Летом 1978 года в горной тайге в самом верховье Абакана пилоты, подбиравшие место для высадки геологов, случайно обнаружили хижину там, где её быть никак не могло. Позже об этом узнал краевед Николай Журавлёв и рассказал обо всём журналисту «Комсомольской правды» Василию Пескову. Вместе с проводником Ерофеем они втроём направились к отшельникам.
О том, как семья Лыковых встретила гостей и как прошла их первая ночь, мы рассказали здесь:
«Умирать собрался, а рожь сей»
На следующий день мужчины помогали Лыковым в сооружении новой хижины, которую те начали строить ещё когда Савин, Дмитрий и Наталья были живы. Место для нового жилья выбрали на «запасном» огороде. На сруб поднимали матицы, укладывали плахи для потолка, подгоняли укосы под будущую кровлю. Карп Осипович двигался быстро и сосредоточенно, словно опытный прораб, которому важна каждая деталь. Несколько раз он повторил пословицу: «Умирать собирайся, а рожь сей», давая понять, что и на девятом десятке лет не поздно браться за подобного рода работу.
После обеда пришлось приостановить начатое. Внезапный дождь изменил планы. Все укрылись в старой избушке – тёмной, пахнущей многолетней копотью.
Когда хозяин заметил, как Василий пытается что-то писать в полумраке, он неожиданно достал свечу – роскошь, запасы которой пополнялись редко. Увидев источник света, Агафья осторожно спросила: «Тятенька, можно ль?» – и, получив одобряющий кивок, достала с полки закоптелые богослужебные книги. Затем принесла иконы, вот только толстые слои сажи закрыли собой лики святых.
Сбежали от проблем
Заговорили о вере, о том, как Лыковы оказались в этих местах и почему не вернулись. Василия ответы на эти вопросы интересовали больше всего. В начале беседы Карп Осипович «прощупал почву» – проверил, что знает собеседник о сотворении мира, о всемирном потопе, знаком ли со священными текстами. Постепенно уходили всё глубже в прошлое – туда, к истокам семейной истории Лыковых. К моменту, когда они решили оставить привычную жизнь и отдалиться от всего мира.
Карп Осипович не знал ничего о боярыне Морозовой, но по духу она была ему близка – такая же принципиальная, с неуклонной верой и готовностью стоять до конца, лишь бы «не осеняться тремя перстами». Больше трёх веков назад начался церковный раскол и не прекращался он очень долго. Происходящие в стране события только укрепляли веру раскольников в их правоте.
Пётр I хоть и не проявлял интереса к религиозным спорам, но решил, что лучше вместо гонений поставить раскольников на учёт и обложить их двойным налогом. Часть общин смирилась с новым законом, а другие, собрав узелки, ушли туда, где их никто бы не смог достать.
Для розыска последних была создана Раскольничья контора. Однако территория страны слишком огромна, и в Заволжье, на Севере, в Придонье и Сибири оставались места, куда сложно было добраться. Именно там и осели «истинные христиане», как они себя величали.
Туда, где никто не достанет
Родители Карпа Лыкова пришли с тюменской земли и обосновались в глухом уголке тайги. В 150 километрах от Абазы долго существовала небольшая староверческая община с огородами, скотиной, охотой и рыбалкой. Эта точка на карте называлась Лыковская заимка. Там и родился Карп Осипович. Связь с внешним миром всё же была и осуществлялась она через редких посредников, обменивающих меха с рыбой на «соль и железо».
В 1923 году до заимки добралась таёжная банда. Несколько человек были убиты, других прогнали. Община распалась. Семь-восемь семей ушли дальше, к верховьям Абакана. Срубили деревья, возвели хижины, разбили огороды и остались здесь на несколько лет.
Но даже до такой глуши дошли события 30-х годов. Староверы восприняли их как продолжение прежних гонений. О тех годах Карп Осипович говорил неохотно, с заметной настороженностью. Именно тогда он и жена, Акулина Карповна, решили спрятаться ещё дальше.
Собрали на опустевшей заимке всё, что было нужно и дорого, взяли детей – Савину было одиннадцать, Наталье едва исполнился год – и выбрали место совсем недоступное, окончательно отрезав себя от общества.
«Что такое дыня?»
За разговорами свеча догорела и превратилась в лужицу. Тусклый огонёк то поднимался, то начинал мигать. Агафья неустанно поправляла фитилёк щепкой. Карп Осипович сидел на лежанке, обхватив колени, и внимательно слушал рассуждения о расколе. «Едак-едак…» – тихо откликался он.
Дверь оставили приоткрытой – чтобы было чем дышать и чтобы кошки могли выходить на ночную охоту. В щель пробивался свет полной луны.
– Как дыня… – заметил Ерофей.
Новое слово заинтересовало Агафью, и мужчина принялся объяснять, что это такое. Разговоры о религии сменились географией. По просьбе Агафьи Василий нарисовал на листке дыню, верблюда и человека в тюбетейке.
– Господи… – только и вымолвила она, узнав новую информацию.
Перед сном Агафья долго молилась. Легла рядом с котятами, пищавшими в темноте, и избушка вновь погрузилась в ту самую тишину, к которой здесь давно привыкли.
Продолжение этой истории опубликуем совсем скоро.
Подписывайтесь на канал «Ямал-Медиа», чтобы не пропустить его, а также другие интересные статьи и видео о жизни на Крайнем Севере и не только.
Первые части: