но в конце Брут отказывается лететь с Икаром и даже по приказу правителя соглашается его убить. О, меня бы очень устроил вариант, когда Икар, Брут, Бард и Бродяга улетают вместе:))) Безо всяких странных женщин:)
Любит ли свой народ правитель Полиса Тесей? Тоже сомнительно. В его действиях угадывается больше надзиратель, чем отец. Он сознательно культивирует общество потребления, потому что им легко управлять.
Но Музу, похоже, Икар всё же полюбил. Впервые в жизни. И это стало точкой невозврата. Он почувствовал то, чему не знал имени: "Тому, что переполняет, пока не могу дать имя, но я очень хочу поделиться этим с другими". Любовь это то, что сподвигло его сделать крылья и увести людей из царства мертвечины. Даже ценой своей жизни.
9. Рок-опера "Икар" это ещë и встреча с великолепными актëрами. Причëм уровень игры с каждым спектаклем всë выше. Если честно, 29 сентября я шла на спектакль с некоторой опаской, потому что состав в этот день был непривычный. Мне казалось, что в роли Бродяги никого кроме Ярослава Баярунаса быть не может, а потрясающую Эльмиру Диваеву в роли Лии просто не переиграть. Но оказалось, что "переигрывать" и не нужно. В другом касте мы получаем просто другую трактовку персонажей, не менее интересную.
Александр Шарабарин в роли Бродяги был прекрасен. Его Бродяга подросток, совсем юный, горячий, искренний. Он импульсивен и напрочь лишь хитрости, расчëта и некой искушенности, присущей этому персонажу в исполнении Баярунаса.
Лия в исполнении Дарьи Ким получилась гораздо мягче, чем у Эльмиры Диваевой. Это капризная избалованная девочка-селебрити, впервые в жизни терпящая неудачу. Верится в еë возраст, да, 21. А у Диваевой, похоже, все 30, расчëтливая стерва-убийца, с самой первой сцены очень страшная, хотя и сыгранная абсолютно гениально.
Ну, и главный герой, Икар Евгения Кириллина, мне тоже понравился на этот раз. По сравнению с первым увиденным мной в феврале спектаклем, просто очень убедительно. Для моих детей его образ Икара вообще канон:)
Да и вообще это тот случай, когда спектакль прекрасен не зависимо от каста. Да, ощущения будут разными, но всë работает. Что, кстати, признак отличного материала. Потому что если спектакль выезжает только на одном составе, с постановкой явно что-то не так. Вот с новой версией "Последнего испытания" как раз такой печальный случай (коли с силами соберусь, может быть, и о нëм напишу).
10. Рок-опера "Икар" — это ещё и встреча с мировой культурой. Спасибо еë создателям, композитору Антону Круглову и поэту и драматургу Наталье Макуни. Мало есть современных артефактов (даже не только спектаклей), так густо начинëнных цитатами, аллюзиями и реминисценциями из разных музыкальных, литературных и философских произведений, в диапазоне буквально начиная с античности до наших дней, от греческих мифов, откуда, как вы поняли, взяты имена некоторых героев, до современного искусства. Даже страшно. Тут тебе и Новый Завет, и святые отцы, и Ницше, и Стругацкие, и Эндрю Ллойд Вебер, и много кто ещё... Всё считают немногие. Но меня такой театр очень радует. Пусть каждый услышит и узнает свой культурный поток. Тем более что сам оригинальный материал рок-оперы, музыка и тексты либретто, прекрасны, анализировать их одно удовольствие (хотя чаще хочется просто наслаждаться).
10. Точно могу сказать, что "Икар" сделал меня чуть-чуть лучше. Через катарсис пришли новые силы и новые чувства, и я этому очень рада. Можно сказать, что этот спектакль —ещë и встреча с собой:)
Хочу ли я на "Икара" ещё? Да, очень!
Следующие показы 31 января, 1 и 2 февраля.
Советую ли я идти на этот спектакль? Да! Однозначно! Всем. Не знаю ни одного человека, который посмотрел бы "Икара" и остался равнодушным.
Хочется сказать: до встречи на "Икаре", друзья! И не забыть прибавить, как Лев Толстой в конце своих писем: ЕБЖ:)