Найти в Дзене

Травяные островки и каменистые мели: испытание каяка Bourbon 17 на марафоне «КосМар»

Каково пройти 30 километров по извилистой Протве, где река то петляет среди травяных островков, то становится шире и обнажает каменистые мели? Об этом рассказывает участник марафона «КосМар» Фил Коннов, выступавший на морском каяке Point65 Bourbon 17, и делится, почему именно эта лодка идеальна для таких условий. «КосМар» – марафон, на мой взгляд, несложный, общая дистанция — около 30 км. И благодаря динамично меняющимся условиям на воде, она проходится не скучно и очень энергично. Река Протва на дистанции марафона меняет свой характер дважды. Первые 15 км течет относительно быстро, русло реки глубокое, но местами сильно заросшее травой. Трава может образовывать острова, и их надо или объезжать, или, если есть опыт, пробиться напрямую. Каяк Point65 Bourbon 17 с его массой и формой носа отлично справляется с такими пробиваниями. Есть риск довольно плотно застрять, если не хватит инерции, но именно это и называется опытом. В остальном на первом 15-километровом участке река не представляе
Оглавление

Каково пройти 30 километров по извилистой Протве, где река то петляет среди травяных островков, то становится шире и обнажает каменистые мели? Об этом рассказывает участник марафона «КосМар» Фил Коннов, выступавший на морском каяке Point65 Bourbon 17, и делится, почему именно эта лодка идеальна для таких условий.

О дистанции марафона

«КосМар» – марафон, на мой взгляд, несложный, общая дистанция — около 30 км. И благодаря динамично меняющимся условиям на воде, она проходится не скучно и очень энергично.

Река Протва на дистанции марафона меняет свой характер дважды. Первые 15 км течет относительно быстро, русло реки глубокое, но местами сильно заросшее травой.

-2

Трава может образовывать острова, и их надо или объезжать, или, если есть опыт, пробиться напрямую. Каяк Point65 Bourbon 17 с его массой и формой носа отлично справляется с такими пробиваниями. Есть риск довольно плотно застрять, если не хватит инерции, но именно это и называется опытом.

В остальном на первом 15-километровом участке река не представляет сложности. Все завалы, которые встречаются, проходятся легко, без потери скорости.

-3

Объезд островков, кустов сопряжен с потерей скорости, но иногда этого не избежать. Пару лет назад в марафоне «КосМар» принимал участие спортсмен-ветеран на гоночной лодке, который на старте набрал скорость и ушел вперед. Через два километра мы поравнялись из-за того, что на спортивной лодке было очень сложно проезжать травяные острова, его постоянно разворачивало и прижимало течением поперек русла.

Так мы шли около 15 км, постоянно обгоняя друг друга. Он выезжал на прямых, я обгонял на поворотах и заросших участках. Забегая вперед, сообщу, что финишировал я первым, имея преимущество по срезанию русла через траву и проскакивая участки, которые другие должны были оплывать. Bourbon 17 отлично подходит для этих задач, он может, как развернуться на месте, так и пробить заросли травы по инерции.

Второй 15-километровый участок реки меняет характер: становится мелко, а течение не ускоряется, потому что река расширилась. Появляются каменистые перекаты и мели. Если неправильно оценить струю, то можно хорошо сесть на мель, что потребует вылезти из каяка и потерять значительное время. На реке появляются «присоски», когда каяк задерживается на мелях, и сложности с полноценной греблей, когда весло опускается не полностью.

-4

Под Питером проводится гребной марафон «Вьюн», особенность которого заключается в том, что первая часть марафона полна препятствий в виде разных завалов, а вторая часть — очень каменистая. Марафон «Вьюн» находится где-то посередине между «Скитульцем» и «КосМаром».

Подготовка к марафону

Несмотря не относительно небольшую дистанцию, грести приходится более трех часов. За это время даже в прохладную погоду необходимо пить изотоники. На все гребные соревнования, где надо грести больше часа, я готовлю стандартный изотоник: на литр воды половина лимона и три столовые ложки меда.

-5

Также я крайне рекомендую натирать дно полиэтиленовых лодок воском, чтобы к нему меньше прилипала глина и царапины на шиверах были не очень глубокими. Это проверенный рецепт, много раз меня выручавший на мелких реках.

Дно каяка
Дно каяка

Второй Bourbon 17 на марафоне

В этом году от компании «КаякМастер» был предложен еще один каяк Bourbon 17. Предложением воспользовался каякер, который рассматривал этот каяк к покупке, но у него не было опыта гребли на нем. Собственно говоря, это было крайне сложно организовать, потому что таких каяков в Москве очень мало, а в клубах, где их можно было бы взять напрокат и потестировать, вообще нет. Теперь такая возможность появилась.

-7

Как показал себя Point65 Bourbon 17

Каяк идеально подходит для извилистой, быстрой реки с препятствиями. По поводу верткости этого каяка и его управляемости на воде запомнились слова организатора марафона: «Там, где спортивной лодке поворотов реки много, Bourbon 17 будет мало».

-8

Я считаю, что на извилистых и быстрых речках, когда времени на поворот крайне мало, на Bourbon 17 себя чувствуешь как рыба в воде. Радиус полного разворота на на нем меньше двух корпусов лодки. Можно зачалиться в улово на не очень бурной реке не сильно хуже сплавной лодки.

Особое препятствие на марафоне «КосМар» представляет крутой берег, на который вытащить Bourbon 17 крайне сложно. Вес в 30 кг для лодки, на мой взгляд, великоват. Но, если разобраться, не так часто и не очень далеко приходится таскать морские каяки.

-9

Для проживания на финише мне нужно было сплавать до машины за пару километров за вещами. Сначала я снаряжал два каяка, и мы с сыном грузили их под завязку. Но потом я успешно опробовал вариант с буксировкой сапа за Bourbon 17, и он оказался сильно проще и быстрее, в плане погрузки и выгрузки вещей. Данный факт я привел ради того, чтобы объяснить поведение лодки во время буксировки.

Морской каяк без руля с привязанным за корму грузом (это может быть пассивный сап или другой уставший каякер) рулится с осложнением. Во время поворота не нос каяка поворачивает в нужную сторону, а корма сдвигается в противоположную. Это общее правило для всех судов.

Если позволяет стропа-самосброс, удобнее привязать груз к жилету, чем за корму, чтобы не осложнять рулежку каяка. И в то же время, когда руль, как у Bourbon 17, очень эффективный, можно пренебречь этим советом, и привязанный за корму груз не столь сильно будет осложнять движение и руление.

Марафон «КосМар» максимально приближен, на мой взгляд, к туристическим сплавам и маршрутам. Поэтому Point65 Bourbon 17, изначально созданный для экспедиций, является очень удобным плавсредством и в плане скорости, и в плане удобства сплава.

Читайте также:

Как выбрать весло для каяка, чтобы не устать от гребли через полчаса

На каяке к острову Вихревому: 52 км пути и тренировки по спасению на воде

«Синхронность важнее силы»: как мы прошли дуатлон NarvaMan 2025 на каяке Point65 XO 17

Подписывайтесь на наш канал и путешествуйте с каяками Point 65° North Sweden!