Найти в Дзене
Киноборт

«Эпоха оттепели» в советском кино. Свободные 1960-ые

Советское кино 1960-х годов - это один из самых ярких и плодотворных периодов в истории отечественного кинематографа, эпоха настоящего ренессанса, известная как «эпоха оттепели» в кино. Это время смелых экспериментов, новых тем и героев, пришедших на смену парадному искусству сталинской эпохи. Чтобы понимать контекст и развитие советского кинематографа, рекомендую ознакомится с предыдущими статьями: Подписывайтесь на канал и на другие соц.сети: Телеграмм | YouTube | После смерти Сталина и XX съезда КПСС (1956), развенчавшего культ личности, в искусстве началась либерализация. Появилась возможность показывать жизнь более правдиво, говорить о наболевшем. Благодаря этому, на экране стали появляться новый горой - «обычный человек». Другими словами, героями картин стали не идеальные строители коммунизма, а обычные люди с их повседневными радостями, проблемами, сомнениями и личными драмами. Все это в совокупе охарактеризовалось в понятие, как «поэтический реализм»: кинематограф стал боле
Оглавление

Советское кино 1960-х годов - это один из самых ярких и плодотворных периодов в истории отечественного кинематографа, эпоха настоящего ренессанса, известная как «эпоха оттепели» в кино. Это время смелых экспериментов, новых тем и героев, пришедших на смену парадному искусству сталинской эпохи.

Чтобы понимать контекст и развитие советского кинематографа, рекомендую ознакомится с предыдущими статьями:

Подписывайтесь на канал и на другие соц.сети: Телеграмм | YouTube |

«Мне двадцать лет» (1964)
«Мне двадцать лет» (1964)

1. Социально-культурный контекст: «Оттепель»

После смерти Сталина и XX съезда КПСС (1956), развенчавшего культ личности, в искусстве началась либерализация. Появилась возможность показывать жизнь более правдиво, говорить о наболевшем.

Благодаря этому, на экране стали появляться новый горой - «обычный человек». Другими словами, героями картин стали не идеальные строители коммунизма, а обычные люди с их повседневными радостями, проблемами, сомнениями и личными драмами.

Все это в совокупе охарактеризовалось в понятие, как «поэтический реализм»: кинематограф стал более лиричным, камерным, обращенным к внутреннему миру человека.

2. Главные темы и мотивы

  • Осмысление войны: Война стала показываться не как грандиозная эпопея с генералами, а глазами простого солдата, с акцентом на ее личную, человеческую трагедию.
  • Деревня и город: Острая дискуссия о последствиях коллективизации, утрате традиционного уклада и сложностях деревенской жизни.
  • Молодежь и нравственность: Фильмы исследовали моральный выбор, конфликт поколений, поиск себя и своего места в жизни.
  • Труд и производство: Появились так называемые «производственные драмы», где поднимались проблемы на работе, конфликты между принципиальными новаторами и консервативными бюрократами.
«Сережа» (1960)
«Сережа» (1960)

3. Ключевые режиссеры и их фильмы

«Сережа» (1960), режиссеры Георгий Данелия и Игорь Таланкин. Фильм был снят по мотивам повести Веры Пановой «Несколько историй из жизни очень маленького мальчика» (1955). Фильм, полный тонких психологических наблюдений.

Это трогательная история о мальчике и его взаимоотношениях с новым отцом. Советский зритель по достоинству оценил данную картину, в 1960 году по опросу журнала «Советский экран» она стала Лучшим фильм. А фраза «Дядя Петя, ты дурак» ушла, как говорится, в народ. Рекомендую посмотреть!

«Мне двадцать лет» (1964), режиссер Михаил Хуциев. Возможно главный фильм эпохи.

Вернувшись из армии, 20-летний Сергей устраивается на ТЭЦ и вливается в обычную жизнь. Каждый день он встречается и проводит время с друзьями детства - молодым семьянином Славой и весельчаком Николаем, а однажды с первого взгляда влюбляется в незнакомку в автобусе. Эти ребята - первое поколение советских людей, которое сомневается и ищет своё место в жизни. Картина стала манифестом «шестидесятников» с ее знаменитыми поэтическими вечерами в Политехническом музее (где звучат стихи Вознесенского, Ахмадулиной, Евтушенко).

«Июльский дождь» (1966), режиссер Михаил Хуциев. Еще одна картина Хуциева о переосмыслении смысла жизни молодого поколения.

27-летняя переводчица Лена во время внезапного июльского ливня знакомится с Женей. Он одалживает ей свою куртку, а она даёт ему свой номер телефона, чтобы затем вернуть вещь. Лена и не думает продолжать знакомство, ведь она давно встречается с Володей, который имеет неплохие карьерные перспективы и отлично подходит на роль будущего мужа. Женя продолжает созваниваться с Леной, но в силу обстоятельств им никак не удаётся договориться о встрече.

«Иваново детство» (1962), режиссер Андрей Тарковский. Война глазами ребенка-разведчика, чье детство было украдено. Фильм получил «Золотого льва» в Венеции и принес славу Тарковскому.

«Андрей Рублев» (1966), режиссер Андрей Тарковский. Монументальная философская притча о художнике, его творчестве и ответственности перед миром и Богом. Шедевр, изменивший представление о возможностях киноязыка.

«Бриллиантовая рука» (1968) - режиссер Леонид Гайдай

Контрабандисты гоняются за примерным семьянином. Народная комедия с элементами абсурда от Леонида Гайдая

«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964), режиссер Элем Климов

Гениальная, острая сатира на советскую систему через историю о пионерском лагере. Фильм, который смотрят и смеются над ним до сих пор.

«Зной» (1963), режиссер Лариса Шепитько. Дебютный фильм выдающейся режиссера, снятый по мотивам повести Чингиза Айтматова «Верблюжий глаз».

Отправляясь по комсомольской путёвке на освоение целины, семнадцатилетний Кемель (Болотбек Шамшиев) искренне верит, что его энтузиазм и трудолюбие будут востребованы. Однако бригада, в которую попадает юноша, имеет сложившийся формат отношений. Лидером небольшого коллектива является тракторист Абакир Джураев — человек жёсткий, властный, требующий от всех беспрекословного подчинения.

«Короткие встречи» (1967), режиссер Кира Муратова

Уже в дебюте Муратова показала свой уникальный стиль - внимание к маргинальным героям, сложным, неоднозначным отношениям и психологическим абсурдам быта. В главной роли - Владимир Высоцкий.

«Бриллиантовая рука» (1968)
«Бриллиантовая рука» (1968)

4. «Новая волна» в национальных республиках

Расцвет переживали и студии союзных республик, где режиссеры обратились к своим культурным корням.

Украина: Сергей Параджанов с его шедевром «Тени забытых предков» (1965) — визуальная поэма, взрыв цвета и этнического колорита гуцульской культуры.

Грузия: Отара Иоселиани («Листопад»), Тенгиз Абуладзе («Мольба»), Георгий Данелия (хотя работал в Москве, сохранил грузинский юмор).

Казахстан: Формирование своей школы («Земля отцов» Шакена Айманова).

«Листопад» (1966)
«Листопад» (1966)

Наследие и значение

Кино 1960-х в СССР — это:

  • Гуманизация: Камера впервые так близко подошла к человеку, его внутреннему миру.
  • Расцвет авторского кино: Появились режиссеры с уникальным, узнаваемым почерком (Тарковский, Хуциев, Параджанов).
  • Международное признание: Советские фильмы стали регулярно получать главные призы в Каннах, Венеции, Берлине.
  • Формирование киноклассики: Большинство перечисленных фильмов стали абсолютной классикой, которую пересматривают и анализируют до сих пор.

Это было время огромной творческой энергии и надежд, когда кино искренне верило, что может изменить мир к лучшему, говоря с зрителем честно и начистоту.

Спасибо за прочтение!

Другие статьи на канале: