Найти в Дзене

Водный марафон «Скитулец 2025»: как морской каяк Bourbon 17 справился с экстремально низкой водой

Оглавление

19−20 апреля прошел очередной водный марафон «Скитулец 2025». Каждый год паводок в разное время, и препятствия сильно отличаются год к году. В этом году были очень необычные условия сплава, что в корне изменило стратегию прохождения дистанции. Каноист Филипп Коннов делится впечатлениями от гребли на морском каяке Point65 Bourbon 17 — лодке, которая как будто создана для прохождения таких извилистых и быстротекущих рек, как Вашана.

На дистанции
На дистанции

Низкая вода в паводок: что это значит для пластиковых лодок?

При отсутствии паводка воды в реке мало, и появляется множество каменистых мелей и отдельно стоящих острых камней. То, что в обычную воду проплывается без проблем, сейчас вызывало сильное торможение, а порой и полную остановку. На больших камнях каяк застревает, получая глубокие царапины. На каменистых мелях приходится выходить из каяка, чтобы провести его до более глубокого русла. Царапины получаются помельче, но в большем количестве. Надувные каяки в таких местах часто получали повреждения, не совместимые с продолжением сплава. Было много сходов с дистанции в этом году.

Чтобы минимизировать урон для дна каяка, приходится просматривать внимательно струю на предмет возмущений от дна. Прогноз линии движения в данном случае помогал выиграть дополнительных один−два процента времени.

Обход больших и довольно острых камней в русле требует навыков маневрирования. На Bourbon 17 руль отлично справлялся с этой задачей. Многие участники, которых удалось обогнать на дистанции, отмечали необычную конструкцию руля и высокую маневренность каяка.

Во время очередного проезда по камню со скрипом сдираемого пластика я представлял, как на финише буду рассматривать дно каяка, превратившееся в лохмотья. Препятствий, а соответственно и царапин, было очень много.

Чтобы минимизировать потери, перед гонкой я натер дно каяка воском для полировки кузова автомобиля. Надежда была на то, что воск сократит силу трения при перепрыгивании на каяке бревен и уменьшит глубину царапин, получаемых на камнях. После гонки я проверил все трещины и царапины. Из-за смазки воском царапины оказались не критичными, а новых трещин не появилось. Так что этот совет вполне рабочий, для крикинга (сплава по каменистым мелководным рекам), рок-гарденинга (прыжков через скалы в прибое) и прыжков через завалы, особенно по влажным бревнам.

Дно моего каяка Point65 Bourbon 17
Дно моего каяка Point65 Bourbon 17

Препятствия старые, техника прохождения — новая

На Вашане без паводка все знакомые завалы, которые можно было проплыть, подплыть или прыгнуть, превратились в непроходимые завалы. Каяк приходилось переносить через бревна или по берегу. Bourbon 17 не отличается легким весом, ведь создавался он не для гонок, а для морских путешествий с большим багажом вещей и приличным запасом прочности. Поэтому каждый раз приходилось изрядно потрудиться, чтобы обнести завал с 30-килограммовой лодкой в руке. Но посадка в каяк даже в неудобных позициях просто отличная, и это здорово экономит время на дистанции.

Узкие проходы стали еще уже, и часто, чтобы в них зайти с правильного угла, необходима ювелирная рулежка. Часть бревен оказалась в русле на такой высоте, что под ними образовалось окно, высотой 45−50 см, что провоцировало не обнести препятствие, а протиснуться под ним. Это получалось сделать только отложив весло и уперевшись руками в бревно снизу, притопив себя и каяк, протолкнуться на другую сторону. Таких действий по высокой воде делать никогда не приходилось. В силу ограниченного пространства весло не служит опорой, и приходится искать руками берег или ветки, чтобы сохранять баланс. Но пара неполных переворотов со мной все-таки случалась.

Прохожу одно из препятствий на дистанции
Прохожу одно из препятствий на дистанции

Особенности гребли в низкую воду

Эффективная гребля с хорошей скоростью возможна только с высоким углом весла. Когда воды мало, лопатки бьются о дно и не могут погружаться настолько, чтобы выполнить это условие. Что это значит?

Во-первых, это конец лопаткам весла. Если весло хорошее (дорогое), это обидно. Кто-то заклеивает край весла специальной лентой, а я предпочитаю взять на гонку весло попроще — стеклопластиковое или полиэтиленовое.

-4

Во-вторых, гребля в половину весла не позволяет развить хорошую скорость. Время на прохождение дистанции увеличилось на один час, это эквивалентно увеличению дистанции на треть. Как следствие, большая усталость и неправильное распределение сил на дистанции. Усталость также появляется от необычной посадки, вызванной такой неполноценной греблей. А так как мышцы задействуются в такой гребле новые (пресс, руки, а не спина и ноги), то они первые и устают. Рекомендую вместо воды пить изотоник, чтобы предотвратить судороги.

В-третьих, гребля с низким углом начинает раскачивать каяк из стороны в сторону. На это тратятся силы, и скорость каяка уменьшается.

Четвертый фактор — это эффект прилипания ко дну. Когда под килем 5−15 см воды, плоское дно Bourbon 17 действует как присоска, и скорость падает на 1,5−2 км/ч. Это очень затрудняет и без того сложную греблю.

И пятое: при внезапном ударе весла об дно руки гребца срываются и соскальзывают. При хорошем приложении сил можно получить серьезные повреждения.

Вызов, победа, результаты

В этом году каякерам, участвующим в «Скитульце», компания «КаякМастер» бросила вызов: того, кто меня обгонит на каяке производства Point65, ждет денежный приз.

Перед стартом
Перед стартом

Несмотря на все мои усилия, каякер Евгений Гуляев, который шел на точно таком же Bourbon 17, как у меня, выиграл гонку. По его словам, он готовился к гонке всю зиму и скинул около 9 кг веса, чтобы лодка шла легче и не притапливалась. Он прошел на Bourbon 17 с очень хорошим результатом для текущих условий — 3:26:10.

Я и Евгений Гуляев на финише
Я и Евгений Гуляев на финише

Что в итоге

Два морских каяка Bourbon 17 оказались в призах. И это факт, который характеризует именно лодку, независимо от уровня гребцов. Даже в столь сложных условиях, когда низкая вода превращает дистанцию в череду каменных ловушек, завалов и мелей, морской каяк от Point65 демонстрирует надежность. Его маневренность, прочность, удобная посадка и конструкция руля позволяют справляться с препятствиями и побеждать.

Еще интересно:

Как управлять морским каяком: обзор Bourbon 17. Часть 3

Как победить в гребном марафоне «Эскимо»? Личный опыт

Как быстро привести себя в форму? Каякинг вместо спортзала

Подписывайтесь на наш канал и путешествуйте с каяками Point 65° North Sweden!