Найти в Дзене
Альтернативная история

Турбина против поршня. Паротурбинные локомотивы Российской империи

Оглавление

На заре XX века инженерная мысль Российской империи бурлила: от воздухоплавания до электрификации железных дорог. Но в тени громких достижений существовала идея, которая могла изменить ход развития локомотивостроения — паротурбинный локомотив.

Пока Европа только экспериментировала с турбинами Парсонса, а в Британии рождались первые паротурбинные поезда, российские инженеры мечтали о «локомотиве будущего», где мощный поток пара вращает турбину, а та — колёса напрямую через редуктор.
Эта концепция сочетала промышленный прогресс, энергоэффективность и романтику технической революции, которой, увы, не суждено было состояться.

Самый большой в мире паротурбовоз Pennsylvania Railroad тип S2
Самый большой в мире паротурбовоз Pennsylvania Railroad тип S2

Контекст: Россия и мировой поиск «идеального» локомотива

В начале XX века паровозная техника подошла к пределу эффективности поршневых машин. Потери энергии на трение и возвратно-поступательные движения ограничивали КПД на уровне 6–8%.
Инженеры всего мира искали выход — и нашли его в турбине.

  • В 1907 году англичане испытали первый турбопаровоз Turbomotive LMS 6202.
  • В Германии проектировали турбопаровозы системы Линке-Хофман.
  • В России идеи турбин обсуждались ещё в 1908–1912 гг. на кафедрах Петербургского института инженеров путей сообщения и Путиловском заводе.
-2

Один из наиболее успешных паротурбинных локомотивов Великобритании LMS Turbomotive

Среди энтузиастов выделялся инженер В. П. Князев, который в 1912 году представил концепцию «паротурбинного локомотива прямого действия».

Проект инженера Князева (1912 г.)

Источники утеряны, но реконструкция на основе публикаций в журнале «Железнодорожное дело» (1913) и архивов НИИДЖТ позволяет восстановить основные принципы.

Конструкция

  • Паротурбина осевого типа, аналогичная судовым турбинам Парсонса.
  • Редуктор на ведущую ось с передаточным отношением 1:8.
  • Двухступенчатая конденсация пара — для повышения КПД.
  • Котёл с повышенным давлением (до 18 кг/см²).
  • Топливо — донецкий антрацит или нефть.
  • Максимальная скорость — 120 км/ч (для пассажирских линий).
  • Масса — 120 тонн с тендером.

Таблица характеристик (по реконструкции)

  • Тип локомотива – Паротурбинный, осевая схема 2–8–2
  • Мощность – 2800 л.с.
  • Давление пара – 18 кг/см²
  • КПД турбины – до 15% (против 8% у поршневых)
  • Скорость – до 120 км/ч
  • Масса локомотива – 120 т
  • Топливо – антрацит / мазут
  • Конденсатор – встроенный, водооборотный
  • Особенности – отсутствие поршней, плавность хода, низкий шум

Почему проект не воплотился

  1. Отсутствие подходящих турбин. Российская промышленность тогда не производила компактных турбин высокой мощности.
  2. Сложность редукторных передач. Требовалась высокоточная обработка зубчатых колёс — технологии были только на судостроительных заводах.
  3. Недоверие МПС. Министерство путей сообщения сочло проект «интересным, но преждевременным».
  4. Война. После 1914 года все ресурсы ушли на военные нужды.

Альтернативный сценарий: «Русский Турбопаровоз»

Что если бы Путиловский завод в 1913 году всё же построил опытный образец?

  • Россия могла бы стать первой страной, внедрившей турбопаровоз в регулярную эксплуатацию.
  • Конструкторская школа получила бы толчок, а турбинное производство развилось бы на 20 лет раньше.
  • К 1930-м годам СССР имел бы собственную серию турбопаровозов, способных конкурировать с западными тепловозами.
  • Вероятно, в послевоенный период страна перешла бы сразу к турбоэлектрическим поездам, минуя переходный этап.
-3

Заключение

Проект турбопаровоза Российской империи остался лишь в виде чертежей и споров на заседаниях инженерных обществ.
Однако сама идея — сделать паровую машину тише, быстрее и экономичнее — опередила своё время.
Если бы судьба распорядилась иначе, Россия могла бы войти в историю как родина первого
высокоскоростного турбопаровоза, и история железных дорог XX века пошла бы по совершенно иному пути.

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Нереализованные проекты локомотивов Российской империи: забытые идеи и несостоявшиеся прорывы - Альтернативная История
На всех парах! (Steam Speed, 5D) - Альтернативная История

Источник: https://alternathistory.ru/turbina-protiv-porshnya-paroturbinnye-lokomotivy-rossijskoj-imperii/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉