Очень редко пишу что-то про мотоциклы. По той простой причине, что никогда ими не интересовался и ничего в них не понимаю. Но вот отечественной промышленностью в целом интересуюсь. Разумеется, знаю и про ИМЗ — Ирбитский мотоциклетный завод, который существует в одноименном городе с 1941 года.
Кстати, если кто-то не знает, то Ирбит — это совсем небольшой город в свердловской области с населением в 36 тысяч человек. И на этом стоит сделать акцент, потому что сегодня мотоциклы марки «Урал» больше всего востребованы не в родной стране, а за её пределами.
Кроме того, среди их владельцев есть король Иордании, например. А клубы любителей «Уралов» присутствуют даже в Австралии и Корее. Иными словами, после своего очередного банкротства и возрождения в начале 2000-х годов завод переориентировался на экспорт.
И как показали следующие 20 лет — всё правильно сделал. Классические тяжелые мотоциклы из Ирбита пришлись по душе иностранцем. Даже у Брэда Питта такой есть.
Но самое главное — удалось сохранить предприятие и не допустить его полного исчезновение. А ведь оно маячило на горизонте очень заметно. К примеру, в 1998 году завод продал мотоциклов на 67 миллионов, а вот долгов у ИМЗ было к тому моменту на 380 миллионов.
Но казалось бы, что эти времена прошли. Да, «Урал» больше не является народной маркой в своей отчизне. Да, их мотоциклы стоят, как Лада Веста в хорошей комплектации и стали больше предметом статуса, чем средством передвижения.
Но разве это плохо? У заводчан есть работа, бренд Ural шагает по планете. Жить бы и радоваться.
Что могло пойти не так?
Как сообщают новостные издания, из-за санкций «Урал» потерял возможность поставлять свои мотоциклы на важнейшие для себя рынки. Например, в США, где российскую технику любят, уважают и покупают, что самое важное.
Более того, сами руководители предприятия называют американский рынок ключевым для своего завода.
Поэтому было принято решение остановить производство классических моделей «Уралов». Здесь бы я хотел сделать акцент на слове «остановить», так как оно подразумевает, что его можно будет возобновить.
То есть, сразу делаем себе засечку, что коллектив завода не распускают, а производственное оборудование не пускают под пресс.
Другое вопрос, когда его можно будет возобновить? Через год, пять или десять лет?
Кроме того, в своём письме глава предприятия Илья Хайт сообщает, что сейчас компания теряет деньги с каждого проданного мотоцикла. То есть, работает себе в убыток.
Ведь ещё в 2022-ом производство мотоциклов было перенесено в Казахстан. Но в прошлом году эта идея была признана экономической ошибкой. Да, продукцию получалось отправлять покупателям в западные страны, но себе в убыток.
Поэтому от модели, на которой «Урал» жил чуть ли не 20 лет, пришлось отказаться.
Приглашаю в мой канал в Telegram, где я собираю всё о нашем автопроме в коротком формате. Новости, заметки и редкие факты.
Что дальше будет происходить с ИМЗ?
Нынешнее руководство завода с предприятием уже давно. Это именно они погасили долги ИМЗ, а затем придумали и взяли курс на создание бренда Ural, как премиальной вещи для зажиточных иностранцев, которым хочется чего-нибудь эдакого.
И ведь получилось. Вот и сейчас они тоже довольно быстро нашли новый вектор. Конечно, ещё неизвестно, окупится ли, но будущее у мотоциклов «Урал» довольно определенное.
Кстати, головной завод в Ирбите продолжает работать. Там выпускают небольшие партии мотоциклов для внутреннего рынка (не только же заграницей есть зажиточные любители тяжелых мотоциклов с коляской), а так же выпускают запчасти.
Но этого очевидно недостаточно, чтобы годами и десятилетиями сохранять ценные кадры, документацию, да и сам завод в своём физическом воплощении.
Поэтому было принято решение переориентироваться на сотрудничество с Китаем. А с кем же ещё, правда?
Но не в том смысле, как многие сейчас подумали. Нет, в Ирбите не собираются брать дешевые китайские мотоциклы, приклеивать к ним в России надпись Ural и продавать под видом российских.
Здесь стратегия совсем другая. «Урал» совместно с китайской компанией Yingang открывает совместный проект. Суть в том, что на территории КНР будет налажено производство принципиально новой модели ИМЗ — мотоцикла Ural Neo 500.
Он был представлен публике только лишь летом этого года. Оснащается мотором на 500 «кубиков» или 36 лошадиных сил. Ожидалось, что в США новинка будет стоить 15 тысяч долларов.
То есть, около 1,2 миллиона российских рублей. Платформа у машины донорская (то бишь, китайская?), но в доводке принимали участие специалисты из «Урала».
Где его будут продавать?
Как я понял из новостных сводок, ИМЗ не отказывается от работы с американским рынком. Просто хочет вернуться на него через Китая с новой моделью. И теперь делает акцент на более дешевых мотоциклах.
Для более массового потребителя, а не только для Брэда Питта и сотоварищей. Потому что классические модели стоят дороже. Как я уже упоминал, на официальном сайте представителей завода в РФ есть мотоциклы по 1,7-1,9 миллионов рублей.
Neo 500 выйдет на полмиллиона дешевле.
Советую посмотреть:
Вам нравится контент на моём канале? Теперь у вас есть возможность поблагодарить автора и отправить немного монет на чай. 50 рублей, 100 рублей или любую другую сумму. Спасибо!