Так и распрощались Фёдоровы с Кузьминым. Пришёл конец их многолетней дружбе. Арсений хотел было нанять сыскного агента, чтобы выяснить, удалось ли Фоме реализовать еще какие-то темные делишки, но мать отговорила его, так как поднялась бы шумиха, способная повредить репутации заведения. Одна из работниц Аксинья призналась хозяйке, что Фома Ильич сулил ей большие деньги за знакомство с богатым человеком.
Глава 1
Глава 2
- Ты отказалась? – прищурившись, спросила Лидия Алексеевна с явным недоверием.
- Набожная семья у меня. Папка в строгости воспитывал, - опустила глаза девушка, - прознал бы, что продала девичью честь, засёк бы. Потому старалась я Фоме Ильичу на глаза не попадаться. Он уважаемый человек, смогла б я долго противиться?
- Правильная у тебя семья, - кивнула Лидия и погладила девушку по голове, - хорошим человеком дочь вырастили. Работай и не бойся больше ничего. Фома тебе больше не указ. А коли узнаешь что, мне расскажешь.
- Знаю я, Лидия Алексеевна, - тут же воскликнула Аксинья, - что Маньку Черноусову Фома Ильич…
- Что он с ней сделал?
- Сосватал для знакомства…
- А кому?
- Да разве ж знаю я? Но Манька и сама хотела покровителя богатого найти. Ушла она из салона, сказала, что мать больна. А я-то знаю, что нет у неё матери. Согласилась она на предложение Фомы Ильича..
Ледяная рука сжала сердце Лидии Алексеевны. Какой же позор творился у неё под носом, а она и не знала. А всё, потому что доверяла Кузьмину, как родному.
***
Не думали Фёдоровы о том, что какие-то обстоятельства могут помешать их спокойствию. Но случилась революция, и стало понятно, что жизнь никогда уже не будет прежней. Впрочем, самые волнения происходили в столице, а в отдалённых населённых пунктах веяние революции были ещё не так сильны.
По-прежнему люди собирались в салоне Фёдоровых, вот только уже не такие беспечные разговоры они вели. Даже в воздухе ощущалась тревога, ожидание чего-то страшного. То тут, то здесь появлялись страшные новости о том, как уважаемые люди лишались всего – собственности, чести и доброго имени.
И однажды, когда этого никто этого не ожидал, в дом Фёдоровых явился Фома Кузьмин. Лидия Алексеевна хотела было выставить его за дверь, но уверенность, с которой держался старый знакомый, помешала прогнать его.
- Вам повезло, что моего сына нет дома, - холодно произнесла хозяйка, - иначе бы вас уже здесь не было.
- Отчего ж вы так не любезны со старым другом? – с лёгкой издёвкой спросил Фома.
- Вы бесчестный человек, - сухо ответила Лидия, - мне противно даже говорить с Вами. Поэтому говорите, зачем пришли, и убирайтесь.
- А я б на Вашем месте полюбезнее говорил с будущим зятем, - самодовольно произнёс незваный гость.
- Вы никогда не будете нашим зятем! Настя ни за что не выйдет за вас замуж!
- Не спешите так, голубушка, чтобы не пожалеть о своих словах. Лучше бы вам не упрямиться и отдать за меня Анастасию Арсеньевну.
- Убирайтесь! Убирайтесь прямо сейчас. Иначе слуги вас выведут.
- Недолго вам осталось барыней-то быть и слугами прикрываться. Неужто, не слышали? Скоро и до провинции новые порядки доберутся. Не будет у вас слуг, исподнее и то сами стирать будете! Так что лучше отдайте за меня Настю. А я смогу вам помочь сохранить хотя бы дом.
- Даже если бы мы допустили брак Насти с таким, как вы, она нипочём не согласилась бы!
- Что ж, придётся вашей внучке согласиться на моё предложение. И пусть знает, что жизнь не сахар. Новое время наступило, Лидия Алексеевна, и порядки новые. И в почёте теперь такие люди, как я.
- Такие, как вы, никогда в почёте не будут. Грязь, она и есть грязь, какое бы правительство не было в стране.
- Опять злословите, Лидия Алексеевна, ух, как нехорошо. Ну ничего, скоро запоёте по-другому. Но я добрый, даю вам возможность спасти свою шкуру. И "Чай семьи Фёдоровых" ещё можно спасти. Отдайте за меня Настю! Я при новой власти с нужными людьми дружбу вожу. Скоро должность получу, и вес иметь буду.
Не выдержала хозяйка такой наглости со стороны Фомы, и так уж долго терпела. А всё, потому что страшные вещи говорил он, да ещё уверенно так, будто всё это чистая правда. Дескать, порядки новые скоро и до провинции дойдут. И худо придётся Фёдоровым и таким, как они.
Позвала Лидия Алексеевна слуг да приказала выгнать наглеца. И когда выводили они его из дома, тот грозил кулаком, слюной брызгал, требуя Настю за него выдать. Иначе всему конец придёт – "Чай семьи Фёдоровых" перейдёт новой власти, а их сошлют в ссылку.
- И будут ваши девчата они не чай подавать, а кое-чего покрепче! – кричал Фома. – И не только улыбаться им придётся, а ещё другие умения показывать. Хотя какие у них еще умения?
Выпроводив Кузьмина из дома, Лидия Алексеевна села в кресло и зарыдала. Подошла к ней внучка, стала утешать бабушку и расспрашивать, что случилось. Но ни слова не могла сказать Лидия. Плечи её тряслись от рыданий.
Знала она, что Кузьмин бесчестный человек. И соврать он мог, чтобы страху напустить, но каким-то чувством Лидия Алексеевна понимала, что не просто так грозил Фома, знает что-то. Времена пришли новые, и скоро всё поменяется. И такие слизни, как Кузьмин уже успели примкнуть к новой власти.
***
Не думала Лидия Алексеевна, что Фома снова посмеет явиться в их дом. И всё же он пришёл. Кузьмин явился накануне страшных событий – он был их зловещим предвестником. Ухмылялся, требовал Настю в жёны и руководство салоном.
- Ты ж пойми, Арсений, всё равно вы лишитесь собственности. А я с важными людьми связь имею. Привечать их в салоне буду – где чайку предложу, где еще какие услуги...
Накинулся Арсений на Фому, поколотил даже. Колотил от души, понимая собственное бессилие. Ведь знал он, что прежний мир рухнул - об этом каждый день твердили все его знакомые.
- Моя дочь никогда не пойдёт за тебя, - сквозь зубы процедил Арсений, выкидывая Кузьмина за дверь, - и салон наш не трожь!
***
В тот день "Чай семьи Фёдоровых" прекратил работу. Фёдоровы попрощались с работницами, поблагодарили за службу и распустили по домам, щедро одарив на прощание. Каждая девушка ушла домой не только с деньгами, но и чудесными вещицами из салона – с роскошной посудой, ажурными салфетками или изысканной скатертью. Лучше им отдать, чем тем, кто придёт всё забирать.
На следующий день к Фёдоровым явились представители властей и конфисковали всё ценное. Павильон был опечатан с оставшейся в нём мебелью. Та же участь постигла дом Фёдоровых.
Стараниями Фомы Кузьмина Арсения Фёдорова отправили в тюрьму. С Настей же Фома улучил минуту наедине. Он уговаривал выйти за него замуж, действуя то угрозами, то ласковыми словами. Девушка не смогла скрыть неприязни к "жениху", и при виде гримасы на её лице, оскорблённый Фома со всей силы дал ей пощёчину.
- Пожалеешь, - сквозь зубы процедил Фома, - ещё вспомнишь меня и приползёшь.
На следующий день после этой встречи Лидия и Настя отправились в деревню Порошино к дальним родственникам. Собирались они спешно, взяли только самое основное. Но с любимым сервизом, который получилось спрятать при конфискации, Лидия не нашла в себе сил расстаться – взяла его с собой.
ЭПИЛОГ
Лидия умерла в Порошино через полгода после переезда. Она всего на один день пережила своего сына, который скончался в тюрьме. Из-за суровых условий заточения у него обострилась лёгочная болезнь. Это и стало причиной смерти.
Настя всю жизнь жила в деревне, даже не думая вернуться в город. Здесь она вышла замуж, родила детей, став обычной деревенской женщиной.
Сервиз бабушки Лиды она хранила долгие годы. Протирая его от пыли, Настя порой уносилась воспоминаниями в те времена, когда в этих самых изысканных чашечках кремового цвета пили вкуснейший чай. Слёзы наворачивались на глазах, когда она думала о бабушке и об отце.
В шестидесятых годах Насте случилось выехать в город. Это был первый выезд за долгие десятилетия. Не удержалась Анастасия, захотелось ей увидеть родительский дом и павильон, где когда-то располагался "Чай семьи Фёдоровых".
Сердце почти не дрогнуло, когда увидела она, что в их бывшем доме расположилось какое-то государственное ведомство. А вот бывший салон, похоже, превратился в заведение общепита. Настя вошла, оглянулась и разрыдалась.
Что-то неуловимое в этом помещении напомнило ей прежний салон - возможно, просто воспоминания, хотя сейчас ничего не осталось от прежней обстановки - повсюду стояли колченогие обшарпанные столы, видавшие виды скамейки. Громогласная женщина на раздаче изливала недовольство на беднягу, попросившего налить ему суп. А по полу бегали тараканы.
Лишь минуту провела Анастасия в этом месте. Затем вытерла слёзы, подняла голову и пошла прочь.
Спасибо за прочтение. Если понравился рассказ, ставьте 👍, так вы поможете продвижению канала.
Другие мои более ранние рассказы по ссылкам ниже: