Все 1990-е годы прошлого века нижегородские конструкторы с Горьковского автозаводы пытались осилить выпуск принципиально новой «Волги». Сначала ею должен был стать ГАЗ-3105, разрабатывавшийся ещё в последние годы Советского Союза.
Для СССР и ранней России автомобиль получился уникальным, прорывным. Чего стоит только наличие полного привода, климатической системы с электронным управлением или электрические приводы не только передних, но и задних сидений.
Но когда этот автомобиль добрался до конвейера уже в Российской Федерации, то внезапно выяснилось, что на выходе он получается дороже аналогичных седанов от немецких марок Mercedes или Audi.
Поэтому конкурировать с ними было попросту невозможно. На ГАЗе понимали, что будущего у проекта нет и решили его закрыть.
Но бросать свои наработки им не хотелось. Поэтому на столичном автосалоне в 1998 году были представлены две новые «Волги» с индексами ГАЗ-3103 и ГАЗ-3104. Разница заключалась только в отсутствии или наличии полного привода.
К слову, за современный и лаконичный дизайн данные «Волги» собрали сразу несколько авторитетных наград в тот год. В плане оснащения нижегородцы пошли на удешевление конструкции, чтобы оставаться в рынке.
Про электрические регулировки всего и вся следовало забыть. Но всё равно по тем временам ГАЗ-3104 и его собрат были укомплектованы неплохо. С водительской подушкой безопасности, усилителем руля, системой ABS и дисковыми тормозами.
Тотальной экономии на мелочах всё равно не было. Например, оставили вставки под дерево, да и стеклоподъёмники все электрические. Без «вёсел».
Однако, несмотря на признание публики и все свои награды, эти «Волги» не стали серийными от слова совсем. Так и остались прототипами. По большей части, их сгубил тот самый кризис 1998 года.
Всё это время завод продолжал выпускать уже морально устаревшие «Волги» семейства ГАЗ-3102. То есть ГАЗ-31029, который позже переродился в ГАЗ-3110. И эти машины покупали, но какой-то перспективы в них уже давно не было.
Поэтому на фиаско с ГАЗ-3104 работники ГАЗа не остановились.
ГАЗ-3111, о котором я и хочу сегодня напомнить, не стал дальнейшим этапом развития нового поколения «Волги». Он разрабатывался не после ГАЗ-3104, а параллельно с ним. Просто ставку было решено сделать на модель с тремя единицами в индексе.
Чем была хороша эта «Волга» и почему не получилось даже у неё? Вот как раз эти моменты и хочу предложить обсудить в этой статье.
Вам нравится контент на моём канале? Теперь у вас есть возможность поблагодарить автора и отправить немного монет на чай. 50 рублей, 100 рублей или любую другую сумму. Спасибо!
ГАЗ-3111 — что он собой представлял и чем выделялся на фоне отечественного автопрома?
Начнём с того, что силовая конструкция кузова полностью отвечала тогдашним требованиям по пассивной безопасности от EuroNCAP. Уже исключительное явление для российских автомобилей тех времён.
Кроме того, в салоне этой «Волги» предусмотрены места для установки подушек безопасности. Многие элементы управления в салоне доведены до уровня иномарок. Скажем, переключатель света фар.
А в разработке кресел помогала фирма Lear. Остался на машине и блок климатической системы, как и на более ранних прототипах современной «Волги».
Если заканчивать разговор о кузове, то стоит отметить, что ГАЗ-3111 окрашивался в удивительно большое количество цветов. Начиная с оттенка красного вина и заканчивая оттенками синего или чёрным. А всего вариантов было около десяти.
Что по моторам и другому оборудованию?
Наиболее часто на серийных машинах встречался бензиновый агрегат от ЗМЗ с 16 клапанами. Выдавал он 155 лошадиных сил. Но было и несколько экземпляров с дизельным ГАЗ-560 или V-образным ГАЗ-3105 на 170 лошадок.
В конце концов, моторный отсек этой «Волги» позволял устанавливать различные двигатели с рабочим объёмом до 4,5 литров.
Коробку передач решили сделать механической. Более того, во многом она унифицирована с ГАЗ-3110. Но и доработана под иной кузов.
Рулевая колонка регулировалась по высоте, а само управление оснащалась гидравлическим усилителем. Передние тормоза дисковые во всех вариантах комплектации, а вот задние могли быть барабанными или дисковыми в зависимости от уровня оснащения.
Эта «Волга» стал первым отечественным автомобилем, который получил систему ABS.
В передней подвеске современные шаровые вместо шкворней, а вот задняя осталась на рессорах. Но разработчики предполагали, что после запуска серийного производства смогут быстро переделать её в независимую многорычажную подвеску на пружинах.
По крайней мере, таков был план.
Куда пропала эта «Волга»?
Выехать за пределы испытательных полигонов и автомобильных выставок у неё получилось. С 2000 по 2004 годы было собрано около 500 таких автомобилей. И они даже попали в свободную продажу, но массовыми так и не стали.
Как отмечают эксперты, да и некоторые бывшие работники завода, ГАЗ-3111 сделал скачок, но скорее вбок, чем вперёд. Иными словами, в потребительских качествах новинка всё равно проигрывала импортным одноклассникам того времени.
И поэтому мало кого заинтересовала. Никакие экономические волнения ей не помешали. Напротив, она заходила на рынок в начале так называемых «тучных лет». Но её это не спасло.
Всех разочаровали задние рессоры?
Советую посмотреть:
Приглашаю в мой канал в Telegram, где я собираю всё о нашем автопроме в коротком формате. Новости, заметки и редкие факты.