Найти в Дзене

«Мерседес» а-ля холодильник ЗИЛ, беспилотный китаец и др. Чем удивила ЕХРО 2025

На состоявшемся в конце мая в МВЦ «Крокус Экспо» главном национальном отраслевом выставочном событии ЕХРО 2025 традиционно очень обширные экспозиции были посвящены автотранспорту. Со всем этим многообразием можно было ознакомиться в рамках выставок COMvex и СТТ Expo. В предыдущих статьях я уже рассказывал о представленных на ЕХРО 2025 новинках отечественной автомобильной промышленности, об альтернативном автопроме, строительной и горнодобывающей технике (см. ссылки в конце статьи). Очередная публикация посвящена зарубежным автоновинкам. Для начала немного статистики. После ухода производителей из так называемых недружественных стран в период 2022-2023 годов наблюдался многократный рост поставок грузовых автомобилей из Китая. Однако уже в 2024 году положительная динамика сменилась на отрицательную, особенно стремительно рынок ушел в минус во II полугодии, в 2025 году эта тенденция сохранилась. По данным аналитической компании ОАО «Автосельхозмаш-Холдинг» топ регистраций китайских бренд

На состоявшемся в конце мая в МВЦ «Крокус Экспо» главном национальном отраслевом выставочном событии ЕХРО 2025 традиционно очень обширные экспозиции были посвящены автотранспорту. Со всем этим многообразием можно было ознакомиться в рамках выставок COMvex и СТТ Expo. В предыдущих статьях я уже рассказывал о представленных на ЕХРО 2025 новинках отечественной автомобильной промышленности, об альтернативном автопроме, строительной и горнодобывающей технике (см. ссылки в конце статьи). Очередная публикация посвящена зарубежным автоновинкам.

Для начала немного статистики. После ухода производителей из так называемых недружественных стран в период 2022-2023 годов наблюдался многократный рост поставок грузовых автомобилей из Китая. Однако уже в 2024 году положительная динамика сменилась на отрицательную, особенно стремительно рынок ушел в минус во II полугодии, в 2025 году эта тенденция сохранилась.

По данным аналитической компании ОАО «Автосельхозмаш-Холдинг» топ регистраций китайских брендов (без учета малотоннажных грузовиков) в I полугодии 2025 года в России выглядит следующим образом: Sitrak – 3901 ед. (минус 62% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года), FAW – 2020 ед. (минус 67%), Shacman – 1993 ед. (минус 73%), Dongfeng – 1239 ед. (минус 68%), Howo – 990 ед. (минус 62%), JAC– 957 ед. (минус 54%), Foton – 838 ед. (минус 60%). Суммарно на эти марки приходится львиная доля российского рынка в сегменте китайских грузовиков (речь идет только о новых машинах, без учета б/у).

Объемы продаж грузовиков других марок из Китая многократно меньше. У следующего за Foton’ом Hongyan за рассматриваемый период – 80 ед. (минус 81%), Dayun – 34 ед. (минус 74%), Beiben – 21 ед. (минус 86%), Chenglong – 21 ед. (в I полугодии 2024-го поставок не было), CAMC – 4 ед. (в I полугодии 2024-го – 1 ед.).

Что интересно, на прошлогодней ЕХРО 2024 в значительном количестве были представлены грузовики малораспространенных, а также совершенно неизвестных в нашей стране китайских марок. Некоторые продавцы тогда рассказывали об амбициозных планах поставок – вплоть до 10 тыс. автомобилей в год. В этом году уже не было практически никакой экзотики – ни Qixing, ни Junfeng, ни Chenglong, ни Dayun, ни Hongyan, ни CAMC(последний, кстати, получил распространение в РФ в 2000-2010 годы, однако в дальнейшем поставки сошли на нет). Единственно, был замечен Beiben.

«Недружественные» бренды хоть официально и ушли из России, тем не менее грузовики известных европейских и японских марок поставляются, но в меньших объемах. В лидерах по итогам I полугодия 2025 года: Isuzu – 1019 ед. (плюс 40%), Volvo – 208 ед. (минус 56%), Mercedes-Benz – 155 ед. (минус 90%) и Scania – 90 ед. (минус 55%). Понемногу завозятся MAN, DAF, Iveco и Renault. Что касается Isuzu и Mercedes-Benz, основная масса импорта идет с китайских заводов.

Ну, а теперь о наиболее интересных новинках иностранного грузового автотранспорта, представленного на COMvex и СТТ Expo.

На выставках весьма заметным было присутствие автомобилей, поставляемых в РФ по параллельному импорту. По информации продавцов, на машины, ввозимые обходными путями, по-прежнему есть спрос (понятно, что в меньшем объеме). Далеко не все, кто привыкли прежде эксплуатировать качественную европейскую и японскую технику, готовы переходить на китайский автопром. Так, компания Eurotruck второй год подряд радует всех поклонников премиальных европейских брендов. На этот раз поставщик показал сразу две новинки.

Футуристичный Mercedes-Benz Actros L, выпуск которого начался в Германии в декабре 2024 года, впервые показали на широкой публике и в России. Надо сказать, что своеобразный дизайн именитого немца напомнил мне пузатый холодильник ЗИЛ из далекого советского детства. Но это, как говорится, на вкус и цвет все фломастеры разные. На самом деле, специфическая внешность – это не дань скоротечной моде, а курс на оптимизацию аэродинамики. Данный шаг, по данным Mercedes-Benz, позволил сэкономить около 3% топлива. Дополнительные 8 см длины кабины, за счет чего она стала более выпуклой, – это заслуга новых европейских правил, которые теперь допускают более длинные кабины. Свои 4% в копилку экономичности внес и усовершенствованный дизельный двигатель. У новинки улучшены системы безопасности, обновлено программное обеспечение круиз-контроля и автоматической трансмиссии, на смену зеркалам пришли камеры, добавлены новые системы помощи водителю.

-2

Вторая премьера – из Швеции. Volvo FH16 780 XXL Aero. Разработчики из Гётеборга позиционируют свою новую модель как более экономичную, более безопасную, более удобную в управлении и обладающую большей дальностью хода. Одно из ключевых нововведений, сделанных в угоду улучшению аэродинамики, – более наклонная и выпуклая передняя маска по сравнению с машиной предыдущего поколения. За счет аэродинамичного переднего профиля кабина стала на целых 24 см длиннее. При этом, объем водительского пространства остался прежним. Новая система камер вносит вклад как в аэродинамику, так и в безопасность, заметно расширяя поле зрения водителя. В числе других новаций: улучшенная система круиз-контроля, более эффективная тормозная система, усовершенствованная информационно-развлекательная система, доработанный интерьер и т.д. Представленный на выставке образец укомплектован 17,1-литровым двигателем мощностью 780 л.с. (самым мощным в отрасли), увеличенной кабиной Globetrotter XXL, запас хода без дозаправки составляет 2500 км.

-3

По части Isuzu новинок не было, зато по сравнению с прошлогодней выставкой наблюдалось значительно увеличившееся количество продавцов китайских «японцев». Выпускает эти автомобили совместное предприятие Qingling Motors Co., Ltd., созданное в 1985 году Isuzu Japan и Qingling China. Сразу на нескольких стендах были представлены среднетоннажные грузовики семейства ELF и тяжелые – GIGA, и те, и другие с надстройками различного назначения. Так, например, на шасси GIGA демонстрировались автокраны давно забытого в нашей стране класса грузоподъёмности – 12,5 т. Шасси ELF были оснащены несколькими типами автогидроподъемников и даже 3-кубовым автобетоносмесителем (еще один экзот). Стоит заметить, что по комплектации китайские Isuzu отличаются от японских собратьев.

-4
-5

Не обошлось на выставке и без беспилотной техники. Речь о седельном тягаче Shacman X6000, оснащенным оборудованием, который разработали специалисты «Яндекса». Машина получила камеры, радары, лидары, систему управления с использованием искусственного интеллекта, а также программное обеспечение для автономного управления и интеграции с облачными сервисами. Автомобиль в автоматическом режиме может сопоставлять свое местоположение с высокоточными картами и распознавать дорожные знаки и разметку, объекты инфраструктуры и других участников движения. Что касается безопасности: в грузовике продублированы ключевые органы управления, включая тормозную систему. «Яндекс» работает над системой беспилотного вождения с 2017 года. Автономные автомобили проходят тестирование в Москве, Иннополисе и Сириусе. В 2024 году представленный на выставке автономный тягач совершил свою первую поездку из Москвы в Тулу по трассе М-4 «Дон». Испытания на трассе проводились как в автономном, так и в ручном режиме. Это было необходимо для обучения нейросетей, которые помогают в планировании траектории автомобиля.

-6

Группа компаний Gross впервые представила на российском рынке новую модель тягача Howo Max. Автомобиль получил стильную кабину собственной разработки компании CNHTC. Прежде грузовики этого производителя комплектовались лицензионными кабинами Volvo и MAN предыдущих поколений. Надо отметить, что в Китае новинка дебютировала еще в 2021 году, а вот первый показ на широкой публике в России состоялся только в нынешнем году. Модель позиционируется как более доступная по сравнению с Sitrak (примерно на 500 тыс. рублей дешевле). Салон машины порадовал приличной отделкой и приятной цветовой гаммой. 12,3-дюймовый центральный дисплей управления включает различные удобные функции, такие как Wi-Fi, Bluetooth, голосовой помощник, диагностику неисправностей, удаленный мониторинг транспортного средства и т.д. Дверь оснащена не только привычными функциями, такими как центральный замок, электростеклоподъемники и электрическая регулировка зеркал заднего вида, но также имеет четыре кнопки, расположенные в нижней части, отвечающие за подъем и опускание кабины, запуск и остановку двигателя. В базовой комплектации пневмосиденья оснащены вентиляцией, массой регулировок, включая настройки поясничной опоры. Опционально возможны функции подогрева и массажа. Кабина с плоским полом имеет внутреннюю высоту 1940 мм. Ширина спального места составляет 830 мм. Двигатель используется такой же, как и на грузовиках Sitrak – Sinotruk серии MC13 (лицензионный MAN) объемом 13 л, мощностью 510 л.с. Коробка передач – 16-ступенчатая роботизированная производства Sinotruk. Мосты – также лицензионные MAN’овские. Тормоза – дисковые. Подвеска шасси и кабины разработана совместно со компанией Sachs.

У Sitrak дебютировала новая модель седельного тягача – C9H 4x2. Новинка вобрала в себя максимум доработок под российский рынок, основные из которых коснулись двигателя, шасси и экстерьера. Автомобиль укомплектован 480-сильным двигателем MC13.48-50А (лицензионная копия MAN D26) и 12-ступенчатой роботизированной коробкой передач ZF. Обновленный двигатель характеризуется увеличенным КПД, улучшенным смесеобразованием, более высоким крутящим моментом и расширенной полкой крутящего момента. Кабина получила новый аэродинамичный экстерьер, который позволил улучшить топливную эффективность. Сочетание нового мотора с оптимизированной аэродинамикой дало суммарное снижение расхода топлива до 7%. Благодаря измененной конфигурации шасси увеличен объем топливных баков, теперь они вмещают 1300 л топлива (650 + 650 л). Также оптимизирована прокладка трубопроводов, что в сочетании с новым исполнением изоляции обеспечило большую надежность. Модернизация выхлопной системы снизила шум и показатели вибрации. Усовершенствована тормозная система: давление в тормозном контуре поднято с 10 до 12,5 бар. Вместимость бака AdBlue стала в два раза больше и составляет 90 л. Кабина оснащена русифицированной приборной панелью, многофункциональным дисплеем, аэродинамическими дефлекторами (левый складной – новинка), электрическими розетками в количестве 3 шт. на 12 В и 2 шт. на 24В. В базовой комплектации имеется холодильник. Версии для эксплуатации в регионах с холодным климатом включают усиленную теплоизоляцию, автономный отопитель на 4кВт в базе или жидкостные отопители на 9 или 15 кВт (опционально). Поставки в Россию этой модели должны начаться в 4 квартале 2025 года.

Компания Dongfeng представила модернизированный седельный тягач Dongfeng GX Pro 4х2. Модель оснащается новым двигателем Cummins Z14 объемом 13,5 л в двух вариантах мощности – 520 и 560 л.с., а также автоматизированными 12-ступенчатыми коробками передач Eaton и ZF соответственно. Кабина оборудована полностью цифровой приборной панелью (12,3″) и центральным дисплеем диагональю 12,8″. Селектор КПП перенесен под рулевую колонку, ручной тормоз получил электромеханический привод. Рулевое управление выполнено с электрогидравлическим усилителем, изменяющим усилие в зависимости от скорости и угла поворота. GX Pro оснащен расширенным пакетом систем помощи водителю ADAS, повышающим безопасность и снижающим риск ДТП. В его состав входят FCWS (предупреждение о фронтальном столкновении), LDW (система удержания в полосе) и AEB (автоматическое экстренное торможение). Среди других обновлений: регулируемые накабинный спойлер и боковые обтекатели, центральное размещение бака AdBlue. Элементы шасси имеют лакокрасочное покрытие толщиной более 60 мкм и обработаны антикоррозийным порошковым составом. В конструкции используются компоненты от ведущих мировых производителей – ретардер Voith, тормозная система Knorr-Bremse, электрические разъемы Delphi и др.

-9

Отмечавшийся в последние годы дефицит полноприводных шасси КАМАЗ-43118 сподвиг поставщиков китайских грузовиков освоить и эту нишу (надо отметить, что несколько запоздало, с недавних пор КАМАЗ значительно увеличил поставки модели 43118 в народное хозяйство и теперь эти шасси в избытке, предложение превышает спрос). Так, на нынешней выставке впервые была показана модель Dongfeng VR полной массой 19980 кг – внедорожное шасси 6х6 с двигателем Cummins ISD6.7 (300 л.с.) и 8-ступенчатой коробкой Fast, прошедшее полный цикл военных испытаний. Для повышения управляемости машина оснащена стабилизаторами поперечной устойчивости спереди и сзади. Автомобиль подготовлен к эксплуатации при низких температурах. Электрообогрев лобового стекла устраняет наледь при температурах до –20 °C. В стандартное оснащение входят автономный отопитель, регулируемое сиденье водителя, кондиционер, электростеклоподъемники и центральный замок.

-10

Компания «Джак Автомобиль» тоже оказалась в тренде и представила свой полноприводный вариант – шасси JAC N250 6х6 полной массой 26980 кг, подходящее под самый широкий спектр всевозможных спецнадстроек. Шасси имеет грузоподъемность 16,5 т. Оно оснащено 9,7-литровым двигателем Weichai мощностью 343 л.с. Старт продаж новинки намечен на конец 2025 года.

-11

На выставке впервые был продемонстрирован седельный тягач JAC K7-560. Особенность этой модели – новый двигатель объемом 12,5 л мощностью 553 л.с. и новая автоматическая коробка передач Eaton с возможностью ручного переключения. Помимо этого, тягач сертифицирован для перевозки опасных грузов (сертификат от завода-изготовителя). Старт продаж новой версии ожидается в этом году. Надо добавить, что с середины 2024 года все тягачи JAC K7 имеют полное утепление и шумоизоляцию кабины, также убрано стекло на задней стенке. Такая адаптация к российским условиям проведена по результатам общения с отечественными заказчиками. Сначала поставщик проводил утепление самостоятельно, с помощью дилеров. Параллельно велась работа с производителем, результатом которой стало готовое заводское решение.

-12

Стенд грузовиков Foton третий год подряд украшает флагманский тягач Foton Galaxy. Продажи тягача нового поколения с эффектной футуристичной внешностью, пришедшего на смену Auman EST A, начались в I квартале 2024 года. Тем не менее эта модель пока не получила массового распространения и по-прежнему воспринимается как экзотика. Автомобиль оснащен 13-литровым дизельным двигателем нового поколения Foton Cummins мощностью 520 и 560 л.с., обновленной 12-ступенчатой автоматизированной коробкой передач ZF TraXon, ведущим мостом, изготовляемым по технологи Daimler, дисковыми тормозами по кругу, а также полностью новым интерьером и большим списком современных систем безопасности и помощи водителю. В перечне систем безопасности: адаптивный круиз-контроль, система предупреждения о выезде с полосы движения, система предупреждения о столкновении, система автоматической парковки и панорамная система обзора. Комфорт в кабине создают многофункциональное рулевое колесо, электрические зеркала заднего вида, сиденье с пневмоподвеской, кондиционер, обогреватель и ультраширокое спальное место – 1010 мм.

-13

Помимо своего флагмана производитель представил грузовики обновленной D-серии – модели Foton D12 топливозаправщик от «Рустрак» (при этом, изготовитель цистерны – НЕФАЗ) и Foton D18 с бортовой платформой и КМУ от «ВКР». Младшая модель полной массой 11,9 т оснащена лицензионным дизелем Cummins объемом 4,46 л мощностью 210 л.с. и механической 6-ступенчатой трансмиссией. Вторая, полной массой 18 т, укомплектована 6,7-литровым мотором Cummins мощностью 261 л.с. и механической 8-ступенчатой КПП.

В более легком классе, полной массой 10 т, Foton показал модель Aumark S100 с новейшей разработкой завода «Смолмаш» – комбинированной дорожной машиной КДМ-7682070, представленной в зимней и летней модификациях. Что интересно и необычно для российского рынка – бункер пескоразбрасывателя выполнен из пластика. Ну а пластиковыми баками для воды давно уже никого не удивишь.

Самосвал Shacman X6000 тоже пока из разряда экзотики. Он получил кабину, унифицированную с флагманским тягачом X6000, продажи которого начались в России в 2023 году. Автомобиль полной массой 31 т оснащен 460-сильным двигателем Cummins M10 и механической 12-ступенчатой коробкой передач Fast. Передняя ось – лицензионная MAN. Тормозная система – Wabco с ABS. Из удобств для водителя производитель отмечает наличие круиз-контроля, многофункционального руля, кондиционера, электроподъемников, центрального замка, электроподогрева зеркал.

-16

Впервые китайские грузовики Sany были представлены на выставке CTT Expo 2022. В России все знают строительные и дорожные машины этой марки, а вот автомобильная техника до недавних пор была не известна. С тех пор каждый год компания Sany показывает что-то новенькое.

На этот раз производитель привез в Москву седельный тягач Sany S565 с колесной формулой 6х6. Автомобиль рассчитан на эксплуатацию в составе автопоезда полной массой 80 т. Он оснащен 557-сильным двигателем Sany-Deutz D13 и механической 12-ступенчатой коробкой передач Fast. У тягача подключаемый передний мост, также имеются блокировки межосевых и межколесных дифференциалов. Центральная буксировочная проушина, размещенная в стальном бампере, способна выдерживать нагрузку до 40 т. Машина имеет пакет для холодного климата, включающий набор опций, – от дополнительного утепления кабины до подогрева топливного бака и фильтра-сепаратора, а также электроподогрева сиденья водителя и электроподогрева рулевого колеса. Тягач укомплектован системой курсовой устойчивости, круиз-контролем, системой мониторинга усталости водителя, камерами кругового обзора. В наличии датчики давления в шинах, а также датчики света и дождя. Тормозная система с барабанными тормозными механизмами имеет ASR, EBS, ESC. Интерьер получил расширенную комплектацию: сиденье водителя на пневмоподвеске с поясничной опорой, многоступенчатой регулировкой, функцией массажа и вентиляцией; два спальных места (нижнее – 850 мм, верхнее ­ 700 мм); мультифункциональное рулевое колесо; кондиционер; цифровую панель приборов 12,3 дюйма; мультимедийную систему с 12.1-дюймовым ЖК-дисплеем, сенсорный экран высокой четкости, радио AM/FM, Bluetooth, слот USB-A; холодильник объемом 14 л.

-17

Помимо тягача Sany показала еще два автомобиля с кабиной нового поколения – 4-осный самосвал 8х4 грузоподъемностью 20 т и автобетоносмеситель, также на шасси 8х4, с 12-кубовым смесительным барабаном. Оба оснащены двигателями Sany-Deutz D12: самосвал – мощностью 360 л.с., «миксер» – 418 л.с.

-18
-19

Ну, и в заключение небольшая фотоподборка других новинок и просто любопытных экспонатов, представленных на ЕХРО 2025, на описание которых уже просто нет ни времени, ни места. Не забывайте листать фотогалерею.

До новых встреч на ЕХРО 2026 в МВЦ «Крокус Экспо» 26-29 мая 2026 года!
До новых встреч на ЕХРО 2026 в МВЦ «Крокус Экспо» 26-29 мая 2026 года!

Спасибо за внимание! Буду благодарен за ПОДПИСКУ на канал, за ЛАЙК и за то что ДЕЛИТЕСЬ материалом с друзьями!

Обещанные ссылки на предыдущие публикации с ЕХРО 2025 см. ниже: