Найти в Дзене
Digital Learning

История о «среднем пилоте

История о «среднем пилоте»

В конце 1940-х годов ВВС США столкнулись с тревожной чередой авиапроисшествий, часто без очевидных технических или человеческих ошибок. Изначально инженеры проектировали кабины самолетов по усредненным данным пилотов, полученным в 1926 году, полагая, что это обеспечит удобство для большинства.

Задачи по обновлению этих данных и решению проблемы поручили молодому лейтенанту и антропологу Гилберту Дэниэлсу. Имея опыт работы, он скептически относился к концепции «среднего» человека.

Дэниэлс проанализировал 10 ключевых параметров тела у 4000+ пилотов, определив «средний» диапазон для каждого параметра. Результат: ни один из тысяч обследованных пилотов не уложился в средний диапазон по всем 10 параметрам одновременно. Даже при анализе всего трех произвольных параметров менее 3,5% лётчиков оказывались «средними».

Это открытие доказало: «среднего пилота» не существует. Кабины, спроектированные под несуществующий усредненный стандарт, на деле не подходили никому, создавая дискомфорт и повышая риск ошибки.

Решением стало принципиальное изменение подхода к проектированию — внедрение регулируемых сидений, педалей и других элементов управления, чтобы каждый пилот мог настроить кабину под себя.

История демонстрирует фундаментальную ошибку, когда «среднее» ошибочно принимается за «нормальное» или «идеальное». Открытие Дэниэлса положило начало переходу от проектирования для «среднего» пользователя к созданию адаптируемых систем, учитывающих индивидуальные различия.

Однако задумаемся: пилоты молчали о неудобствах? Скорее всего, нет (а если и да – кто мешал просто с ними поговорить и спросить?). Они наверняка жаловались, но их словам не придали значения, потому что они противоречили «объективным» усредненным данным (да и вообще знаем мы этих пилотов, все им не так и не то). Проблема была не в отсутствии обратной связи, а в нежелании ее услышать.

Таким образом, история учит нас еще более фундаментальной вещи: необходимо активно и непредвзято разговаривать с теми, для кого мы создаем продукты, системы или рабочие процессы. Часто самое простое решение лежит на поверхности — стоит лишь спросить у сотрудника, что ему мешает.

Про e-learning

Как не существует «среднего пилота», так и «среднего ученика» зачастую тоже нет — и это норма.

Как и пилоты, все ученики имеют разный опыт, бэкграунд, скорость восприятия, стиль обучения, мотивацию и жизненные обстоятельства.

Нельзя создавать один универсальный курс для всех. Опасно полагаться на «усредненные» данные и ожидать, что один формат (например, длинные видео-лекции) подойдет каждому.

Тут опять про ИИ, прошу прощения

Конечно, нам никто не запрещал и раньше упаковывать один материал в несколько разных форматов, чтобы учащийся сам мог выбрать максимально комфортный и подходящий для себя подход, но времени на это не было. Сейчас, как показывает опыт Google, ИИ вполне способен на перевод учебного материала в разные форматы без потери качества.

Алексей Миляев и команда сообщества Digital Learning

До встречи на конференции «Digital Learning 2025: итоги года»!