Алексей Матиясевич был одним из лучших подводников Балтийского флота. Он участвовал в семи боевых походах с 1941 года, во время которых его экипаж потопил четыре судна и два боевых корабля противника. Командир подлодки «Лембит» выходил победителем даже из самых трудных ситуаций. Так, 14 сентября 1942 года глубинная бомба повредила субмарину и вызвала пожар. Как правило, в такой ситуации дается команда на всплытие, однако Матиясевич смог устранить повреждения на глубине. В сегодняшнем материале расскажем подробнее о его судьбе. Вы узнаете, как проходили походы отважного подводника и что он вспоминал о самом трудном бое в своей жизни.
Становление подводника
Алексей родился 17 сентября 1905 года в Смоленске. Окончил четыре класса школы, в 16 лет приписал себе полтора года и без ведома родителей записался матросом на пароход «Амстердам». В 1920-е годы Алексей получил профильное образование: окончил судоводительское отделение Киевского водного техникума и Ленинградский морской техникум водных путей сообщения. В 1937 году в должности старпома ледокольного парохода «Моссовет» Алексей Матиясевич участвовал в первой экспедиции по Северному морскому пути из Мурманска до Петропавловска-Камчатского, которая прошла его за одну навигацию.
В начале Второй мировой, Матиясевич находился в составе экспедиции, перевозившей купленные СССР голландские суда из Роттердама в Ленинград. К этому моменту Нидерланды уже были захвачены Германией, поэтому отправка из Роттердама задержалась. Советские экипажи вышли под нейтральным флагом, пережили атаку британского самолета и успешно пришли в Ленинград. В 1940 году Матиясевича как моряка с 25-летним стажем направили на курсы командиров подводных лодок, которые он окончил в июле 1941 года.
Вскоре его назначили старшим помощником подлодки «Лембит», названой в честь народного эстонского героя, сражавшегося с немецкими рыцарями-меченосцами. Это был нетипичный корабль для советского ВМФ. Лодку построили британцы и в 1937 году передали Эстонии. Летом 1940 года Прибалтика присоединилась к СССР, «Лембит» оказался в составе Балтийского флота и почти полностью обновил свой экипаж. Матиясевич и другие советские моряки приложили немало усилий, чтобы досконально освоить корабль. Первый боевой поход Матиясевич совершил в августе 1941 года. Вскоре он был назначен командиром «Лембита».
Осенью 1941 года вражеские войска взяли Ленинград в блокаду. Балтийский флот оказался заперт в Финском заливе многочисленными минными заграждениями. В тяжелых условиях нехватки материалов и продовольствия зимы 1941-1942 годов Матиясевич переоснастил лодку с дефицитных английских мин на советские. Алексей Михайлович сохранял бодрость духа и поддерживал уверенность в Победе среди своего экипажа. К кампании 1942 года подводники «Лембита» подошли в боевом настроении и в полной готовности.
Самый трудный бой
17 августа 1942 года Матиясевич вышел в свой четвертый поход, ставший самым трудным. К тому времени корабли противника установили множество минных заграждений на выходе из Финского залива, из-за которых советские подлодки несли большие потери. На минах едва не подорвалась и «Лембит». Вот что вспоминал Матиясевич:
«В понедельник 24 августа форсировали самое насыщенное минное поле. Проходили его на глубине 30 метров. Семь раз — то правым, то левым бортом — лодка касалась минрепов (тросов для удержания морской якорной мины на определенном расстоянии поверхности воды). Мне удавалось вовремя застопорить электромотор, переложить руль, и минреп, прошуршав по борту, хлестнув по нервам каждого члена экипажа, отходил в сторону вместе со смертоносным грузом мины».
14 сентября 1942 года советская субмарина перехватила конвой противника, вышедший из финского порта Турку. Матиясевич дал успешный залп торпедами и попал в немецкий транспорт «Финляндия». Судно противника получило тяжелые повреждения и стало тонуть. Сторожевые корабли охранения обнаружили подлодку и отправились на перехват. Противник сбросил несколько глубинных бомб, одна из них разорвалась рядом с лодкой и повредила аккумуляторы. Это привело к выделению водорода и его взрыву. В «Лембите» образовалась течь, начался пожар. Несколько отсеков были серьезно задымлены, некоторые члены экипажа получили ранения и контузии. В таких условиях для сохранения жизней личного состава следовало немедленно подняться на поверхность, но это означало гарантированное пленение всего экипажа. Матиясевич принял решение выключить двигатели, залечь на дно и экстренно устранить последствия взрыва. Вот что он вспоминал:
«Мои команды заглушает шум воды, со свистом врывающейся в корпус лодки. С силой напрягаю голос: "Аварийная тревога! Всем включиться в кислородные приборы". Рядом со мной инженер-механик Сергей Моисеев. Его лицо обожжено и окровавлено, но он продолжает руководить людьми. Электрикам удалось быстро включить аварийный свет. Мне сейчас не воспользоваться кислородным прибором, загубник не дает говорить. Я выбрасываю его изо рта. Отсек полон дыма. Атмосфера такая, что даже включение всего аварийного освещения не помогает — свет лампочек едва виден. В глазах темнеет. Пошатываясь, хватаюсь за трап, ведущий в рубку. Во время взрыва меня сильно ударило о него спиной. К горлу подступает тошнота, беру в рот загубник, вдыхаю кислород. Не помогает. Собрав силы, я сказал Моисееву:
— Сергей Алексеевич, останетесь здесь пока за меня.
Я перейду в другой отсек. Осмотрите еще раз аккумуляторную яму и трюм. В отравленной атмосфере лодки мы пробыли 10 часов 10 минут. В этот тяжелый момент со всей силой проявилась стойкость людей, их отличное знание своих боевых постов и умение бороться за живучесть корабля».
Экипаж подлодки устранил повреждения и на уцелевших аккумуляторах добрался до базы. За эту операцию Алексей Михайлович Матиясевич был награжден орденом Ленина. В дальнейшем он совершил еще три боевых похода. В общей сложности на счету командира «Лембита» было два транспорта, уничтоженных торпедами. Кроме того, еще два судна и два боевых корабля были уничтожены минами, установленными экипажем Матиясевича.
Отважный подводник дошел до Победы, в мирное время продолжил службу на флоте. В ноябре 1955 года уволен в запас. До 1981 года водил гражданские суда, занимался гидрографическими изысканиями, работал старшим лоцманом в Ленинградском порту. После выхода на пенсию активно участвовал в ветеранском движении. Капитан 1-го ранга скончался 28 января 1995 года. За свои заслуги он был награжден множеством орденов и медалей, в том числе посмертно удостоен звания Героя Российской Федерации.
В новой масштабной экспозиции Музея Победы «Путь к Победе» представлен знак «Командир подводной лодки», принадлежавший Алексею Матиясевичу. Экспонат передан нам из собрания Музея истории подводных сил России» до конца 2025 года. Напоминаем, что каждый может присоединиться к созданию экспозиции. Передайте в Музей Победы семейные реликвии — фотографии, документы, личные вещи ваших родственников-фронтовиков. Они займут достойное место на выставке, а подвиг вашего предка станет частью нашего общего исторического наследия.
#МузейПобеды #Путь_к_Победе