На состоявшемся в конце мая в МВЦ «Крокус Экспо» главном национальном отраслевом выставочном событии ЕХРО 2025 традиционно очень обширные экспозиции были посвящены автотранспорту. Со всем этим многообразием можно было ознакомиться в рамках выставок COMvex и СТТ Expo. В предыдущих статьях я уже рассказывал о представленных на ЕХРО 2025 новинках отечественной автомобильной промышленности, об альтернативном автопроме, строительной и горнодобывающей технике (см. ссылки в конце статьи). Очередная публикация посвящена зарубежным автоновинкам.
Для начала немного статистики. После ухода производителей из так называемых недружественных стран в период 2022-2023 годов наблюдался многократный рост поставок грузовых автомобилей из Китая. Однако уже в 2024 году положительная динамика сменилась на отрицательную, особенно стремительно рынок ушел в минус во II полугодии, в 2025 году эта тенденция сохранилась.
По данным аналитической компании ОАО «Автосельхозмаш-Холдинг» топ регистраций китайских брендов (без учета малотоннажных грузовиков) в I полугодии 2025 года в России выглядит следующим образом: Sitrak – 3901 ед. (минус 62% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года), FAW – 2020 ед. (минус 67%), Shacman – 1993 ед. (минус 73%), Dongfeng – 1239 ед. (минус 68%), Howo – 990 ед. (минус 62%), JAC– 957 ед. (минус 54%), Foton – 838 ед. (минус 60%). Суммарно на эти марки приходится львиная доля российского рынка в сегменте китайских грузовиков (речь идет только о новых машинах, без учета б/у).
Объемы продаж грузовиков других марок из Китая многократно меньше. У следующего за Foton’ом Hongyan за рассматриваемый период – 80 ед. (минус 81%), Dayun – 34 ед. (минус 74%), Beiben – 21 ед. (минус 86%), Chenglong – 21 ед. (в I полугодии 2024-го поставок не было), CAMC – 4 ед. (в I полугодии 2024-го – 1 ед.).
Что интересно, на прошлогодней ЕХРО 2024 в значительном количестве были представлены грузовики малораспространенных, а также совершенно неизвестных в нашей стране китайских марок. Некоторые продавцы тогда рассказывали об амбициозных планах поставок – вплоть до 10 тыс. автомобилей в год. В этом году уже не было практически никакой экзотики – ни Qixing, ни Junfeng, ни Chenglong, ни Dayun, ни Hongyan, ни CAMC(последний, кстати, получил распространение в РФ в 2000-2010 годы, однако в дальнейшем поставки сошли на нет). Единственно, был замечен Beiben.
«Недружественные» бренды хоть официально и ушли из России, тем не менее грузовики известных европейских и японских марок поставляются, но в меньших объемах. В лидерах по итогам I полугодия 2025 года: Isuzu – 1019 ед. (плюс 40%), Volvo – 208 ед. (минус 56%), Mercedes-Benz – 155 ед. (минус 90%) и Scania – 90 ед. (минус 55%). Понемногу завозятся MAN, DAF, Iveco и Renault. Что касается Isuzu и Mercedes-Benz, основная масса импорта идет с китайских заводов.
Ну, а теперь о наиболее интересных новинках иностранного грузового автотранспорта, представленного на COMvex и СТТ Expo.
На выставках весьма заметным было присутствие автомобилей, поставляемых в РФ по параллельному импорту. По информации продавцов, на машины, ввозимые обходными путями, по-прежнему есть спрос (понятно, что в меньшем объеме). Далеко не все, кто привыкли прежде эксплуатировать качественную европейскую и японскую технику, готовы переходить на китайский автопром. Так, компания Eurotruck второй год подряд радует всех поклонников премиальных европейских брендов. На этот раз поставщик показал сразу две новинки.
Футуристичный Mercedes-Benz Actros L, выпуск которого начался в Германии в декабре 2024 года, впервые показали на широкой публике и в России. Надо сказать, что своеобразный дизайн именитого немца напомнил мне пузатый холодильник ЗИЛ из далекого советского детства. Но это, как говорится, на вкус и цвет все фломастеры разные. На самом деле, специфическая внешность – это не дань скоротечной моде, а курс на оптимизацию аэродинамики. Данный шаг, по данным Mercedes-Benz, позволил сэкономить около 3% топлива. Дополнительные 8 см длины кабины, за счет чего она стала более выпуклой, – это заслуга новых европейских правил, которые теперь допускают более длинные кабины. Свои 4% в копилку экономичности внес и усовершенствованный дизельный двигатель. У новинки улучшены системы безопасности, обновлено программное обеспечение круиз-контроля и автоматической трансмиссии, на смену зеркалам пришли камеры, добавлены новые системы помощи водителю.
Вторая премьера – из Швеции. Volvo FH16 780 XXL Aero. Разработчики из Гётеборга позиционируют свою новую модель как более экономичную, более безопасную, более удобную в управлении и обладающую большей дальностью хода. Одно из ключевых нововведений, сделанных в угоду улучшению аэродинамики, – более наклонная и выпуклая передняя маска по сравнению с машиной предыдущего поколения. За счет аэродинамичного переднего профиля кабина стала на целых 24 см длиннее. При этом, объем водительского пространства остался прежним. Новая система камер вносит вклад как в аэродинамику, так и в безопасность, заметно расширяя поле зрения водителя. В числе других новаций: улучшенная система круиз-контроля, более эффективная тормозная система, усовершенствованная информационно-развлекательная система, доработанный интерьер и т.д. Представленный на выставке образец укомплектован 17,1-литровым двигателем мощностью 780 л.с. (самым мощным в отрасли), увеличенной кабиной Globetrotter XXL, запас хода без дозаправки составляет 2500 км.
По части Isuzu новинок не было, зато по сравнению с прошлогодней выставкой наблюдалось значительно увеличившееся количество продавцов китайских «японцев». Выпускает эти автомобили совместное предприятие Qingling Motors Co., Ltd., созданное в 1985 году Isuzu Japan и Qingling China. Сразу на нескольких стендах были представлены среднетоннажные грузовики семейства ELF и тяжелые – GIGA, и те, и другие с надстройками различного назначения. Так, например, на шасси GIGA демонстрировались автокраны давно забытого в нашей стране класса грузоподъёмности – 12,5 т. Шасси ELF были оснащены несколькими типами автогидроподъемников и даже 3-кубовым автобетоносмесителем (еще один экзот). Стоит заметить, что по комплектации китайские Isuzu отличаются от японских собратьев.
Не обошлось на выставке и без беспилотной техники. Речь о седельном тягаче Shacman X6000, оснащенным оборудованием, который разработали специалисты «Яндекса». Машина получила камеры, радары, лидары, систему управления с использованием искусственного интеллекта, а также программное обеспечение для автономного управления и интеграции с облачными сервисами. Автомобиль в автоматическом режиме может сопоставлять свое местоположение с высокоточными картами и распознавать дорожные знаки и разметку, объекты инфраструктуры и других участников движения. Что касается безопасности: в грузовике продублированы ключевые органы управления, включая тормозную систему. «Яндекс» работает над системой беспилотного вождения с 2017 года. Автономные автомобили проходят тестирование в Москве, Иннополисе и Сириусе. В 2024 году представленный на выставке автономный тягач совершил свою первую поездку из Москвы в Тулу по трассе М-4 «Дон». Испытания на трассе проводились как в автономном, так и в ручном режиме. Это было необходимо для обучения нейросетей, которые помогают в планировании траектории автомобиля.
Группа компаний Gross впервые представила на российском рынке новую модель тягача Howo Max. Автомобиль получил стильную кабину собственной разработки компании CNHTC. Прежде грузовики этого производителя комплектовались лицензионными кабинами Volvo и MAN предыдущих поколений. Надо отметить, что в Китае новинка дебютировала еще в 2021 году, а вот первый показ на широкой публике в России состоялся только в нынешнем году. Модель позиционируется как более доступная по сравнению с Sitrak (примерно на 500 тыс. рублей дешевле). Салон машины порадовал приличной отделкой и приятной цветовой гаммой. 12,3-дюймовый центральный дисплей управления включает различные удобные функции, такие как Wi-Fi, Bluetooth, голосовой помощник, диагностику неисправностей, удаленный мониторинг транспортного средства и т.д. Дверь оснащена не только привычными функциями, такими как центральный замок, электростеклоподъемники и электрическая регулировка зеркал заднего вида, но также имеет четыре кнопки, расположенные в нижней части, отвечающие за подъем и опускание кабины, запуск и остановку двигателя. В базовой комплектации пневмосиденья оснащены вентиляцией, массой регулировок, включая настройки поясничной опоры. Опционально возможны функции подогрева и массажа. Кабина с плоским полом имеет внутреннюю высоту 1940 мм. Ширина спального места составляет 830 мм. Двигатель используется такой же, как и на грузовиках Sitrak – Sinotruk серии MC13 (лицензионный MAN) объемом 13 л, мощностью 510 л.с. Коробка передач – 16-ступенчатая роботизированная производства Sinotruk. Мосты – также лицензионные MAN’овские. Тормоза – дисковые. Подвеска шасси и кабины разработана совместно со компанией Sachs.
У Sitrak дебютировала новая модель седельного тягача – C9H 4x2. Новинка вобрала в себя максимум доработок под российский рынок, основные из которых коснулись двигателя, шасси и экстерьера. Автомобиль укомплектован 480-сильным двигателем MC13.48-50А (лицензионная копия MAN D26) и 12-ступенчатой роботизированной коробкой передач ZF. Обновленный двигатель характеризуется увеличенным КПД, улучшенным смесеобразованием, более высоким крутящим моментом и расширенной полкой крутящего момента. Кабина получила новый аэродинамичный экстерьер, который позволил улучшить топливную эффективность. Сочетание нового мотора с оптимизированной аэродинамикой дало суммарное снижение расхода топлива до 7%. Благодаря измененной конфигурации шасси увеличен объем топливных баков, теперь они вмещают 1300 л топлива (650 + 650 л). Также оптимизирована прокладка трубопроводов, что в сочетании с новым исполнением изоляции обеспечило большую надежность. Модернизация выхлопной системы снизила шум и показатели вибрации. Усовершенствована тормозная система: давление в тормозном контуре поднято с 10 до 12,5 бар. Вместимость бака AdBlue стала в два раза больше и составляет 90 л. Кабина оснащена русифицированной приборной панелью, многофункциональным дисплеем, аэродинамическими дефлекторами (левый складной – новинка), электрическими розетками в количестве 3 шт. на 12 В и 2 шт. на 24В. В базовой комплектации имеется холодильник. Версии для эксплуатации в регионах с холодным климатом включают усиленную теплоизоляцию, автономный отопитель на 4кВт в базе или жидкостные отопители на 9 или 15 кВт (опционально). Поставки в Россию этой модели должны начаться в 4 квартале 2025 года.
Компания Dongfeng представила модернизированный седельный тягач Dongfeng GX Pro 4х2. Модель оснащается новым двигателем Cummins Z14 объемом 13,5 л в двух вариантах мощности – 520 и 560 л.с., а также автоматизированными 12-ступенчатыми коробками передач Eaton и ZF соответственно. Кабина оборудована полностью цифровой приборной панелью (12,3″) и центральным дисплеем диагональю 12,8″. Селектор КПП перенесен под рулевую колонку, ручной тормоз получил электромеханический привод. Рулевое управление выполнено с электрогидравлическим усилителем, изменяющим усилие в зависимости от скорости и угла поворота. GX Pro оснащен расширенным пакетом систем помощи водителю ADAS, повышающим безопасность и снижающим риск ДТП. В его состав входят FCWS (предупреждение о фронтальном столкновении), LDW (система удержания в полосе) и AEB (автоматическое экстренное торможение). Среди других обновлений: регулируемые накабинный спойлер и боковые обтекатели, центральное размещение бака AdBlue. Элементы шасси имеют лакокрасочное покрытие толщиной более 60 мкм и обработаны антикоррозийным порошковым составом. В конструкции используются компоненты от ведущих мировых производителей – ретардер Voith, тормозная система Knorr-Bremse, электрические разъемы Delphi и др.
Отмечавшийся в последние годы дефицит полноприводных шасси КАМАЗ-43118 сподвиг поставщиков китайских грузовиков освоить и эту нишу (надо отметить, что несколько запоздало, с недавних пор КАМАЗ значительно увеличил поставки модели 43118 в народное хозяйство и теперь эти шасси в избытке, предложение превышает спрос). Так, на нынешней выставке впервые была показана модель Dongfeng VR полной массой 19980 кг – внедорожное шасси 6х6 с двигателем Cummins ISD6.7 (300 л.с.) и 8-ступенчатой коробкой Fast, прошедшее полный цикл военных испытаний. Для повышения управляемости машина оснащена стабилизаторами поперечной устойчивости спереди и сзади. Автомобиль подготовлен к эксплуатации при низких температурах. Электрообогрев лобового стекла устраняет наледь при температурах до –20 °C. В стандартное оснащение входят автономный отопитель, регулируемое сиденье водителя, кондиционер, электростеклоподъемники и центральный замок.
Компания «Джак Автомобиль» тоже оказалась в тренде и представила свой полноприводный вариант – шасси JAC N250 6х6 полной массой 26980 кг, подходящее под самый широкий спектр всевозможных спецнадстроек. Шасси имеет грузоподъемность 16,5 т. Оно оснащено 9,7-литровым двигателем Weichai мощностью 343 л.с. Старт продаж новинки намечен на конец 2025 года.
На выставке впервые был продемонстрирован седельный тягач JAC K7-560. Особенность этой модели – новый двигатель объемом 12,5 л мощностью 553 л.с. и новая автоматическая коробка передач Eaton с возможностью ручного переключения. Помимо этого, тягач сертифицирован для перевозки опасных грузов (сертификат от завода-изготовителя). Старт продаж новой версии ожидается в этом году. Надо добавить, что с середины 2024 года все тягачи JAC K7 имеют полное утепление и шумоизоляцию кабины, также убрано стекло на задней стенке. Такая адаптация к российским условиям проведена по результатам общения с отечественными заказчиками. Сначала поставщик проводил утепление самостоятельно, с помощью дилеров. Параллельно велась работа с производителем, результатом которой стало готовое заводское решение.
Стенд грузовиков Foton третий год подряд украшает флагманский тягач Foton Galaxy. Продажи тягача нового поколения с эффектной футуристичной внешностью, пришедшего на смену Auman EST A, начались в I квартале 2024 года. Тем не менее эта модель пока не получила массового распространения и по-прежнему воспринимается как экзотика. Автомобиль оснащен 13-литровым дизельным двигателем нового поколения Foton Cummins мощностью 520 и 560 л.с., обновленной 12-ступенчатой автоматизированной коробкой передач ZF TraXon, ведущим мостом, изготовляемым по технологи Daimler, дисковыми тормозами по кругу, а также полностью новым интерьером и большим списком современных систем безопасности и помощи водителю. В перечне систем безопасности: адаптивный круиз-контроль, система предупреждения о выезде с полосы движения, система предупреждения о столкновении, система автоматической парковки и панорамная система обзора. Комфорт в кабине создают многофункциональное рулевое колесо, электрические зеркала заднего вида, сиденье с пневмоподвеской, кондиционер, обогреватель и ультраширокое спальное место – 1010 мм.
Помимо своего флагмана производитель представил грузовики обновленной D-серии – модели Foton D12 топливозаправщик от «Рустрак» (при этом, изготовитель цистерны – НЕФАЗ) и Foton D18 с бортовой платформой и КМУ от «ВКР». Младшая модель полной массой 11,9 т оснащена лицензионным дизелем Cummins объемом 4,46 л мощностью 210 л.с. и механической 6-ступенчатой трансмиссией. Вторая, полной массой 18 т, укомплектована 6,7-литровым мотором Cummins мощностью 261 л.с. и механической 8-ступенчатой КПП.
В более легком классе, полной массой 10 т, Foton показал модель Aumark S100 с новейшей разработкой завода «Смолмаш» – комбинированной дорожной машиной КДМ-7682070, представленной в зимней и летней модификациях. Что интересно и необычно для российского рынка – бункер пескоразбрасывателя выполнен из пластика. Ну а пластиковыми баками для воды давно уже никого не удивишь.
Самосвал Shacman X6000 тоже пока из разряда экзотики. Он получил кабину, унифицированную с флагманским тягачом X6000, продажи которого начались в России в 2023 году. Автомобиль полной массой 31 т оснащен 460-сильным двигателем Cummins M10 и механической 12-ступенчатой коробкой передач Fast. Передняя ось – лицензионная MAN. Тормозная система – Wabco с ABS. Из удобств для водителя производитель отмечает наличие круиз-контроля, многофункционального руля, кондиционера, электроподъемников, центрального замка, электроподогрева зеркал.
Впервые китайские грузовики Sany были представлены на выставке CTT Expo 2022. В России все знают строительные и дорожные машины этой марки, а вот автомобильная техника до недавних пор была не известна. С тех пор каждый год компания Sany показывает что-то новенькое.
На этот раз производитель привез в Москву седельный тягач Sany S565 с колесной формулой 6х6. Автомобиль рассчитан на эксплуатацию в составе автопоезда полной массой 80 т. Он оснащен 557-сильным двигателем Sany-Deutz D13 и механической 12-ступенчатой коробкой передач Fast. У тягача подключаемый передний мост, также имеются блокировки межосевых и межколесных дифференциалов. Центральная буксировочная проушина, размещенная в стальном бампере, способна выдерживать нагрузку до 40 т. Машина имеет пакет для холодного климата, включающий набор опций, – от дополнительного утепления кабины до подогрева топливного бака и фильтра-сепаратора, а также электроподогрева сиденья водителя и электроподогрева рулевого колеса. Тягач укомплектован системой курсовой устойчивости, круиз-контролем, системой мониторинга усталости водителя, камерами кругового обзора. В наличии датчики давления в шинах, а также датчики света и дождя. Тормозная система с барабанными тормозными механизмами имеет ASR, EBS, ESC. Интерьер получил расширенную комплектацию: сиденье водителя на пневмоподвеске с поясничной опорой, многоступенчатой регулировкой, функцией массажа и вентиляцией; два спальных места (нижнее – 850 мм, верхнее 700 мм); мультифункциональное рулевое колесо; кондиционер; цифровую панель приборов 12,3 дюйма; мультимедийную систему с 12.1-дюймовым ЖК-дисплеем, сенсорный экран высокой четкости, радио AM/FM, Bluetooth, слот USB-A; холодильник объемом 14 л.
Помимо тягача Sany показала еще два автомобиля с кабиной нового поколения – 4-осный самосвал 8х4 грузоподъемностью 20 т и автобетоносмеситель, также на шасси 8х4, с 12-кубовым смесительным барабаном. Оба оснащены двигателями Sany-Deutz D12: самосвал – мощностью 360 л.с., «миксер» – 418 л.с.
Ну, и в заключение небольшая фотоподборка других новинок и просто любопытных экспонатов, представленных на ЕХРО 2025, на описание которых уже просто нет ни времени, ни места. Не забывайте листать фотогалерею.
Спасибо за внимание! Буду благодарен за ПОДПИСКУ на канал, за ЛАЙК и за то что ДЕЛИТЕСЬ материалом с друзьями!
Обещанные ссылки на предыдущие публикации с ЕХРО 2025 см. ниже: