Китайский автопром любят описывать словами «хаос», «лабиринт» и «джунгли». Но всё проще: это огромная и хорошо выстроенная сеть групп, подконтрольных либо региональным властям, либо частному капиталу. Диаграмма аналитика Фелипе Муньоса как раз приводит порядок в эту картину: одни холдинги владеют десятками марок, другие — парой нишевых проектов, но все они формируют гигантскую экосистему, где связи порой важнее технологий и дизайна. В центре китайского автопрома стоят четыре группы: Geely, BYD, Chery и Changan. Вместе они удерживают около 56% внутреннего рынка — и это не случайность. Часть этих компаний принадлежит государству или находится под плотным контролем региональных властей. Чем ближе штаб-квартира к политическому центру, тем ощутимее поддержка: земля под новые заводы, доступ к льготному кредитованию, быстрые согласования и приоритет при госзакупках. Такая система похожа на лифт, который работает только вниз: группы поднимают наверх собственные бренды и суббренды, а всех о