Советский кинематограф, породивший шедевры, вошедшие в золотой фонд мирового искусства, существовал в условиях уникальной экономической модели. С одной стороны — тотальная идеологизация и централизованное планирование, с другой — творческие поиски и создание народно любимых картин. В этой статье предлагаю разобраться в том, какие гонорары были у советских актеров и режиссеров. А также понять саму логику финансовой составляющей культурной политики СССР.
Напоминаю, не забудьте подписаться на канал, на другие соц.сети Телеграмм и YouTube. Делитесь ими с друзьями — это здорово меня мотивирует делать новый контент. Также, читайте другие статьи на канале:
Структура оплаты труда в кинематографе: принципы и парадоксы
Начнем с того, что разберемся с тем, как была устроена финансовая модель кинопроизводства.
1. Государственно-плановый характер
Кинопроизводство было полностью государственным. Финансирование картины определялось не потенциальной кассовой выручкой, а утвержденной сметой и идейно-художественной ценностью проекта, определяемой худсоветом. Это исключало понятие "роялти" или процентов от проката — система была ориентирована на разовое вознаграждение.
2. Тарифная сетка и категории
Раньше в СССР актеров оценивали по трем квалификационным категориям: высшая, первая, вторая. Категория присваивалась в зависимости от учреждения культуры (Мосфильм, Ленфильм и др.), к которой прикреплен артист. У каждой категории были свои тарифные ставки.
- Высшая категория была поделена на две подкатегории. Они определялись уровнем значительности актерских работ. Даже учитывались не сами главные роли, а конкретные образы, выдающиеся киновоплощения. Оклады в первой подкатегории были такими — 450 рублей во время съемок, 300 рублей на время простоя. Во второй — 350 рублей и 230 рублей.
- Артистов первой категории делили на две группы по такому же принципу. Оклад для первой группы был 250 рублей за съемки и 160 рублей за простой, вторая — 200 и 145 рублей.
- Во второй категории все получали 180 рублей за период съемок, не снимаясь — 120 рублей. Разумеется, были доплаты в виде премии за фильм, так как картины тоже получали категории, были надбавки - за звания, награды, стаж, профессионализм.
Далее, во время производства кинокартины учитывалось:
- Количество съемочных дней: Актер получал ставку за каждый день работы на площадке.
- Производились доплаты: За работу в сложных условиях (например, на холоде или в воде), за участие в озвучивании, за применение специальных навыков (верховая езда, фехтование).
После выхода фильма дополнительно можно было получить "Единовременный гонорар": Это была основная переменная часть дохода, в которой учитывалось:
- Значимость роли: Главная, второстепенная, эпизод.
- Категория фильма: Высшая, первая или вторая категория, присваиваемая по итогам приемки. Идейно значимые и высокохудожественные ленты оплачивались лучше.
Для большего понимания приведу пример: фильмы, признанные "идейно и художественно ценными" (фактически — успешно решавшие задачи партийной пропаганды), могли принести съемочной группе и актерам значительные премии. Это создавало уникальный советский парадокс: комедия, ненавязчиво пропагандирующая советские ценности (как те же гайдаевские ленты), могла быть материально выгоднее для создателей, чем глубокий авторский фильм.
Детальный анализ гонораров на примере культовых картин
«Кавказская пленница» (1966)
- Александр Демьяненко (Шурик): 5220 руб. — Сумма огромная, эквивалент 3-4 годовых окладов инженера. Объясняется статусом актера, количеством съемочных дней (74) и высочайшей категорией, которую в итоге получила картина.
- Наталья Варлей (Нина): 1219 руб. — Для молодой, малоизвестной на тот момент актрисы это был очень хороший дебютный гонорар.
- Юрий Никулин (Балбес): 4238 руб. — Высокий гонорар, соответствующий статусу всенародно любимого артиста.
- Фрунзик Мкртчян (Джабраилов): 939 руб. — Невысокая сумма объясняется тем, что он был "приглашенной звездой" из Армении и, вероятно, снимался меньшее количество дней.
«Иван Васильевич меняет профессию» (1973)
- Юрий Яковлев (Иван Грозный/Бунша): 4300 руб. — Феноменальная сумма. Роль была чрезвычайно сложной актерски (игра двух противоположных характеров), требовала высокой концентрации и множества съемочных дней. Это оплата труда мастера.
- Леонид Куравлев (Жорж Милославский): 2312 руб. — Достойный гонорар для ключевой роли.
- Наталья Крачковская (Ульяна Андреевна, жена Бунши): 347 руб. — Яркий пример "обделенности" эпизодических, но чрезвычайно запоминающихся ролей. Актриса создала хрестоматийный образ, но по тарифной сетке это был небольшой эпизод.
«Три плюс два» (1963)
А вот как работала система надбавок. Сперва комедии «Три плюс два» комиссия присвоила 2-ю категорию, но увидя, как публика спешит в кинотеатры, приняли решение дать картине высшую категорию. В результате исполнители главных ролей фильма Андрей Миронов, Наталья Фатеева, Евгений Жариков, Наталья Кустинская и Геннадий Нилов получили дополнительно по 300 рублей.
Для понимания, на момент выхода фильма средняя зарплата советского работника составляла 80 рублей.
«17 мгновений весны» (1973)
Вячеслав Тихонов за роль Штирлица получил около 5500 руб. — Съемки сериала шли несколько лет, так что сумма, хоть и солидная, была растянута во времени.
«Войну и мир» (1965-67)
Режиссер Сергей Бондарчук за сериал «Войну и мир» получил порядка ~30 000 руб. — Эта сумма не выглядела астрономической в пересчете на пять лет изнурительных съемок, но была беспрецедентной для СССР. При этом не учитывались деньги, которые заплатили ему за роль Пьера Безухова.
Нематериальные бонусы и привилегии
Высокие гонорары были лишь частью успеха. Подлинной "валютой" советской элиты были дефицитные блага:
- Жилье: Знаменитые актеры (Куравлев, Никулин, Миронов) получали квартиры в престижных домах (например, на Кутузовском проспекте в Москве).
- Командировки за рубеж: Участие в фестивалях было не только почетным, но и давало доступ к "импортным" товарам.
- Доступ к спецраспределителям: Возможность покупать качественные продукты и товары в закрытых магазинах.
Искусство вне рынка
Как вы можете заметить значительная разница в оплате, обусловленная не только экранным временем, но и звездным статусом, а также республиканской принадлежностью актера. Система оплачивала не степень народной любви или культурного вклада, а формальные параметры: количество дней, вовлеченность, сложность грима, количество реплик.
Советская система была несправедлива не только к актерам второго плана, но и к женщинам. Наталья Селезнева, Светлана Светличная, Наталья Кустинская получали на порядок меньше своих коллег-мужчин за роли, ставшие визитной карточкой фильмов. Это отражало общую патриархальную структуру общества.
Система оплаты труда в кино была порождением своего времени. Она:
- Исключала рыночную стихию, делая актеров зависимыми от воли чиновников и худсоветов.
- Создавала вопиющее неравенство между "звездами" первой величины и всеми остальными, причем критерии этого неравенства часто были формальными и несправедливыми.
- Подменяла денежное вознаграждение системой привилегий и доступом к дефициту, что укрепляло сословность.
- Главным итогом стало то, что, несмотря на все экономические странности и несправедливости, актеры смогли создать гениальные произведения. Их мотивация была не финансовой, а творческой — жажда признания зрителей и место в истории искусства, что и позволило советскому кино стать настоящим феноменом.
Спасибо за прочтение!
Подписывайтесь на канал и на другие соц.сети: Телеграмм | YouTube |
Другие статьи на канале: