На заре XX века инженерная мысль Российской империи бурлила: от воздухоплавания до электрификации железных дорог. Но в тени громких достижений существовала идея, которая могла изменить ход развития локомотивостроения — паротурбинный локомотив.
Пока Европа только экспериментировала с турбинами Парсонса, а в Британии рождались первые паротурбинные поезда, российские инженеры мечтали о «локомотиве будущего», где мощный поток пара вращает турбину, а та — колёса напрямую через редуктор.
Эта концепция сочетала промышленный прогресс, энергоэффективность и романтику технической революции, которой, увы, не суждено было состояться.
Контекст: Россия и мировой поиск «идеального» локомотива
В начале XX века паровозная техника подошла к пределу эффективности поршневых машин. Потери энергии на трение и возвратно-поступательные движения ограничивали КПД на уровне 6–8%.
Инженеры всего мира искали выход — и нашли его в турбине.
- В 1907 году англичане испытали первый турбопаровоз Turbomotive LMS 6202.
- В Германии проектировали турбопаровозы системы Линке-Хофман.
- В России идеи турбин обсуждались ещё в 1908–1912 гг. на кафедрах Петербургского института инженеров путей сообщения и Путиловском заводе.
Один из наиболее успешных паротурбинных локомотивов Великобритании LMS Turbomotive
Среди энтузиастов выделялся инженер В. П. Князев, который в 1912 году представил концепцию «паротурбинного локомотива прямого действия».
Проект инженера Князева (1912 г.)
Источники утеряны, но реконструкция на основе публикаций в журнале «Железнодорожное дело» (1913) и архивов НИИДЖТ позволяет восстановить основные принципы.
Конструкция
- Паротурбина осевого типа, аналогичная судовым турбинам Парсонса.
- Редуктор на ведущую ось с передаточным отношением 1:8.
- Двухступенчатая конденсация пара — для повышения КПД.
- Котёл с повышенным давлением (до 18 кг/см²).
- Топливо — донецкий антрацит или нефть.
- Максимальная скорость — 120 км/ч (для пассажирских линий).
- Масса — 120 тонн с тендером.
Таблица характеристик (по реконструкции)
- Тип локомотива – Паротурбинный, осевая схема 2–8–2
- Мощность – 2800 л.с.
- Давление пара – 18 кг/см²
- КПД турбины – до 15% (против 8% у поршневых)
- Скорость – до 120 км/ч
- Масса локомотива – 120 т
- Топливо – антрацит / мазут
- Конденсатор – встроенный, водооборотный
- Особенности – отсутствие поршней, плавность хода, низкий шум
Почему проект не воплотился
- Отсутствие подходящих турбин. Российская промышленность тогда не производила компактных турбин высокой мощности.
- Сложность редукторных передач. Требовалась высокоточная обработка зубчатых колёс — технологии были только на судостроительных заводах.
- Недоверие МПС. Министерство путей сообщения сочло проект «интересным, но преждевременным».
- Война. После 1914 года все ресурсы ушли на военные нужды.
Альтернативный сценарий: «Русский Турбопаровоз»
Что если бы Путиловский завод в 1913 году всё же построил опытный образец?
- Россия могла бы стать первой страной, внедрившей турбопаровоз в регулярную эксплуатацию.
- Конструкторская школа получила бы толчок, а турбинное производство развилось бы на 20 лет раньше.
- К 1930-м годам СССР имел бы собственную серию турбопаровозов, способных конкурировать с западными тепловозами.
- Вероятно, в послевоенный период страна перешла бы сразу к турбоэлектрическим поездам, минуя переходный этап.
Заключение
Проект турбопаровоза Российской империи остался лишь в виде чертежей и споров на заседаниях инженерных обществ.
Однако сама идея — сделать паровую машину тише, быстрее и экономичнее — опередила своё время.
Если бы судьба распорядилась иначе, Россия могла бы войти в историю как родина первого высокоскоростного турбопаровоза, и история железных дорог XX века пошла бы по совершенно иному пути.
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
Источник: https://alternathistory.ru/turbina-protiv-porshnya-paroturbinnye-lokomotivy-rossijskoj-imperii/
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉