Найти в Дзене
На колесе | Про Авто

ЛуАЗ был проходимее УАЗа и Нивы с клиренсом 290 мм. Три причины, почему луцкий завод всё равно закрылся

Оглавление

Честно говоря, когда смотришь на маленький ЛуАЗ-969 с его 40-сильным мотором от Запорожца, сложно поверить, что эта машина могла дать фору УАЗу и Ниве на бездорожье. Но факты упрямая вещь — дорожный просвет в 290 мм, колёсные редукторы, независимая торсионная подвеска всех колёс и масса всего 970 кг делали луцкий внедорожник настоящим вездеходом. Разберёмся, почему ЛуАЗ оказался проходимее легенд советского автопрома и что случилось с заводом, который его выпускал.​

История Луцкого автозавода

Луцкий автомобильный завод начался с ремонтных мастерских, организованных в феврале 1951 года. Сначала там делали душевые установки, транспортёры для силосных масс и вентиляторы. В октябре 1955 года запустили первую очередь авторемонтного завода по ремонту ГАЗ-51 и ГАЗ-63. На заводе работали всего 232 человека.​

В 1959 году предприятие переименовали в Луцкий машиностроительный завод (ЛуМЗ). Первой продукцией стал прицеп-лавка, потом делали реммастерские на базе Москвича-432, УАЗ-451, ЗИЛ-164А. В 1967 году завод получил название ЛуАЗ — Луцкий автомобильный завод — и начал выпускать собственные автомобили повышенной проходимости.​

Основной моделью стал ЛуАЗ-969 — компактный полноприводный внедорожник, который выпускался с 1967 по 1992 год. В 2006 году завод вошёл в состав корпорации «Богдан» и был переименован в «Автосборочный завод № 1». В декабре 2020 года начата процедура банкротства, а 7 июля 2021 года корпорация «Богдан» была признана банкротом. Судите сами, насколько печальный конец для завода с 70-летней историей.​

Вам нравится контент на моём канале? Теперь у вас есть возможность поблагодарить автора и отправить немного монет на чай. 50 рублей, 100 рублей или любую другую сумму. Спасибо!

Почему ЛуАЗ был проходимее УАЗа и Нивы

Секрет проходимости ЛуАЗ-969 кроется в трёх конструктивных особенностях. Первая — колёсные редукторы, которые увеличивали дорожный просвет до 280-290 мм. Для сравнения, у Нивы и стандартного УАЗ-469 клиренс составлял 220 мм. Дополнительные 60-70 мм дорожного просвета — это возможность проехать там, где конкуренты садятся на брюхо.​

-2

Вторая особенность — малая масса всего 970 кг при полной массе 1370 кг. Нива весила 1150 кг, УАЗ-469 — около 1650 кг. ЛуАЗ был легче Нивы на 200 кг, а УАЗа — на 700 кг. На бездорожье малый вес критично важен — лёгкий автомобиль не проваливается в грязь и песок, меньше буксует, легче вытаскивается из засады.​

Третья фишка — независимая торсионная подвеска всех колёс на продольных рычагах. У УАЗа зависимая рессорная подвеска, у Нивы независимая только спереди. Независимая подвеска всех колёс даёт лучшую артикуляцию — каждое колесо работает самостоятельно, цепляясь за неровности. Колёсная база всего 1800 мм против 2200 у Нивы и 2380 у УАЗа тоже помогала — короткая машина легче вписывалась в извилистые лесные тропы.​

-3

ЛуАЗ брал бездорожье скоростью благодаря мощной первой передаче с передаточным отношением 7,185. Понижающей передачи не было, но первая была настолько короткой, что заменяла «пониженную». Легкий автомобиль на первой передаче мог ползти в натяг даже с малосильным мотором в 40-42 л.с..​

Причина №1: Слишком слабый и ненадёжный мотор

Главным недостатком ЛуАЗа был двигатель МеМЗ-969 объёмом 1,2 литра мощностью всего 40-42 л.с. — тот самый V-образный четырёхцилиндровый мотор воздушного охлаждения от Запорожца. Максимальная скорость составляла 100 км/ч.

Мотор располагался спереди в одном блоке с 4-ступенчатой коробкой передач и ведущей передней осью. Конструкция была архаичной, ненадёжной и шумной. Воздушное охлаждение плохо работало в жару и при длительной работе на низких оборотах. Расход топлива в городе достигал 10 литров на 100 км, что для машины массой меньше тонны было просто неприличным.​

-4

Владельцы ЛуАЗов прощали машине скверную динамику и ненадёжность ради проходимости. Но для массового покупателя это был неприемлемый компромисс. Нива с 80-сильным мотором разгонялась до 130 км/ч и потребляла меньше топлива. УАЗ с 75-сильным мотором был медленнее, но надёжнее и практичнее.​

Причина №2: Ужасный комфорт

ЛуАЗ проектировался как транспортёр передового края — военная машина для эвакуации раненых с поля боя под обстрелом. Об этом говорят складывающееся водительское сиденье, чтобы управлять из укрытия лёжа на животе, и лебёдка мощностью 150 кг для подтягивания раненых.​

Для гражданской версии ЛуАЗ-969 конструкцию адаптировали, но комфорта там не прибавилось. Жёсткая подвеска, шумный мотор воздушного охлаждения, примитивный интерьер с минимумом удобств. Отопитель работал плохо, шумоизоляция отсутствовала как класс. Зимой в салоне холодно, летом жарко, на любой скорости шумно.​

-5

Нива предлагала принципиально другой уровень комфорта — закрытый металлический кузов, нормальное отопление, приемлемую шумоизоляцию, 80-сильный мотор жидкостного охлаждения. УАЗ тоже был комфортнее ЛуАЗа, хотя и уступал Ниве. Для тех, кто ездил не только по бездорожью, но и по обычным дорогам, выбор был очевиден.​

Причина №3: Узкая ниша и конкуренция

ЛуАЗ изначально создавался для армии и сельского хозяйства — там, где нужна максимальная проходимость при минимальных требованиях к комфорту. Для охотников, рыбаков и сельских жителей, которым надо было добраться по непролазной грязи до избушки или пасеки, ЛуАЗ был идеален.​

Но таких покупателей было немного. Большинству нужен был универсальный автомобиль — и на работу в городе ездить, и на дачу, и иногда на рыбалку. Нива решала все эти задачи, сохраняя приличную проходимость. УАЗ подходил для тех, кому нужна грузоподъёмность и возможность перевозить 6-7 человек.​

ЛуАЗ проигрывал конкурентам по всем параметрам, кроме проходимости. А максимальная проходимость оказалась не самым важным качеством для массового покупателя. В итоге завод выпускал 5-10 тысяч машин в год, в то время как ВАЗ штамповал Нивы сотнями тысяч.

Конец эпохи

Производство ЛуАЗ-969 прекратилось в 1992 году, завод пытался переориентироваться на сборку иномарок. В составе корпорации «Богдан» луцкое предприятие собирало ВАЗы, Kia и Hyundai. Но в 2020 году начался процесс банкротства, в 2021 году корпорацию официально признали банкротом, а в 2022 году имущество заводов выставили на продажу.​

Остаётся только сожалеть, что уникальный компактный внедорожник с феноменальной проходимостью так и не получил достойного продолжения. С современным турбомотором, нормальной шумоизоляцией и человеческим интерьером ЛуАЗ мог бы составить конкуренцию Suzuki Jimny. Но история не терпит сослагательного наклонения.

Как считаете, товарищи, был ли у ЛуАЗа шанс выжить, если бы на него поставили нормальный двигатель и доработали комфорт? Или его судьба была предрешена конкуренцией с Нивой и УАЗом? Жду ваших мнений в комментариях.

Друзья, спасибо за внимание! Удачи всем! До встречи!

Приглашаю в мой канал в Telegram, где я собираю самые актуальные новости, изменения ПДД и редкие факты.