19−20 апреля прошел очередной водный марафон «Скитулец 2025». Каждый год паводок в разное время, и препятствия сильно отличаются год к году. В этом году были очень необычные условия сплава, что в корне изменило стратегию прохождения дистанции. Каноист Филипп Коннов делится впечатлениями от гребли на морском каяке Point65 Bourbon 17 — лодке, которая как будто создана для прохождения таких извилистых и быстротекущих рек, как Вашана.
Низкая вода в паводок: что это значит для пластиковых лодок?
При отсутствии паводка воды в реке мало, и появляется множество каменистых мелей и отдельно стоящих острых камней. То, что в обычную воду проплывается без проблем, сейчас вызывало сильное торможение, а порой и полную остановку. На больших камнях каяк застревает, получая глубокие царапины. На каменистых мелях приходится выходить из каяка, чтобы провести его до более глубокого русла. Царапины получаются помельче, но в большем количестве. Надувные каяки в таких местах часто получали повреждения, не совместимые с продолжением сплава. Было много сходов с дистанции в этом году.
Чтобы минимизировать урон для дна каяка, приходится просматривать внимательно струю на предмет возмущений от дна. Прогноз линии движения в данном случае помогал выиграть дополнительных один−два процента времени.
Обход больших и довольно острых камней в русле требует навыков маневрирования. На Bourbon 17 руль отлично справлялся с этой задачей. Многие участники, которых удалось обогнать на дистанции, отмечали необычную конструкцию руля и высокую маневренность каяка.
Во время очередного проезда по камню со скрипом сдираемого пластика я представлял, как на финише буду рассматривать дно каяка, превратившееся в лохмотья. Препятствий, а соответственно и царапин, было очень много.
Чтобы минимизировать потери, перед гонкой я натер дно каяка воском для полировки кузова автомобиля. Надежда была на то, что воск сократит силу трения при перепрыгивании на каяке бревен и уменьшит глубину царапин, получаемых на камнях. После гонки я проверил все трещины и царапины. Из-за смазки воском царапины оказались не критичными, а новых трещин не появилось. Так что этот совет вполне рабочий, для крикинга (сплава по каменистым мелководным рекам), рок-гарденинга (прыжков через скалы в прибое) и прыжков через завалы, особенно по влажным бревнам.
Препятствия старые, техника прохождения — новая
На Вашане без паводка все знакомые завалы, которые можно было проплыть, подплыть или прыгнуть, превратились в непроходимые завалы. Каяк приходилось переносить через бревна или по берегу. Bourbon 17 не отличается легким весом, ведь создавался он не для гонок, а для морских путешествий с большим багажом вещей и приличным запасом прочности. Поэтому каждый раз приходилось изрядно потрудиться, чтобы обнести завал с 30-килограммовой лодкой в руке. Но посадка в каяк даже в неудобных позициях просто отличная, и это здорово экономит время на дистанции.
Узкие проходы стали еще уже, и часто, чтобы в них зайти с правильного угла, необходима ювелирная рулежка. Часть бревен оказалась в русле на такой высоте, что под ними образовалось окно, высотой 45−50 см, что провоцировало не обнести препятствие, а протиснуться под ним. Это получалось сделать только отложив весло и уперевшись руками в бревно снизу, притопив себя и каяк, протолкнуться на другую сторону. Таких действий по высокой воде делать никогда не приходилось. В силу ограниченного пространства весло не служит опорой, и приходится искать руками берег или ветки, чтобы сохранять баланс. Но пара неполных переворотов со мной все-таки случалась.
Особенности гребли в низкую воду
Эффективная гребля с хорошей скоростью возможна только с высоким углом весла. Когда воды мало, лопатки бьются о дно и не могут погружаться настолько, чтобы выполнить это условие. Что это значит?
Во-первых, это конец лопаткам весла. Если весло хорошее (дорогое), это обидно. Кто-то заклеивает край весла специальной лентой, а я предпочитаю взять на гонку весло попроще — стеклопластиковое или полиэтиленовое.
Во-вторых, гребля в половину весла не позволяет развить хорошую скорость. Время на прохождение дистанции увеличилось на один час, это эквивалентно увеличению дистанции на треть. Как следствие, большая усталость и неправильное распределение сил на дистанции. Усталость также появляется от необычной посадки, вызванной такой неполноценной греблей. А так как мышцы задействуются в такой гребле новые (пресс, руки, а не спина и ноги), то они первые и устают. Рекомендую вместо воды пить изотоник, чтобы предотвратить судороги.
В-третьих, гребля с низким углом начинает раскачивать каяк из стороны в сторону. На это тратятся силы, и скорость каяка уменьшается.
Четвертый фактор — это эффект прилипания ко дну. Когда под килем 5−15 см воды, плоское дно Bourbon 17 действует как присоска, и скорость падает на 1,5−2 км/ч. Это очень затрудняет и без того сложную греблю.
И пятое: при внезапном ударе весла об дно руки гребца срываются и соскальзывают. При хорошем приложении сил можно получить серьезные повреждения.
Вызов, победа, результаты
В этом году каякерам, участвующим в «Скитульце», компания «КаякМастер» бросила вызов: того, кто меня обгонит на каяке производства Point65, ждет денежный приз.
Несмотря на все мои усилия, каякер Евгений Гуляев, который шел на точно таком же Bourbon 17, как у меня, выиграл гонку. По его словам, он готовился к гонке всю зиму и скинул около 9 кг веса, чтобы лодка шла легче и не притапливалась. Он прошел на Bourbon 17 с очень хорошим результатом для текущих условий — 3:26:10.
Что в итоге
Два морских каяка Bourbon 17 оказались в призах. И это факт, который характеризует именно лодку, независимо от уровня гребцов. Даже в столь сложных условиях, когда низкая вода превращает дистанцию в череду каменных ловушек, завалов и мелей, морской каяк от Point65 демонстрирует надежность. Его маневренность, прочность, удобная посадка и конструкция руля позволяют справляться с препятствиями и побеждать.
Еще интересно:
Как управлять морским каяком: обзор Bourbon 17. Часть 3
Как победить в гребном марафоне «Эскимо»? Личный опыт
Как быстро привести себя в форму? Каякинг вместо спортзала
Подписывайтесь на наш канал и путешествуйте с каяками Point 65° North Sweden!