Найти в Дзене
ЯМАЛ-МЕДИА

«Это нам за грехи»: как семья таёжных отшельников приняла первых гостей за 40 лет

В 1980-е годы страну потрясла новость о найденных в сибирской тайге отшельниках. Они ушли в горы ещё в 50-х, и с тех пор ни разу не пересекались с людьми. Раскрыли их местоположение случайно, когда с вертолёта искали подходящую площадь для высадки специалистов. Любопытство овладело группой геологов, и они решили нанести визит «странной» семье… Начало истории читайте здесь. – Здравствуйте, дедушка! Мы к вам в гости… – осторожно начала Галина. Старик помедлил, провёл рукой по ремешку на стене и тихо ответил: – Ну, проходите, коли пришли… В хижине стоял тяжёлый запах сырости. В тёмном углу спрятались две женщины: одна рыдала, другая медленно оседала на пол, цепляясь за столб. – Это нам за грехи, за грехи… – не переставала говорить первая. Увидев испуганные глаза, Галина поняла – надо выйти. На улице старик, растерянно глядя на гостей, произнёс: – Это мои дочери. Геологи развели костёр, достали хлеб, чай, консервы. Минут через тридцать к ним вышли трое – старик и две женщины. За это время
Оглавление

В 1980-е годы страну потрясла новость о найденных в сибирской тайге отшельниках. Они ушли в горы ещё в 50-х, и с тех пор ни разу не пересекались с людьми. Раскрыли их местоположение случайно, когда с вертолёта искали подходящую площадь для высадки специалистов. Любопытство овладело группой геологов, и они решили нанести визит «странной» семье…

Начало истории читайте здесь.

Иллюстрация к истории создана при помощи ИИ
Иллюстрация к истории создана при помощи ИИ

– Здравствуйте, дедушка! Мы к вам в гости… – осторожно начала Галина.

Старик помедлил, провёл рукой по ремешку на стене и тихо ответил:

– Ну, проходите, коли пришли…

В хижине стоял тяжёлый запах сырости. В тёмном углу спрятались две женщины: одна рыдала, другая медленно оседала на пол, цепляясь за столб.

– Это нам за грехи, за грехи… – не переставала говорить первая.

Увидев испуганные глаза, Галина поняла – надо выйти.

На улице старик, растерянно глядя на гостей, произнёс:

– Это мои дочери.

Геологи развели костёр, достали хлеб, чай, консервы. Минут через тридцать к ним вышли трое – старик и две женщины. За это время они успокоились, но держались настороженно. От угощения отказались:

– Нам это не можно!

«Они хлеба даже не видели»

В чугунке поставили вариться картошку. На вопрос о хлебе старик ответил:

– Я-то едал. А они нет. Даже не видели.

Одеты женщины были, как и он, в мешковину – грубую, залатанную. Речь их понять удавалось не всегда: то и дело звучали архаичные слова, будто из старинной книги. Приходилось угадывать, что они значат, исходя из контекста.

К вечеру обстановка улучшилась. Удалось даже узнать имена членов семьи: старика звали Карп Осипович, дочерей – Наталья и Агафья. Все Лыковы.

Во время беседы 38-летняя Агафья вдруг оживилась:

– Я умею читать! – сказала она и принесла закопчённую Библию.

Нараспев прочла молитву. Потом передала книгу 46-летней сестре. Было заметно: умение читать в глуши, где нет ни школы, ни света – их повод для гордости.

– А ты умеешь читать? – спросила Агафья Галину.

– Умею. И писать тоже.

Старик и дочери переглянулись, будто немного разочаровавшись. Значит, это не исключительный дар. Но начальника группы теперь зауважали больше.

«Нам не можно жить с миром»

Следом Карп Осипович задал Галине волнующий его вопрос:

– Девка ли ты? По голосу – вроде девка, а одежа…

Когда узнал, что сидящая перед ним женщина ещё и руководит мужчинами, был ошарашен.

– Неисповедимы дела твои, Господи! – воскликнул он.

И все трое перекрестились.

Геологов по-прежнему интересовало, зачем Лыков с женой почти 50 лет назад ушёл в тайгу. Объяснил он поступок «божьим повелением».

– Нам не можно жить с миром.

Принесённые подарки – нитки, иголки, рыболовные крючки – приняли с искренней радостью. Ткань сёстры долгое время не выпускали из рук.

Так прошла первая встреча. Прощались уже почти по-дружески. Гости уходили с чувством, что теперь в этой избушке их ждут.

«Смотри, девка стоит!»

Как только выдавалась возможность, они приходили снова. С каждым разом узнавали всё больше нового. Но однажды, вернувшись, не застали старика. Сёстры отвечали уклончиво:

– Скоро придёт.

Карп Осипович появился позже – и не один. С ним шли двое мужчин: босые, в мешковине, бородатые, с посохами. Один, увидев Галину, тут же крикнул брату:

– Дмитрий, девка стоит!

Старик осадил его и представил:

– Это старший, Савин. А это – Дмитрий. Родился тут…

Братья жили отдельно, в шести километрах отсюда. Между двумя избами тянулась узкая тропа.

Геологи не переставали приглашать семью в свой лагерь, но раз за разом слышали один ответ:

– Нам это не можно.

И вдруг однажды у палаток послышались шаги. Пришли все пятеро – старик и его дети. В руках посошки, за плечами мешки с картошкой и орехами – гостинцы.

«Нам с вами не можно»

Разговор протекал оживлённо, но ели каждый своё. Трапеза отшельников состояла из картофельного «хлеба» и орехов. Запивали водой из туесков, затем пришло время молитвы.

Перед ночлегом Лыковым предложили палатки. Дмитрий лёг, не снимая одежды. Савин сел рядом и уснул сидя.

– Так Богу угодней, – пояснил мужчина.

Когда выпал снег, и геологам пришло время улетать, Галина сказала с улыбкой:

– А если с нами? Поселитесь где захотите, избу поможем поставить, огород заведёте…

– Нет, нам не можно, – отрезал старик.

Тайна, окутанная мраком

Вертолёт поднялся над гольцами. У хижины стояли пятеро босоногих людей. Они не махали вслед, не кричали. Только один опустился на колени и стал молиться.

Новость об отшельниках быстро разошлась. Спорили о том, что за семья такая, пытались понять причину ухода. Староверы, беглые – кто же они? Предположили даже, что Карп – поручик-белогвардеец, по слухам убивший старшего брата и скрывшийся вместе с его женой.

Чтобы узнать правду, краевед Николай Журавлёв решил сам отправиться в горную Хакасию – туда, где за деревьями и снегом пряталась избушка Лыковых…

Друзья, продолжение этой истории мы опубликуем совсем скоро. Подписывайтесь на канал «Ямал-Медиа», чтобы не пропустить его, а также другие интересные статьи и видео о жизни на Крайнем Севере и не только.

Первая часть: