Всего с 2011 года в доход государства было обращено почти девять тысяч объектов недвижимости на общую сумму более 113 млрд рублей, но лишь 8% из них вовлечено в хозяйственный оборот. С чем это связано?
В России простаивает более 90% активов, которые конфисковали у коррупционеров. Всего с 2011 года в доход государства было обращено почти девять тысяч объектов недвижимости на общую сумму более 113 млрд рублей.
Однако, как выяснила Счетная палата, лишь 8% из них вовлечено в хозяйственный оборот. Так, за последние четыре года продали всего 240 объектов, бюджет заработал около 3 млрд рублей.
Как объясняют юристы, первая проблема — это сроки. Расследования коррупционных дел могут занимать несколько лет, плюс судебный процесс, и все это время имущество под арестом. Кроме того, некоторые виды недвижимости нельзя продать из-за законодательных ограничений.
Еще проблема — хранение. Если для квартиры или земли особые условия не нужны, то для дорогих машин нужен уход, чтобы она не потеряла в цене. Рассказывает советник уголовно-правовой практики адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» Мария Суськая:
Мария Суськая советник уголовно-правовой практики адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры»
«Одно дело, если мы говорим про земельные участки, квартиры, которые не требуют особого содержания, но достаточно часто изымаются дорогостоящие автомобили, дорогие часы, украшения, и вот здесь уже речь идет о хранении. Например, был изъят автомобиль дорогостоящий Bentley у бывшего губернатора одного из субъектов, он был оценен почти в 14 млн рублей а продан был с торгов практически в половину меньше. Проблема была в том, что просто у ФССП не было возможности обеспечить хранение надлежащее дорогостоящему автомобилю. Два года автомобиль находился без надлежащего ухода, что повлекло снижение его стоимости. Что касается земельных участков, существуют некоторые законодательные ограничения. Мы понимаем, что все изъятое имущество должно быть реализовано с торгов, соответственно, вместе с тем имеются ряд категорий земельных участков, которые просто нельзя продавать на торгах. Глобальная проблема заключается в том, что как таковых налаженных механизмов работы с как раз вот этим изъятым имуществом до сих пор не выстроено. Да, действительно активно достаточно ведется работа прокуратуры по предъявлению исковых заявлений рассматриваемой категории. Вместе с тем необходимо именно регламентировать процедуру взаимодействия ФССП с иными органами, касающуюся реализации конфискованного имущества. Получается, действительно, такой пробел в отрасли, несмотря даже на то, что у нас и с самим предъявлением исковых заявлений достаточно долго прокуратурой отлаживался какой-то единый механизм, далее возникают проблемы с реализацией имущества».
С тем, что процесс передачи активов от приставов Росимуществу не регламентирован, согласны и аудиторы Счетной палаты. Срок предъявления исполнительных листов составляет три года, а имущество часто передается с арестами и запретами регистрационных действий.
По состоянию на август 400 объектов стоимостью больше 1 млрд рублей не были зарегистрированы права федеральной собственности, то есть они оставались в подвешенном состоянии.
Хотите всегда быть в курсе? Подписывайтесь на Telegram-канал «Бизнес FM»