Прошедшее в конце мая в МВЦ «Крокус Экспо» главное национальное отраслевое выставочное событие ЕХРО 2025, объединившее четыре выставки – СТТ Expo (строительная техника и технологии), COMvex (коммерческий транспорт), СТО Expo (запчасти и сервис) и Logistika Expo (логистика и складская техника) – оказалось не только самым масштабным в России (площадь – 200.500 м2, количество участников – 1.813, число посетителей – 75.569), но и подготовило немало неожиданных сюрпризов. Даже мне, бывалому редактору отраслевых СМИ, посетившему за последние 30 с лишним лет несчетное количество профильных выставок и машиностроительных заводов в России и за рубежом, приходилось в очередной раз удивляться.
В предыдущих публикациях я уже писал о некоторых новинках техники, представленных на ЕХРО 2025 (см. ссылки в конце статьи). Теперь хочу рассказать об интересной тенденции, которую наблюдаю второй год подряд. Речь пойдет о совершенно новых брендах грузового транспорта, появляющихся в последнее время в России, как грибы после дождя.
Тема новых российских автомобильных марок получила новый импульс с началом СВО, когда из России ушли все западные автопроизводители, имевшие сборочные производства. Если кто помнит, год назад на выставке COMvex 2024, прошедшей в рамках ЕХРО 2024, масштабно дебютировали грузовики отечественной марки Altai. Часть машин из представленной линейки на тот момент уже получила Одобрения типа шасси (ОТШ), до конца 2024-го планировалось получить ОТТС на автомобили с российскими надстройками, а также ОТШ на тяжелую гамму техники. Дебют моделей LCV анонсировался на COMvex 2025.
По факту, это были чистокровные китайцы, импортируемые в нашу страну под брендом Altai. Представители компании «Кистоун Авто», взявшиеся за этот проект, рассказывали о перспективах – на первых порах поставлять на российский рынок по 1500 грузовиков в год, а в 2026 году запустить сборочное производство в Новгородской области… Увы, на нынешней выставке «Алтая» не было. Злые языки конкурентов утверждают, что проект «сдулся». Надо полагать, что двукратно рухнувший в 2025 году рынок грузового автотранспорта повлиял на проект, прежде казавшийся перспективным (работы по нему начались на рубеже 2021-2022 гг.).
На COMvex 2025 «эстафетную палочку» «Алтая» приняли новые «производители». ООО «Велес» из Ульяновска представило линейку грузовиков марки Uraman. По информации компании, проект стартовал в 2022 году, когда на рынке оказались в жутком дефиците грузовые автомобили высокой проходимости (попросту говоря, КАМАЗы кончились). До этого фирма занималась продажей китайских грузовиков. В итоге, было решено заняться сборкой своих автомобилей из машинокомплектов, получаемых из Китая. Каждая модель – это не просто стандартный «китаец», а машина, сделанная из «конструктора» по техническому заданию конкретного заказчика. В предлагаемой линейке заявлены шасси тяжелых грузовиков с колесной формулой 4х2, 4х4, 6х2, 6х4, 6х6, 8х4 и 8х8. Агрегатная база классическая для китайских грузовиков: двигатели – Weichai, коробки передач – Fast Gear, мосты – HanDe, кабины – Qixing.
Сборка техники налажена на собственных мощностях в Ульяновске, в свободной экономической зоне, это позволило оптимизировать логистику и наладить поставку компонентов без дополнительных издержек. По данным на конец мая 2025 года автомобили находились в процессе сертификации, серийное производство намечено на осень текущего года.
В планах компании – локализация и снижение зависимости от импорта. Уже сейчас используются российские шины и диски, ведется работа по возможности применения мостов РОСТАР, тестируются двигатели ЯМЗ-770 и ЯМЗ-536, прорабатывает локализация кабины и других ключевых элементов.
***********************************
Премьера АвтоКластера уже в августе. Не пропустите!
Друзья, полагаю, многие из вас хорошо знают главную российскую выставку строительной техники и технологий СТТ Ехро, которая в этом году отметила 25-летний юбилей. Организатором легендарной выставки является компания Sigma Expo Group. В портфеле этой компании есть и другие успешные выставочные проекты – COMvex, CTO Expo, Logistika Expo, посвященные коммерческому транспорту, запчастям и логистике, которые вместе с CTT Expo, ежегодно, в конце мая, проходят в МВЦ Крокус Экспо, в рамках главного отраслевого события России – синергии выставок EXPO.
Хочу сообщить, что Sigma Expo Group запускает новый проект. 19-22 августа 2025 года в Крокус Экспо впервые состоится АвтоКластер отраслевых выставок – событие, которые объединит 3 выставки на одной площадке: ИнтерАвтоМеханика (выставка автомобильной индустрии), ComAutoTrans (выставка коммерческой техники и тест-драйв), AutoBusExpo (международный автобусный салон).
Регистрация посетителей открыта на официальном сайте организатора выставок – компании Sigma Expo Group: https://sigma-expo.ru/ Промокод MPAUTOD6 позволит бесплатно получить билет на любую из выставок.
*************************************
ООО «Альтера Трак» из Набережных Челнов – еще один дебютант в рассматриваемом сегменте. Одним из соучредителей фирмы является «Ремдизель». Соответственно, для сборки грузовиков Altera задействуются производственные мощности «Ремдизеля». Как отмечают в компании, данный проект позволит в обозримом будущем загрузить челнинского производителя в условиях снижения гособоронзаказа.
На выставке было представлено полноприводное шасси Altera-66014 с колесной формулой 6х6, предназначенное для установки пассажирского кузова (вахтовки). Спецификация машины разработана совместно с китайским партнером. Агрегатная база – двигатель Yuchai объемом 6,2 л мощностью 270 л.с., механическая коробка передач – Fast Gear, кабина – C&C Trucks. По заявлению представителя фирмы, дизель является новейшей разработкой Yuchai, освоенной в серии в 2023 году, а у C&C Trucks одно из лучших в Китае производств кабин.
Выставочный образец изготовлен в арктической комплектации, для работы до минус 55 градусов. На нем применены холодостойкие стали рамы и подвески, защищенная электропроводка, выдерживающая глубину брода 1 м, морозоустойчивые резинотехнические изделия. Кабина имеет соответствующее условиям эксплуатации утепление, глухую заднюю стенку, 6-киловаттный отопитель, также установлена система подогрева двигателя. В управлении только кнопки – никаких нежизнеспособных сенсоров в условиях низких температур.
По информации компании, за счет рамы из высокопрочной стали шасси является самым легким в своем классе, его собственная масса всего 7,7 т (без учета топлива), при полной массе 22 т (с надстройкой). В дальнейшем линейку пополнят более тяжелые и мощные версии.
Сертификацию новинки планируется завершить этой осенью. Поначалу автомобили будут делать из китайских машинокомплектов, в дальнейшем намечены планы по серьезной локализации. Так, с КАМАЗом уже достигнута договоренность об использовании кабины семейства К5, а вместо китайского мотора планируется ставить «КАМА-Дизель», ранее известный как «Камминз-КАМА».
Вы что-нибудь прежде слышали о грузовиках марки МС? Нет? Вот и я не слышал. Как оказалось, производство этих машин находится в Челябинске, завод собирает автомобили Isuzu из китайских машинокомплектов. По словам представителя предприятия, в технике МС учтены и исправлены недостатки ввозимых по параллельному импорту Isuzu китайского производства. Линейка включает малотоннажные машины с колесной формулой 4х2 полной массой до 3,5 и 5,5 т, а также среднетоннажные – полной массой 12 т с колесной формулой 4х2 и 4х4. Автомобили комплектуются дизельными двигателями рабочим объемом, соответственно, 3 или 5,2 л и механической коробкой передач. Тормозная система – пневматическая, с тормозными механизмами всех колес барабанного типа либо дискового типа. Имеется АБС и электронная система контроля устойчивости ESC. На выставке производитель показал модель 4х2 полной массой 3,5, а также модели 4х2 и 4х4 полной массой 12 т. Обе заднеприводные машины уже имеют ОТШ. Полноприводная версия находится в процессе сертификации.
Едем дальше. Еще один новый российский автомобильный бренд – MUL – представило ООО «НПО «Магистральные машины» из Москвы. По информации компании, она занимается разработкой, адаптацией и поставкой среднетоннажных грузовиков MUL, ориентированных на российские условия эксплуатации. Сборка автомобилей осуществляется на производственных площадях одного из крупнейших автозаводов в Китае по технологиям Isuzu. Международный проект стартовал в 2024 году, автомобили прошли все необходимые сертификационные процедуры, получили ОТТС и ОТШ, а в мае 2025-го начались их продажи на российском рынке. Выпуск и застройка шасси на данный момент осуществляются в Китае, к 2027 году планируется локализация производства в России.
Пока «Магистральные машины» поставляют только автомобили полной массой 7,5 т (грузоподъемность шасси – до 5 т, колесная база – от 3300 мм до 4500 мм), оснащенные 3-литровым дизельным двигателем мощностью 150 л.с. и 6-ступенчатой коробкой передач. В базовую комплектацию входят современные системы электронной стабилизации (ESC), автоматического экстренного торможения (AEBS), контроля полосы (LDWS) и предупреждения фронтального столкновения (FCWS). Кабина утеплена, выполнена шумо- и виброизоляция салона, установлены климат-контроль и электростеклоподъемники, имеются электроподогрев и регулировка зеркал, мультимедийная система с 10-дюймовым дисплеем, Bluetooth. Кроме того, автомобиль оснащен системой круиз-контроля с дополнительными системами контроля движения и торможения.
На выставке компания показала бортовую тентованную модификацию и рефрижератор, но на шасси могут устанавливаться самые разные надстройки – от коммунальных до строительных. В 2025-2026 гг. есть намерение сертифицировать автомобили полной массой от 3 до 18 т. В 2025 году планируется реализовать до 200 машин и к 2027-му выйти на ежегодные продажи примерно в 1000 единиц.
Дзен-канал «Строительная техника и транспорт» будет внимательно следить за развитием новых проектов и информировать своих читателей.
Обещанные ссылки на предыдущие публикации о новинках ЕХРО 2025:
Спасибо за внимание! Буду благодарен за ПОДПИСКУ на канал, за ЛАЙК и за то что ДЕЛИТЕСЬ материалом с друзьями!