Создание киноэпопеи «Война и мир» Сергея Бондарчука стало не только культурным, но и политическим проектом государственного масштаба. Как создавалась этот шедевр, читать в данной статье.
Если нравится контент, то подписывайтесь на канал Киноборт, рассказывайте друзьями и делайте репосты в свои социальные сети — это здорово меня мотивирует делать новый контент! Также, читайте другие статьи:
Вызов Голливуду: почему СССР потребовалась своя «Война и мир»
Импульсом к созданию отечественной версии послужил фильм американского режиссёра Кинга Видора, вышедший в 1956 году. Несмотря на успех у советского зрителя, голливудская версия задела самолюбие советских кинематографистов. В ответ было решено создать экранизацию, которая превзошла бы западный аналог и в точности толстовского замысла, и в зрелищности.
Выбор режиссёра
Изначально кандидатом на роль постановщика был Иван Пырьев. В мае 1958 года директор «Мосфильма» Л. А. Антонов направил официальное письмо в Министерство культуры, где обосновывал выбор Пырьева и представлял смету в 22-25 млн рублей, проводя параллель с американской версией, стоившей 18 млн долларов.
Однако проект Пырьева не получил одобрения. Перелом наступил в 1961 году, когда группа видных деятелей культуры и военных историков направила коллективное письмо министру культуры Екатерине Фурцевой, настаивая на кандидатуре Сергея Бондарчука – молодого режиссёра, недавно покорившего мир «Судьбой человека».
«В конце февраля 1961 г. у Министра Культуры СССР т. Фурцевой Е. А. произошло совещание, на котором присутствовали Баскаков В. Е., Цветков И. И., Разумовский В. В., Сурин В. Н., Бондарчук С. Ф., Циргиладзе В. С. и Иванов Н. А. На этом совещании был решен вопрос об экранизации величайшего произведения русской и мировой классики – романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Дело №2994, опись 6 («Анализы технико-экономических показателей по фильму «Война и мир»).
Сценарная битва: искусство отстаивать своё видение
Работа над сценарием стала настоящим полем битвы. После отказа Виктора Некрасова сценаристом стал редактор «Мосфильма» Владимир Соловьёв. Уникальность подхода заключалась в том, что сценарий создавался сразу как литературно-режиссёрский, где каждая страница представляла собой будущий кадр.
Авторам пришлось отстаивать своё видение перед многочисленными консультантами:
- Генерал В. В. Курасов требовал увеличить количество военных сцен;
- Литературовед Н. К. Гудзий настаивал, чтобы французские персонажи говорили по-русски;
- Критик В. Шкловский предлагал сместить акцент на «народное начало».
Бондарчук и Соловьёв смело отстаивали свои решения, включая знаменитую сцену, где Кутузов дремлет на военном совете, и использование иностранной речи для достоверности.
Философский стержень: жизнь и смерть как лейтмотив
Бондарчук видел в эпопее Толстого не просто историческую драму, а глубокое философское произведение о жизни и смерти. В своих объяснениях он подчёркивал:
«Я для себя лично рассматриваю эту вещь, как жизнь и смерть. Война — это смерть и не только смерть на войне, но смерть и в жизни».
Эта концепция пронизывала все сцены – от смерти старого Безухова до знаменитой охоты, которую режиссёр трактовал не как изображение помещичьих нравов, а как мощную метафору борьбы жизни и смерти.
Беспрецедентная поддержка и историческая точность
Проект получил беспрецедентную государственную поддержку. Министр культуры Фурцева лично подписала приказ, разрешавший начать подготовительные работы до утверждения сценария – случай беспрецедентный в советской кинопрактике.
К работе привлекли лучших специалистов:
- Военные консультанты обеспечивали достоверность батальных сцен
- Историки костюма создавали точные реконструкции
- Художники разрабатывали декорации, соответствующие эпохе
Даже порядок ведения боя батареей Тушина был восстановлен с документальной точностью.
Однако, производство не обошлось без конфликтов. Художник-постановщик Евгений Куманьков, создавший огромное количество эскизов, покинул проект из-за творческих разногласий с Бондарчуком, оставив группе всю подготовительную работу.
Несмотря на все сложности, семилетний труд увенчался триумфом. Фильм получил «Оскар» как лучший иностранный фильм 1969 года и признание во всём мире.
Наследие Бондарчука
Киноэпопея «Война и мир» остаётся не только вершиной творчества Бондарчука, но и уникальным примером того, как искусство может побеждать идеологические догмы. Благодаря твёрдости режиссёра и его команды, зритель увидел не пропагандистское полотно, а глубокое философское осмысление вечных тем — именно таким, каким его задумал Лев Толстой.
Документы из архива «Мосфильма» свидетельствуют: создание этого шедевра стало возможным благодаря редкому сочетанию государственной поддержки, творческой смелости и безграничной преданности искусству.
Спасибо за прочтение!
Другие статьи на канале: