Найти в Дзене

Наше всё: автопром, версия 2025

Приветствую вас, дорогие читатели! Наконец-таки я приехал с главного национального отраслевого события года – EXPO 2025, где отработал целых 5 дней (начал за день до открытия выставки). Впечатлений масса, стер ноги по колено, в общем, есть о чем рассказать.

Напомню, что синергия выставок EXPO объединяет четыре выставки – СТТ Expo, COMvex, СТО Expo и Logistika Expo. Первая посвящена строительной технике и технологиям, вторая – коммерческому транспорту, третья – запчастям и сервису, четвертая – логистике и складской технике.

Что интересно, несмотря на все коллизии, происходящие в российской экономике, EXPO 2025 превысила прошлогодние показатели – выставочная площадь составила 215.000 м², количество участников превысило 1700, посетителей – более 80.000. Выставка заняла все возможные площади МВЦ «Крокус Экспо» – 3 павильона с 12 залами и огромную уличную территорию размером с несколько футбольных полей. Материалов я привез массу, одних только фотографий сделал более тысячи. Поэтому буду рассказывать о самом интересном частями. Наберитесь терпения )) В конце статьи дана ссылка на статью о новинках строительной техники на СТТ Ехро 2025.

Начну с нашего автопрома

В качестве вступления пара слов о коллизиях в экономике, вызванных запредельной ключевой ставкой. По данным ОАО «АСМ-холдинг», продажи новых легких коммерческих автомобилей российского производства, включая грузовые автомобили категории N1 и автобусы категории M2 (без учета пикапов), за 1 квартал 2025 года составили 16.476 ед. – минус 21,4% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. При этом, рыночная доля наших немного снизилась – с прошлогодних 92% до 91%. Остальные 9% – это китайцы и прочие иностранцы. Как и прежде ГАЗ рулит – за нижегородцами 50% отечественного производства в данном сегменте.

Продажи новых грузовых автомобилей российского производства (тяжелых и среднетоннажных, включая специальные и специализированные машины) за 1 квартал 2025 года составили 6.896 ед. – минус 12,7% относительно АППГ. В этом сегменте наши существенно «подвинули» китайцев, нарастив свою долю с прошлогодних 26% до 41%. Главное действующее «лицо» – КАМАЗ с 65% среди отечественных производителей в рассматриваемом сегменте.

А теперь, собственно, о самом интересном на выставке.

БАЗ

Без преувеличения, в центре внимания были грузовики БАЗ производства АО «Романов». Как-никак, новые автопроизводители появляются в России не часто. Тем более, не просто выполняющие сборку из китайских машинокомплектов, а сделавшие свой продукт уникальной конструкции, более чем на 90% состоящий из отечественных комплектующих. О БАЗах я подготовлю в скором времени отдельный материал, пока только фото.

Ссылку на публикацию о грузовиках БАЗ и о том, что такое АО «Романов» см. в конце статьи.

КАМАЗ

КАМАЗ традиционно представил самую масштабную экспозицию – с 20-ю экспонатами. Основной упор сделан на активно развивающееся семейство К5. С началом СВО выпуск этих автомобилей был приостановлен в связи с переходом на альтернативную компонентную базу (так называемую санкционноустойчивую). К февралю 2023 года удалось «импортозаместить» флагманский магистральный тягач КАМАЗ-54901. А потом еще год доводить его до ума, с учетом резко возросшего количества рекламаций. Параллельно завод «импортозамещает» другие модели. Различные версии К5 постепенно встают на серийное производство, однако их выпуск пока невелик. Я, по правде говоря, кроме классического КАМАЗ-54901 пока ничего не встречал в эксплуатации.

По части самосвалов семейства К5 завод на этот раз представил КАМАЗ-65951 (8х4) и КАМАЗ-65952 (6х6). Грузоподъемность первого – 30,7 т, второго – 23,5 т. Оба укомплектованы рядной «шестеркой» КАМАЗ Р6 мощностью 482 л.с. и механической 16-ступенчатой КПП.

Кроме того, на базе самосвалов КАМАЗ-6595 (6х4) были показаны комбинированные дорожные машины. Одна – КДМ 700АК от «Меркатор Холдинг», другая – АДУ-10.0 от курганского ПО «СпецТехника».

Строительное шасси КАМАЗ-6595 (6х4) завод СПМ оборудовал бортовой алюминиевой платформой и КМУ «ИКРАН» (собранный в РФ DongYang). А развозное шасси КАМАЗ-65658 с колесной формулой 6х2 получило бортовую алюминиевую платформу и КМУ «ИНМАН». Шасси 65658, в отличие от строительного, оснащено 390-сильным 6-цлиндровым двигателем КАМАЗ-689 (экс-«КАММИНЗ КАМА») и 12-ступенчатой роботизированной КПП Fast Gear. На шасси КАМАЗ-65658 был также шторник грузоподъемностью 14 т от завода «РусТрак».

Взамен безвременно ушедшему 2-осному развозному грузовику КАМАЗ-5325 семейства К4, получившему довольно широкое распространение в автопарках торговой сети Х5, Почты России и т.д., КАМАЗ подготовил на замену аналог семейства К5. Показанный на выставке КАМАЗ-53251 в шторном исполнении имеет грузоподъемность 9,1 т и оснащен 310-сильным двигателем.

-6

В продолжение темы К5 завод представил седельный тягач КАМАЗ-54901 на СПГ в самосвальным полуприцепом ТЗА. Автомобиль укомплектован газовым двигателем КАМАЗ Р6 мощностью 460 л.с., автоматизированной коробкой передач и двумя криобаками, вмещающими 1060 л сжиженного газа. Второй тягач – КАМАЗ-65659 с колесной формулой 6х2 в паре с полуприцепом НЕФАЗ-9509. Наличие подъемной оси позволяет увеличить полную массу автопоезда до 44 т без нарушения закона в части ограничения весовых нагрузок. 482-сильный мотор тягача агрегирован с автоматизированной КПП. Кроме того, в комплекте имеется коробка отбора мощности.

Ну, а шоу-стопперами стенда КАМАЗ, безусловно, были два карьерных самосвала – Атлант 50 (он же КАМАЗ-4555) и Атлант 65 (КАМАЗ-65685) грузоподъемностью 50 и 65 т соответственно. Оба исполина оснащены двигателем КАМАЗ Р6 мощностью 560 л.с., а также китайскими гидромеханической коробкой передач и мостами. Пока машины не в серии. Нашему производителю придется изрядно потрудиться, чтобы потеснить китайские бренды, захватившие почти на 100% сегмент 3-осных карьерных самосвалов. Что интересно, в СССР концепция карьерных самосвалов, представлявших собой увеличенные копии обычных грузовиков, к концу 50-х годов была признана тупиковой (речь идет о МАЗ-525 и МАЗ-530). Однако спустя десятилетия эта концепция в современной интерпретации вновь стала актуальной и в России. На протяжении последних более чем десяти лет из КНР к нам ввозятся 3-осные карьерные самосвалы грузоподъемностью 40-80 т. У них классическая лонжеронная рама и, как правило, рессорная подвеска. Как заверяют производители, такие самосвалы представляют собой бюджетную альтернативу классическим двухосным карьерным самосвалам.

-8

Из автобусов КАМАЗ показал малоразмерный КАМАЗ-4280-F5 «Вега». Эта модель впервые была показана на публике пару лет назад и в настоящее время выпускается серийно на заводе СИМАЗ. Базовым шасси автобуса является КАМАЗ «Компас», при том, что ранее СИМАЗ делал аналог на шасси Isuzu. Фактически машина представляет собой зауженную версию ПАЗ «Вектор NEXT»: при одинаковой длине 8,5 м, ширина КАМАЗа составляет 2260 мм, ПАЗа – 2445 мм.

Компас

Мало- и среднетоннажные «Компасы» стояли особняком от КАМАЗа. Представляло технику ООО «Тракс Восток Рус». На этот раз не обошлось без новинки. Компания представила малотоннажный Компас 5 полной массой 3490 кг, укомплектованный двойной 5-местной 4-дверной кабиной. Особенность компоновки: если задний ряд не используется, то подушку сиденья можно сложить, что позволит перевозить в кабине грузы. Первый образец получил комплектную китайскую кабину. Перспективы ее локализации будут зависеть от спроса и, соответственно, от объемов производства.

На стенде также присутствовали серийные машины: 10-кубовый самосвал с задней разгрузкой г/п 6190 кг на шасси Компас 12 от «Чайки-Сервис», КМУ на шасси Компас 12 от «Феникса», КМУ на шасси Компас 5 от «Чайки-Сервис» и 5-кубовая пищевая цистерна на шасси Компас 9 от «РусТрака».

ГАЗ, НГА

Компания «Современные транспортные технологии» показала сразу несколько новинок Горьковского автозавода и АО «Нижегородские грузовые автомобили».

27 мая, в день открытия выставки, стартовали продажи новой модели полноприводного среднетоннажника Садко 9. Эту модель ГАЗ впервые представил на широкой публике. Напомню, что в конце 2024 года я познакомился с этой машиной при посещении автозавода и рассказал о ней подробно на своем канале (кому интересно, можете найти эту публикацию). Вкратце напомню основные тезисы. Садко 9 пришел на смену снятому с производства «Земляку». Новинка отличается от «Садко NEXT» и «Земляка» увеличенной до 9 т полной массой и пневматической задней подвеской. Новые широкие бескамерные шины большего диаметра позволили увеличить дорожный просвет. При этом системы регулирования давления в шинах и межколесных блокировок у Садко 9 нет. Пневмоподвеска позволила регулировать погрузочную высоту платформы от 1150 до 1450 мм. На выставку ГАЗ привез Садко 9 в версии автомастерской с КМУ производства АЗ «Чайка-Сервис».

-12

Еще одна новинка – Валдай 18. Эту машину буквально недавно запустили в серию на НГА. Автомобиль полной массой 18 т (грузоподъемность шасси до 12,2 т) оснащается 6,7-литровым двигателем ISD270 50 мощностью 261 л.с. и механической 8-ступенчатой КПП. Предлагается три варианта колесной базы – 4800, 5750 и 6100 мм. На выставке показали модификацию с базой 5750 мм, оснащенную фургоном-рефрижератором от «ТТМ Центр».

-13

Следующая новинка – Валдай 33 полной массой 33 т. Эта модель сейчас осваивается в серийном производстве на НГА. Продажи еще не начались, пока что шасси отправляются заводам-партнерам для установки надстроек. На выставку завод привез самосвал грузоподъемностью 18,9 т с 18-кубовой платформой от «ТК-лифт». На автомобиле установлен 400-сильный дизель и 12-ступенчатая механическая КПП.

-14

Валдай 12 полной массой 11,99 т тоже запишем в разряд новинок. Продажи этого грузовика начались в конце августа 2024 года и на дорогах он пока не примелькался. Отмечу, что это собственная разработка инженеров Горьковского автозавода, специально для которой создавался целый ряд ключевых узлов – начиная от рамы и заканчивая ведущим мостом, подвеской и коробкой передач. Привод автомобиля осуществляется от двигателя ЯМЗ-534 мощностью 170 л.с., который работает в паре с новой 6-ступенчатой КПП. Валдай 12 получил новый задний мост, передний достался ему от автобуса Вектор NEXT. Передняя подвеска – на длинных малолистовых рессорах, задняя – на пневмобаллонах. Четыре варианта длины колесной базы (3310, 3860, 4710 и 5310 мм) позволяют использовать автомобиль как развозной, так и для различных служб – коммунальных и т.д.

-15

Что было интересного по малотоннажникам. Интересное – новый бренд «Аврора». Он используется для микроавтобусов на базе «Газель» и «Соболь», выпускаемых на совместном предприятии «Акросс», созданном компаниями ГК «СТТ» и ПКФ «Луидор». Напомню, что, Горьковский автозавод не производит пассажирскую модификацию на базе «Соболя NN». Бонусом этих машин идет сертификация по категории М1, то есть как легкового автомобиля. На выставке были представлены туристические автобусы «Аврора»: на базе «Соболь NN» 4х4 на 7 мест и на базе «Газель NN» на 19 мест.

Урал

Стенд АЗ «Урал» привлекал внимание, прежде всего, новинкой, которая должна появиться в серии уже в 2025 году. Речь, конечно же, об Урал-80. Эта машина стает альтернативой «Уралу NEXT» с колесной формулой 4х4. «Младший брат» укомплектован новым 4-цилиндровым двигателем ЯМЗ-535 мощностью 238 л.с., при том, что у «старшего» стоит 6-цилиндровая «шестерка» ЯМЗ-536 мощностью 256 л.с. Кроме того, Урал-80 получил оригинальное оперение кабины (более короткий капот) и колеса меньшей размерности. Полная масса Урал-80 ниже, чем у «Урал NEXT» 4х4 – 12,6 т против 13,3 т.

Выставочные образцы Урал-80 оснастили двумя типами надстроек – 22-метровым автогидроподъемником от Завидовского ЭМЗ и вахтовкой на 20 пассажиров от ООО «ГИРД».

Из серийного, но редко встречающегося, АЗ «Урал» показал 10-кубовую автоцистерну для пищевых жидкостей на шасси «Урал NEXT» 6х6 производства «УралСпецТранс» и бортовой Урал-С34520 6х4 с КМУ производства «Уральского завода спецтехники».

МАЗ

Экспозиция МАЗа на этот раз явно была заточена под экологическую повестку. Первым делом отмечу мусоровоз на шасси с электрическим приводом MAZ-GTe 6х2. На автомобиле установлен электродвигатель мощностью 150 кВт. Как заявляет производитель, литий-железо-фосфатные батареи емкостью 256 кВт/ч обеспечивают запас хода на одной зарядке до 200 км. Компоновка кабины для отечественных грузовиков необычная (но распространенная в Европе) – она вынесена вперед и имеет пониженный вход, внутри – ровный пол и возможность вставать в полный рост, вместимость – 4 человека, включая водителя. Объем кузова составляет 20 м3, грузоподъемность – 10 т, коэффициент уплотнения – 1:8.

-19

Кроме того, минчане показали рестайлинговые магистральные тягач: МАЗ-54402N на КПГ и МАЗ-54А02N на СПГ в исполнении для перевозки опасных грузов.

Тема пассажирского транспорта также имела место быть – городской автобус большого класса на КПГ МАЗ-303.948.

-21

Промтех

Уже давно (лет 25) я с большим интересом наблюдаю за деятельностью нижегородского завода «Промтех», ранее известного как «Самотлор». Предприятие известно глубокими доработками легковых и малотоннажных грузовых автомобилей, созданием на их базе вместительных каркасно-панельных кузовов и даже автобусов. 10 лет назад завод освоил производство кузовов грузового и пассажирского назначения увеличенной вместимости семейства KUB на базе «Ларгуса», «Гранты» и «Нивы».

Недавно эта тема получила дальнейшее развитие в виде линейки полноприводных автомобилей Капитан 4х4. На выставке были представлены две версии. Первая – 5-местная грузопассажирская модификация с отдельным грузовым отсеком вместимостью 5,6 м3 и грузоподъемностью 990 кг. Машина может использоваться как база для различных спецавтомобилей, так и для транспортировки грузов. При этом, по информации производителя, запас прочности позволяет на технологических дорогах увеличить грузоподъемность до 1690 кг.

-22

Второе исполнение Капитан 4х4 – 12-местный микроавтобус. По сути – это компактная вахтовка с комфортом легкового внедорожника. В зависимости от пожеланий заказчика можно сделать хоть VIP-салон, хоть оперативный штаб для работы спецслужб в условиях бездорожья. Базовым для Капитан 4х4 является китайский пикап Huanghai. В этом году новинка должна появится в серии.

Еще одно перспективное направление – грузовик полной массой 7,5 т грузоподъемностью до 5 т. Автомобиль будет оснащаться дизельным двигателем рабочим объемом до 2,5 л и 6-ступенчатой КПП. Сборка будет производиться на площадях «Промтеха» из комплектующих отечественного и зарубежного производства. Данный проект также предусматривает сборку грузовиков полной массой 3,5 т грузоподъемностью 1,5 т. Малотоннажники будут максимально унифицированы со среднетоннажными моделями, что позволит не только снизить их стоимость, но и создать склад запчастей, обеспечив полноценное сервисное сопровождение нового продукта. Остальные подробности пока не озвучиваются.

-24

Проекты по производству автомобилей Капитан 4х4, а также мало- и среднетоннажных реализуются в рамках подписанного с Минпромторгом СПИК сроком на 10 лет, согласно которому все собранные автомобили будут иметь высокую степень локализации.

Стоит отметить еще одну новинку – внедорожник LADA Niva ТАЙГА. Как отмечают на заводе «Промтех», автомобиль представляет собой серьезно доработанный вариант Niva Legend. В проекте были учтены основные пожелания пользователей классической «Нивы»: улучшен внедорожный потенциал, обновлена внешность, усилена конструкция ходовой части.

-25

Помимо автопроизводителей ряд интересных новинок на ЕХРО 2025 представили изготовители автоспецтехники. Отмечу самое-самое.

«Чайка-Сервис»

Новая разработка Автозавода «Чайка-Сервис» привлекала своим неординарным видом всех без исключения приходящих на выставку. Монстроподобную машину цвета хаки просто невозможно было не заметить. Речь идет о тяжелом эвакуационном тягаче массой 51,8 т на шасси КАМАЗ-53958 (8х8). Эта машина создана для самых неординарных задач двойного назначения и способна справляться с высокими нагрузками. Техника рассчитана на работу с грузами до 45 т и способна развивать усилие вытаскивания до 80 т. В числе рабочего спецоборудования – кран-стрела, кран-манипулятор, основная лебедка и вспомогательная лебедка.

Отмечу, такую же машину я видел при посещении завода «Чайка-Сервис» два года назад. Но тогда про нее не было ни какой информации, фотографировать ее было нельзя, да и посмотреть на нее удалось только мельком.

-26

Еще одна новинка – телескопический автогидроподъемник Чайка TR328 на шасси Садко 9. Про новое шасси я уже рассказал выше. Добавлю, что за последние несколько лет «Чайка-Сервис» освоила выпуск целой линейки автогидроподъемников. Подчеркну, это не просто установка оборудования стороннего производителя на шасси, с чего много лет назад начинала «Чайка-Сервис», а полностью собственная разработка. АГП характеризуется высотой подъема 28 м, максимальным вылетом 18 м и грузоподъемностью люльки до 400 кг.

-27

Завод КДМ

Смоленский Завод КДМ представил три модели комбинированных дорожных машин. Главная новинка – КДМ ЭД-445В1 на базе самосвала КАМАЗ-6595 (6х4), производство которой стартовало в марте 2025 года. Представленная на выставке КДМ изготовлена в зимней комплектации. Она оснащена пескоразбрасывателем объемом 12 м3, что на 20% больше, чем у выпускаемых классических моделей, а также баками для увлажненной соли общим объемом 2 м3. Ширина обрабатываемой полосы составляет 2-12 м. Машина имеет межбазовую щетку с пневмоподвеской, скоростной композитный отвал и боковой отвал. Сочетание двух отвалов позволяет обрабатывать полосу на ширину до 6 м. В летней комплектации машина оборудуется композитными поливомоечными баками общим объемом 14 м3. Самосвал с демонтированным оборудованием может использоваться по прямому назначению.

-28

Еще одна новая модель, освоенная в августе 2024 года, – комбинированная дорожная машина ЭД-270 на шасси Валдай 12. Эта компактная машина предназначена для работы на городских улицах и узких межквартальных проездах, куда не может добраться большая техника. В зимний период КДМ выполняет снегоочистку, а также распределение противогололедных материалов. В летний – используется для полива дорожного полотна, сметания мусора, мойки дорожных знаков и элементов обстановки дорог.

-29

Универсальную дорожную машину ЭД-244 на базе МАЗ-5340 завод представил с оборудованием для распределения жидких реагентов, а также щеточным оборудованием нового образца.

-30

О других наиболее интересных новинках техники – автомобильной, специальной и строительно-дорожной – я расскажу в последующих публикациях.

+++++++++++++++++++++++

Обещанная ссылка на статью о грузовиках БАЗ и о том, что такое АО «Романов»:

Ссылка на статью о новинках строительной техники на СТТ Ехро 2025:

Спасибо за внимание! Буду благодарен за ПОДПИСКУ на канал, за ЛАЙК и за то что ДЕЛИТЕСЬ материалом с друзьями!