Друзья, недавно я рассказывал о том, что представил наш автопром на главном отраслевом выставочном событии ЕХРО 2025, состоявшемся в «Крокус Экспо» в конце мая (см. ссылки в конце статьи). Теперь наконец-то я добрался до нашего стройдормаша – до новых и наиболее интересных образцов отечественной строительной и дорожной техники, показанной на выставке.
Напомню, что синергия выставок EXPO 2025 объединяет четыре выставки – СТТ Expo, COMvex, СТО Expo и Logistika Expo. Первая посвящена строительной технике, вторая – коммерческому транспорту, третья – запчастям и сервису, четвертая – логистике и складской технике. Нынешняя EXPO, ведущая свою историю от легендарной выставки СТТ, превысила показатели предыдущих 25 лет – выставочная площадь составила 215.000 м².
Сложная ситуация в российской экономике, увы, сказалась на количестве представленных на выставке участников от отечественной отрасли строительного и дорожного машиностроения (в конце статьи см. ссылку на публикацию со статистикой по производству СДМ в 2025 г.). С десяток значимых предприятий, экспонировавшихся на выставках 2023-2024 годов, я точно не досчитался. Однако недостаток нашей техники с лихвой был замещен китайской продукцией. Свободных мест на выставке не было, расторопные друзья из Поднебесной оказались готовы «импортозаместить» фактически всё и вся.
Сегодняшняя публикация о том, что я увидел нового и интересного у отечественных производителей на EXPO 2025, точнее, на самой масштабной части выставки – СТТ Ехро. Про китайцев расскажу позже.
Ростсельмаш
Год назад Ростсельмаш на СТТ Ехро 2024 дебютировал с новыми машинами из перспективной линейки строительной техники. Первенцами стали фронтальный погрузчик WL 530 грузоподъемностью 5 т, и телескопический погрузчик TLH 740 грузоподъемностью 4 т и максимальной высотой подъема стрелы 7 м. Обе машины оснащены современными ярославскими рядными дизельными двигателями: на WL 530 стоит ЯМЗ-536 мощностью 218 л.с., а на TLH 740 – 132-сильный ЯМЗ-534.
На этот раз ростовчане представили следующую новинку – разноколесный экскаватор-погрузчик BL 810. На машине установлен двигатель ЯМЗ-534 мощностью 99 л.с., гидромеханическая трансмиссия с переключением передач под нагрузкой (PowerShift), мостами с дисковыми тормозами в масляной ванне с системой автоматической компенсации зазоров, задний мост в базовой комплектации имеет принудительную блокировку дифференциала. Модель отличается просторной кабиной с продуманной эргономикой.
Для строительной техники Ростсельмаш будет выпускать свои мосты и гидромеханические коробки передач на новом заводе трансмиссий. На опытных образцах применены китайские мосты и гидромеханические коробки (кроме «телескопа» – у него гидростатическая трансмиссия).
Начало серийного производства всех трех новых машин намечено на 2026 год. Кроме того, в следующем году Ростсельмаш планирует представить равноколесный экскаватор-погрузчик, а также гусеничный экскаватор класса 20 т.
Галичский автокрановый завод
ГАКЗ показал две новые модели вездеходных автокранов «Галичанин» – КС-55721-5В-1 серии «Комсомолец» на шасси КАМАЗ-6560 (8х8) и КС-55729-5В-4 серии «Графит» на шасси КАМАЗ-43118 (6х6). Как отмечают на предприятии, благодаря примененным конструктивным решениям удалось создать краны, которые не только не уступают зарубежным аналогам, но и превосходят их по многим параметрам.
Автокран КС-55721-5В-1 серии «Комсомолец» имеет грузоподъемность 35 т, грузовой момент – 126 тм и оснащен 5-секционной стрелой длиной 41 м.
Автокран КС-55729-5В-4 серии «Графит» грузоподъемностью 32 т может передвигаться по дорогам общего пользования без спецразрешений. Его основные преимущества – грузовой момент 112 тм и 4-секционная стрела длиной 34 м.
Обе новинки оснащены стрелами с сечением «овалоид», эргономичной кабиной типа «купе» со сдвижной дверью, усовершенствованной гидравликой с плавным выполнением рабочих операций и точным позиционированием груза, маслоохладителем увеличенной производительности, джойстиковым управлением. Увеличенный опорный контур кранов позволяет уверенно работать на средних и дальних вылетах.
UMG
Компания UMG продемонстрировала продукцию всех своих заводов – Тверской экскаватор, Брянский арсенал, ЧСДМ и Эксмаш. Кроме того, в экспозиции присутствовала техника автокранового завода из Иваново, который на сегодняшний день находится в процессе интеграции в UMG.
О новинках. В производственную программу ЧСДМ возвращаются бульдозеры. Год назад на СТТ Ехро дебютировала модель D16H 10 тягового класса. На этот раз последовало продолжение в виде более тяжелого бульдозера D20H 12 тягового класса (эксплуатационная масса – 20,7 т). Машина оснащена двигателем ЯМЗ-536 мощностью 220 л.с. и гидростатической трансмиссией. Электронный щиток приборов снабжен голосовым информатором, сообщающим оператору о его ошибках или неисправностях. Бульдозеры D16H и D20H сертифицированы. D20H выпускается серийно.
От Брянского арсенала был представлен полноприводный автогрейдер АГ-180AWD массой 18,2 т. Привод переднего моста реализован за счет гидронасоса и двух гидромоторов с планетарными редукторами. Полный привод увеличивает тяговые характеристики автогрейдера на 30%. За корректную работу переднего привода отвечает контролер, который автоматически корректирует управляющие сигналы для поддержания оптимальной тяги передних колес.
В ходе первого этапа модернизации обновлены экскаваторы-погрузчики TBL 845 (разноколесный) и TBL 945 (равноколесный). В марте этого года завод «Тверской экскаватор» приступил к производству усовершенствованных моделей, отличающихся унифицированным экскаваторным оборудованием. Унификация позволила сократить номенклатуру узлов и деталей, а также повысить параметры копания (глубину и радиус). Старт второго этапа модернизации, направленный на улучшение основных эксплуатационных характеристик, намечен на этот год. Уточню, что обе машины оснащены 99- сильным двигателем ЯМЗ-534.
Еще одна премьера – 25-тонный автокран нового поколения ПКС-45717S-3РМ производства АО «Ивановец» (уже не ИМЗ «Автокран»). Новую модель отличает увеличенный до 90 тм грузовой момент (на прежних «Ивановцах» было 85 тм) и 31- либо 33-метровая стрела. Одна из ключевых особенностей – китайское шасси Sinotruk 6х6. Передний мост грузоподъемностью 9 т позволил сместить центр тяжести вперед, что дало возможность разгрузить заднюю тележку, включить в комплект гусек и дополнительные полтонны топлива. При этом, весовые параметры крана не превышают нормы дорожного законодательства (при условии отсутствия противовеса). По словам производителя, цена на этом шасси не превысит аналог на шасси КАМАЗ/Урал. Новинка должна появиться в продаже осенью этого года.
Впервые на столь широкомасштабном мероприятии ивановский завод представил пожарный подъемник ТПЛ-32К-2 с высотой подъема 32 м на шасси КАМАЗ-53605. Эта машина была анонсирована в 2023 году, в настоящее время модель рекомендована к принятию на снабжение МЧС.
«Десна»
НПО «ГКМП», выпускающее дорожно-строительную технику марки «Десна» на площадях завода, ранее известного как «Ирмаш», представило свой флагманский гусеничный асфальтоукладчик Десна 2100 производительностью 700 т/ч. На выставке был показан модернизированный вариант с более жесткой и тяжелой выглаживающей плитой с электрическим подогревом, позволяющей выполнять укладку асфальта шириной до 13 м (с уширителями). Кроме того, на новинке реализована функция одновременной трамбовки и вибрации. Применена более мощная гидравлика и усиленные катки, доработана электроника. Вместо минского двигателя Д-260 теперь устанавливается ярославский ЯМЗ-536 мощностью 250 л.с. В 2025 году завод планирует изготовить 25 асфальтоукладчиков Десна 2100.
Популярную у дорожников машину для ямочного ремонта Р-310М, выполняющую ремонт дорожных покрытий методом пневмонабрызга, завод также модернизировал: внедрил новую раму, заменил двигатель Д-243 на более экологичный и экономичный MMZ-3LD, усовершенствовал систему управления.
Был в экспозиции и давно выпускаемый (правда, в малых объемах) полноприводный 2-осный автогрейдер ГС-10-08 на базе трактора «Беларус». По информации производителя, выполняя практически те же функции, что и грейдер среднего класса, ГС-10-08 на 50% дешевле, а экономия топлива в процессе эксплуатации составляет от 30-40%. Наличие механического переднего привода существенно увеличивает тяговое усилие (более 4,3 т собственной массе 6,8 т), курсовую устойчивость и тормозные качества. В качестве дополнительного оборудования предлагается щетка и рыхлитель.
Кстати, некоторые посетители восприняли грейдер как новинку, что неудивительно, ввиду его малого распространения.
Завод дорожных машин
Рыбинский Завод дорожных машин удивил мини-погрузчиком с бортовым поворотом ММ1200. Однако информацию об этой машине производитель пока не разглашает, кроме того, что она будет соответствовать постановлению правительства № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ». Исходя из обозначения можно предположить, что грузоподъемность новинки 1200 кг. В общем, ждем развития событий.
По своей основной тематике завод показал линейку модернизированных дорожных катков: 2-вальцовый вибрационный DM-13VDмассой 13 т, комбинированный 7,7-тонный DM-7,7VC и пневмоколесный 13-тонный DM-13SP. Как отмечают на предприятии, эти машины, прошедшие модернизацию в ходе опытной эксплуатации, демонстрируют повышенную производительность и улучшенную эргономику.
Добавлю по модели DM-13VD. Данная машина доработана по ТЗ заказчика, занимающегося строительством федеральных трасс. На ней внедрен увеличенный валец (2130 мм), механизм смещения вальцов, двигатель ЯМЗ-534 (вместо Д-245), улучшенная шумоизоляция, перемещаемое сиденье оператора (продольно и вокруг оси), система позиционирования по показателям вибрации и температуры асфальта.
Ну и абсолютная новинка – комбинированный каток DM-04VC массой 4 т, предназначенный для работы в стесненных условиях и на небольших объектах. Эта машина пока проходит сертификацию.
ЧЕТРА
Компания ЧЕТРА презентовала свой первый электрический мини-погрузчик – МКСМ 1200Е грузоподъемностью 1200 кг. Ключевые преимущества машины – экологичность и пониженный уровень шума. Литий-железо-фосфатная батарея объемом 98 кВт·ч позволяет работать без подзарядки 16 часов, а ее срок службы составляет 10 лет при ежедневном использовании. Немаловажно, что для зарядки не требуется соответствующая внешняя инфраструктура – зарядное устройство встроено в погрузчик, достаточно его подключить к сети 380 В. Кроме того, блок АКБ выполнен съемным, можно легко заменить разряженный источник питания на «полный». По информации производителя, благодаря электромеханической трансмиссии удалось на 60% сократить количество движущихся механических узлов, что, в свою очередь, должно увеличить ресурс и надежность. На машине реализована возможность дистанционного управления на расстоянии до 3 км, что может быть актуальным при работе в опасных условиях. После выставки машина отправится на эксплуатационные испытания.
«ДСТ-УРАЛ»
Завод «ДСТ-УРАЛ» на этот раз не привез бульдозеры и погрузчики, вместо них показал модульную платформу на электротяге с дистанционным управлением. Она предназначена для эксплуатации в зонах повышенной опасности, например, для эвакуации раненных и подвоза грузов в зоне боевых действий. Платформа имеет грузоподъемность 1 т при снаряженной массе 1,75 т и может оборудоваться различными съемными центральными модулями – экскаваторным, самосвальным, противопожарным и т.д. Дальность действия по радиоканалу достигает 5 км, по оптоволокну – до 20 км. Максимальная скорость – до 20 км/ч по пересеченной местности. Время работы при полной нагрузке 1,5 часа, зарядка от сети 220 В. На платформе установлен комплекс радиоэлектронной борьбы с БПЛА.
Опытная машина, представленная на выставке, прошла испытания в Луганской Народной Республике и в дальнейшем будет доработана с целью преодоления более крупных препятствий, возможно, получит функционал для преодоления брода.
«Дорэлектромаш»
Белорусское предприятие «Дорэлектромаш» презентовало новый экскаватор-погрузчик ДЭМ 510 на равновеликих колесах, с функцией «крабового хода». Базой для новинки послужила серийная модель ДЭМ 310 на разновеликих колесах. В комплектации применены как отечественные компоненты – двигатель Д-245, так и итальянские – гидромеханическая коробка передач и мосты Carraro, гидравлика Walvoil. По умолчанию установлен кондиционер, разводка под гидромолот/гидробур. Опционально предлагается система плавного хода (амортизация стрелы погрузчика при движении). В серии машина ожидается осенью 2025 года.
«РПИ Машиностроение»
Молодое предприятие «РПИ Машиностроение», без преувеличения, произвело фурор на СТТ Ехро 2025, представив первый российский карьерный автогрейдер эксплуатационной массой 44 т. Модель РПИ-43 имеет механический привод на все три моста. Особенностью является двухсочлененная рама. Узлы сочленения соединяют заднюю раму со средней и среднюю с передней. Что интересно, у машины нет поворотных передних колес – маневрирование осуществляется за счет поворота гидроцилиндрами передней рамы.
Грейдер полностью состоит из узлов и агрегатов российского и белорусского производства. Двигатель – ТМЗ 8481.10-04 мощностью 428 л.с., автоматическая коробка передач – МЗКТ-5561, раздаточная коробка – МЗКТ-6902, мосты – «Кировец», кабина – «ДСТ-УРАЛ», гидроцилиндры, угловой редуктор переднего привода, карданы – российские.
Постоянный полный привод обеспечивает максимальное тяговое усилие 39 т. Давление на грейдерный отвал – до 28,5 т. Максимальная ширина обрабатываемой полосы – 7,3 м. При длине грейдера почти 15 м радиус поворота составляет 12 м. Кабина с интегрированным каркасом безопасности (ROPS/FOPS) выдерживает усилие на опрокидывание более 70 т. По информации производителя, все элементы конструкции сделаны с многократным запасом прочности.
После выставки грейдер РПИ-43 отправится на испытания в Михайловский ГОК. Планируется выпускать до 45 таких машин в год. Кроме того, в 2026 году компания намерена сделать автогрейдер массой 35 т.
Чебоксарский завод силовых агрегатов
ЧЗСА показал модернизированную версию электрического самоходного тракторного шасси «Силант». Потомок легендарного Т-16 впервые был представлен в электрическом варианте еще в 2022 году, но тогда все электрические комплектующие были импортными. Новая разработка создана полностью на отечественной компонентной базе.
Новинка оснащена электрической трансмиссией, основанной на вентильно-индукторных двигателях с преобразователями. Конструкция создана российской инжиниринговой компанией «Априорные решения машин». Электромеханическая трансмиссия запитывается от литий-ионной батареи, произведенной в Екатеринбурге. Одним из главных ее преимуществ является возможность зарядки как от обычной электросети, так и от зарядных станций. Системы электропривода сконструированы в Калуге.
Новые компоненты предназначены не только для электротракторов, но и для серийно выпускаемых на ЧЗСА вилочных погрузчиков «Силант» грузоподъемностью 1,5-2 т. По данным производителя, ожидается, что уровень локализации возрастет до 90%, так как большинство комплектующих для техники «Силант» скоро будет производиться в России. Тогда на ЧЗСА запустят серийное производство электротракторов.
«Профессионал»
Ивановский завод «Профессионал» впервые на широкой публике представил свою новую продукцию – мини-погрузчики с бортовым поворотом. Предприятие, специализирующееся на производстве навесного оборудования для строительно-дорожной и горнодобывающей техники, освоило их выпуск в 2024 году. Модель ПМ-1000 грузоподъемностью 1000 кг оснащена 81-сильным дизельным двигателем Д-243S2, гидравлические компоненты – китайские. Все металлоконструкции – собственного производства. Приборная панель, шины, стекла, гидроцилиндры – также отечественные. По совокупности баллов ПМ-1000 включен в реестр промышленной продукции, произведенной в РФ, и может участвовать в госзакупках по 44-ФЗ.
В базовой комплектации погрузчик имеет колесный ход, опционально оснащаться накидными гусеницами. На выставке демонстрировались обе версии, причем с разным навесным оборудованием – одна с ковшом, другая – с гидромолотом. Для мини-погрузчиков завод предлагает более 30 видов навесного оборудования собственного производства. Благодаря системе Bob-Tach смена навесного оборудования производится легко и быстро.
Для производства мини-погрузчиков на предприятии организована отдельная линия. В планах на 2025 год значится выпуск 200-300 единиц техники. В дальнейшем компания намерена расширить мощности. С этой целью началось строительство завода площадью более 100 тыс. м2 в особой экономической зоне в Иваново.
«Ярославец»
Впервые трактор «Ярославец» дебютировал на выставке СТТ Ехро в 2023 году. Производство тракторов этой марки началось в 2022 году на ПО «Ярославский Трактор». Прежде предприятие занималось ремонтом тракторов Т-150 и постепенно пришло к разработке собственной собственного аналога с сочлененной рамой и полным приводом. По сравнению с харьковским аналогом новинка имеет удлиненную раму и усиленную навеску. Завод сам делает механическую коробку передач, металлоконструкции, кабину, пластиковые элементы интерьера, рулевую колонку, приборную панель. От российских смежников получает двигатель (ЯМЗ-236, -238, -536), диски колес, рессоры, литье, резину, стекла, сиденья (на пневмоподвеске). Мосты применяются китайские.
Предприятие выпускает тракторы в различном исполнении – сельскохозяйственном и промышленном, в том числе с развернутой кабиной. На нынешней выставке был представлен обновленный трактор Я-250Б с передним бульдозерным отвалом.
Производитель планирует выпускать более 120 единиц техники в год.
UM-Forest/UM-Truck
ООО «Компания промышленный меридиан» из Перми специализируется на производстве навесных и самоходных мульчеров UM-Forest, а также многофункциональных шасси UM-Truck. На СТТ Ехро 2025 компания впервые представила две новинки.
Одна из них – машина разминирования, предназначенная для нейтрализации противотанковых мин с массой взрывчатого вещества до 8 кг в тротиловом эквиваленте. На сегодняшний день это крайне актуальная тема, так как в обозримом будущем предстоит разминирование огромных приграничных территорий и новых регионов. Пока это опытный образец. При наличии заказов завод готов нарастить производство от 50 ед. в 2025 году до 250 ед. в дальнейшем.
Вторая новинка – многофункциональное колесное шасси UM-Truck ETW-300. По сути, это более мощный аналог трактора Т-150, имеющий массу 11 т. Машина оснащена 300-сильным двигателем Weichai и гидростатической трансмиссией. Производитель самостоятельно делает металлоконструкции, а вот чьи мосты – не уточняется (предположительно – китайские).
Также на стенде были представлены серийные гусеничные мульчеры ET-330 и ET-400. Обе модели укомплектованы двигателями Weichai мощностью 300 и 430 л.с. соответственно.
«Карьерный клуб»
Компания «Карьерный Клуб», специализирующаяся на поставках импортного дробильно-сортировочного оборудования (мобильных грохотов и дробилок), в 2024 году освоила выпуск мобильных грохотов марки АТОМ на собственных мощностях во Владимире. На сегодняшний день в серийном производстве две модели: вторичный грохот АТОМ S1560 производительностью до 450 т/ч и первичный грохот для сортировки крупных фракций АТОМ R1550 производительностью 500 т/ч. В конструкции используются зарекомендовавшие себя компоненты мировых брендов, а также собственные инженерные разработки. Как отмечает производитель, отечественное оборудование создано по мировым стандартам, не уступающее таким брендам, как Terex Finlay, MсCloskey, Powerscreen, но превосходящее их по доступности приобретения, простоте эксплуатации и низким эксплуатационным затратам. На сегодняшний день выпущено четыре единицы оборудования, которое работает в карьерах Тульской и Московской областей, а также в Крыму. В 2025 году запланирован выпуск щековой дробилки АТОМ J1175 для дробления горных пород и строительного мусора.
«БАУМЕХ»
ООО «БАУМЕХ» – молодая компания-производитель многофункциональной малогабаритной спецтехники и навесного оборудования из Новосибирска – привезла на выставку не только широкий спектр серийной колесной и гусеничной мини-техники с разными вариантами сменного рабочего оборудования, но и новинки.
Первая новинка – электрический мини-погрузчик BAUMECH ML-02 ЕСО грузоподъемностью 450 кг и высотой погрузки 2,1 м. Он способен работать 4 часа при максимальной нагрузке. Батарея выполнена съемной. По железу машина полностью идентична дизельным аналогам. Первый прототип прошел испытания и уже в этом году планируется запустить «электричку» в производство.
Вторая новинка – опциональная кабина для мини-погрузчика. Уточню, что в базовом варианте вся мини-техника BAUMECH выпускается без закрытой кабины. Несмотря на очень компактные размеры машины, кабина получилась вполне просторной. Для зимних условий такая опция будет очень кстати.
По информации представителя «БАУМЕХ», на сегодняшний день производство вышло на уровень 50 погрузчиков в месяц, что можно считать весьма значительным показателем. Для сравнения: шесть российских производителей, выпускающих классические мини-погрузчики с бортовым поворотом, все вместе собирают примерно по 100 машин в месяц.
ЕЛАЗ
ЕЛАЗ представил экскаваторы-погрузчики ELAZ BL 888 (равноколесный) и ELAZ-BL880 (разноколесный) в импортозамещенном варианте. На них удалось заместить некоторые ключевые агрегаты. Так, на обеих моделях уже применяются двигатели ЯМЗ-534 взамен Perkins. На BL 888 предлагается три варианта трансмиссии – Амкодор, «Специальные трансмиссии» и Carraro, мосты – Амкодор и Carraro. У BL880 трансмиссия и мосты пока импортные – Carraro и Hema.
«КОДАР»
Молодое предприятие, выпускающее фронтальные погрузчики марки «КОДАР», находится в Чите. Производство было освоено в 2020 году. Металлоконструкции завод делает самостоятельно, а основные агрегаты – двигатель, мосты и КПП – китайские. У показанного на выставке погрузчика КОДАР 300К, также как и у его модификации с телескопической стрелой – КОДАР 250К – грузоподъемность составляет 2,5 т. Под производство погрузчиков предприятие построило новый цех мощностью 50 машин в год.
Также завод показал две китайских подметально-уборочных машины под маркой «КОДАР»: на дизельном шасси и на электрическом. Электрическую версию читинцы намерены локализовать уже в этом году.
ГК «Традиция»
Группа компаний «Традиция», специализирующаяся на производстве навесного оборудования, представила ряд новинок. В частности, линейку гидрорыхлителей для базовых машин массой от 3 до 40 т. Наибольший интерес вызвал флагман серии – Impulse R600 Evolution. Пока это опытный образец, но он уже наработал 250 мото-часов в известняковом карьере. По информации производителя, за счет трапециевидной пики эта модель показала производительность на уровне мембранного гидромолота HammerMaster. После выставки рыхлитель снова отправится на испытания – сначала в карьер, а затем на демонтажные работы. Среди других новинок – гидромолот HammerMaster 550 новой серии HMS, которая отличается повышенной энергией удара и сверхзащищенным корпусом с пожизненной гарантией, а также вибропогружатели Impulse и Delta.
«Елецгидроагрегат»
В условиях международных санкций завод «Елецгидроагрегат» освоил широкую линейку гидроцилиндров, пальцев, втулок и других компонентов для отечественной и зарубежной строительно-дорожной техники. На СТТ Ехро 2025 производитель показал недавно освоенные в серии изделия, поступающие на комплектацию заводам-изготовителям СДМ, а также на вторичный рынок. Это компоненты для российской техники: экскаваторов-погрузчиков UMG и ЕЛАЗ и мини-погрузчиков ANT, а также для импортной: экскаваторов-погрузчиков JCB, Case, New Holland, Cat, Volvo, Terex, Gehl, Mecalac, MST, Hidromek, Ckurova, мини-погрузчиков Bobcat и телескопических погрузчиков Manitou. В 2026 году планируется освоить гидроцилиндры, пальцы и втулки для наиболее распространенной в России спецтехники китайского производства.
Обещанные ссылки на предыдущие публикации о новинках ЕХРО 2025:
Ссылка на публикацию со статистикой по производству СДМ в РФ в 2025 г.:
Спасибо за внимание! Буду благодарен за ПОДПИСКУ на канал, за ЛАЙК и за то что ДЕЛИТЕСЬ материалом с друзьями!