Найти в Дзене

«Альтернативный» автопром. Так он наш или не наш???

Прошедшее в конце мая в МВЦ «Крокус Экспо» главное национальное отраслевое выставочное событие ЕХРО 2025, объединившее четыре выставки – СТТ Expo (строительная техника и технологии), COMvex (коммерческий транспорт), СТО Expo (запчасти и сервис) и Logistika Expo (логистика и складская техника) – оказалось не только самым масштабным в России (площадь – 200.500 м2, количество участников – 1.813, число посетителей – 75.569), но и подготовило немало неожиданных сюрпризов. Даже мне, бывалому редактору отраслевых СМИ, посетившему за последние 30 с лишним лет несчетное количество профильных выставок и машиностроительных заводов в России и за рубежом, приходилось в очередной раз удивляться. В предыдущих публикациях я уже писал о некоторых новинках техники, представленных на ЕХРО 2025 (см. ссылки в конце статьи). Теперь хочу рассказать об интересной тенденции, которую наблюдаю второй год подряд. Речь пойдет о совершенно новых брендах грузового транспорта, появляющихся в последнее время в Росси

Прошедшее в конце мая в МВЦ «Крокус Экспо» главное национальное отраслевое выставочное событие ЕХРО 2025, объединившее четыре выставки – СТТ Expo (строительная техника и технологии), COMvex (коммерческий транспорт), СТО Expo (запчасти и сервис) и Logistika Expo (логистика и складская техника) – оказалось не только самым масштабным в России (площадь – 200.500 м2, количество участников – 1.813, число посетителей – 75.569), но и подготовило немало неожиданных сюрпризов. Даже мне, бывалому редактору отраслевых СМИ, посетившему за последние 30 с лишним лет несчетное количество профильных выставок и машиностроительных заводов в России и за рубежом, приходилось в очередной раз удивляться.

В предыдущих публикациях я уже писал о некоторых новинках техники, представленных на ЕХРО 2025 (см. ссылки в конце статьи). Теперь хочу рассказать об интересной тенденции, которую наблюдаю второй год подряд. Речь пойдет о совершенно новых брендах грузового транспорта, появляющихся в последнее время в России, как грибы после дождя.

Тема новых российских автомобильных марок получила новый импульс с началом СВО, когда из России ушли все западные автопроизводители, имевшие сборочные производства. Если кто помнит, год назад на выставке COMvex 2024, прошедшей в рамках ЕХРО 2024, масштабно дебютировали грузовики отечественной марки Altai. Часть машин из представленной линейки на тот момент уже получила Одобрения типа шасси (ОТШ), до конца 2024-го планировалось получить ОТТС на автомобили с российскими надстройками, а также ОТШ на тяжелую гамму техники. Дебют моделей LCV анонсировался на COMvex 2025.

По факту, это были чистокровные китайцы, импортируемые в нашу страну под брендом Altai. Представители компании «Кистоун Авто», взявшиеся за этот проект, рассказывали о перспективах – на первых порах поставлять на российский рынок по 1500 грузовиков в год, а в 2026 году запустить сборочное производство в Новгородской области… Увы, на нынешней выставке «Алтая» не было. Злые языки конкурентов утверждают, что проект «сдулся». Надо полагать, что двукратно рухнувший в 2025 году рынок грузового автотранспорта повлиял на проект, прежде казавшийся перспективным (работы по нему начались на рубеже 2021-2022 гг.).

Дебют «Алтая» на COMvex 2024
Дебют «Алтая» на COMvex 2024

На COMvex 2025 «эстафетную палочку» «Алтая» приняли новые «производители». ООО «Велес» из Ульяновска представило линейку грузовиков марки Uraman. По информации компании, проект стартовал в 2022 году, когда на рынке оказались в жутком дефиците грузовые автомобили высокой проходимости (попросту говоря, КАМАЗы кончились). До этого фирма занималась продажей китайских грузовиков. В итоге, было решено заняться сборкой своих автомобилей из машинокомплектов, получаемых из Китая. Каждая модель – это не просто стандартный «китаец», а машина, сделанная из «конструктора» по техническому заданию конкретного заказчика. В предлагаемой линейке заявлены шасси тяжелых грузовиков с колесной формулой 4х2, 4х4, 6х2, 6х4, 6х6, 8х4 и 8х8. Агрегатная база классическая для китайских грузовиков: двигатели – Weichai, коробки передач – Fast Gear, мосты – HanDe, кабины – Qixing.

Сборка техники налажена на собственных мощностях в Ульяновске, в свободной экономической зоне, это позволило оптимизировать логистику и наладить поставку компонентов без дополнительных издержек. По данным на конец мая 2025 года автомобили находились в процессе сертификации, серийное производство намечено на осень текущего года.

Интерьер кабины Uraman'а
Интерьер кабины Uraman'а

В планах компании – локализация и снижение зависимости от импорта. Уже сейчас используются российские шины и диски, ведется работа по возможности применения мостов РОСТАР, тестируются двигатели ЯМЗ-770 и ЯМЗ-536, прорабатывает локализация кабины и других ключевых элементов.

***********************************

Премьера АвтоКластера уже в августе. Не пропустите!

Друзья, полагаю, многие из вас хорошо знают главную российскую выставку строительной техники и технологий СТТ Ехро, которая в этом году отметила 25-летний юбилей. Организатором легендарной выставки является компания Sigma Expo Group. В портфеле этой компании есть и другие успешные выставочные проекты – COMvex, CTO Expo, Logistika Expo, посвященные коммерческому транспорту, запчастям и логистике, которые вместе с CTT Expo, ежегодно, в конце мая, проходят в МВЦ Крокус Экспо, в рамках главного отраслевого события России – синергии выставок EXPO.
Хочу сообщить, что Sigma Expo Group запускает новый проект. 19-22 августа 2025 года в Крокус Экспо впервые состоится АвтоКластер отраслевых выставок – событие, которые объединит 3 выставки на одной площадке: ИнтерАвтоМеханика (выставка автомобильной индустрии), ComAutoTrans (выставка коммерческой техники и тест-драйв), AutoBusExpo (международный автобусный салон).

Регистрация посетителей открыта на официальном сайте организатора выставок – компании Sigma Expo Group: https://sigma-expo.ru/ Промокод MPAUTOD6 позволит бесплатно получить билет на любую из выставок.

*************************************

ООО «Альтера Трак» из Набережных Челнов – еще один дебютант в рассматриваемом сегменте. Одним из соучредителей фирмы является «Ремдизель». Соответственно, для сборки грузовиков Altera задействуются производственные мощности «Ремдизеля». Как отмечают в компании, данный проект позволит в обозримом будущем загрузить челнинского производителя в условиях снижения гособоронзаказа.

Altera-66014
Altera-66014

На выставке было представлено полноприводное шасси Altera-66014 с колесной формулой 6х6, предназначенное для установки пассажирского кузова (вахтовки). Спецификация машины разработана совместно с китайским партнером. Агрегатная база – двигатель Yuchai объемом 6,2 л мощностью 270 л.с., механическая коробка передач – Fast Gear, кабина – C&C Trucks. По заявлению представителя фирмы, дизель является новейшей разработкой Yuchai, освоенной в серии в 2023 году, а у C&C Trucks одно из лучших в Китае производств кабин.

Выставочный образец изготовлен в арктической комплектации, для работы до минус 55 градусов. На нем применены холодостойкие стали рамы и подвески, защищенная электропроводка, выдерживающая глубину брода 1 м, морозоустойчивые резинотехнические изделия. Кабина имеет соответствующее условиям эксплуатации утепление, глухую заднюю стенку, 6-киловаттный отопитель, также установлена система подогрева двигателя. В управлении только кнопки – никаких нежизнеспособных сенсоров в условиях низких температур.

Интерьер кабины Altera-66014
Интерьер кабины Altera-66014

По информации компании, за счет рамы из высокопрочной стали шасси является самым легким в своем классе, его собственная масса всего 7,7 т (без учета топлива), при полной массе 22 т (с надстройкой). В дальнейшем линейку пополнят более тяжелые и мощные версии.

Сертификацию новинки планируется завершить этой осенью. Поначалу автомобили будут делать из китайских машинокомплектов, в дальнейшем намечены планы по серьезной локализации. Так, с КАМАЗом уже достигнута договоренность об использовании кабины семейства К5, а вместо китайского мотора планируется ставить «КАМА-Дизель», ранее известный как «Камминз-КАМА».

Малолистовая подвеска Altera-66014
Малолистовая подвеска Altera-66014

Вы что-нибудь прежде слышали о грузовиках марки МС? Нет? Вот и я не слышал. Как оказалось, производство этих машин находится в Челябинске, завод собирает автомобили Isuzu из китайских машинокомплектов. По словам представителя предприятия, в технике МС учтены и исправлены недостатки ввозимых по параллельному импорту Isuzu китайского производства. Линейка включает малотоннажные машины с колесной формулой 4х2 полной массой до 3,5 и 5,5 т, а также среднетоннажные – полной массой 12 т с колесной формулой 4х2 и 4х4. Автомобили комплектуются дизельными двигателями рабочим объемом, соответственно, 3 или 5,2 л и механической коробкой передач. Тормозная система – пневматическая, с тормозными механизмами всех колес барабанного типа либо дискового типа. Имеется АБС и электронная система контроля устойчивости ESC. На выставке производитель показал модель 4х2 полной массой 3,5, а также модели 4х2 и 4х4 полной массой 12 т. Обе заднеприводные машины уже имеют ОТШ. Полноприводная версия находится в процессе сертификации.

Едем дальше. Еще один новый российский автомобильный бренд – MUL – представило ООО «НПО «Магистральные машины» из Москвы. По информации компании, она занимается разработкой, адаптацией и поставкой среднетоннажных грузовиков MUL, ориентированных на российские условия эксплуатации. Сборка автомобилей осуществляется на производственных площадях одного из крупнейших автозаводов в Китае по технологиям Isuzu. Международный проект стартовал в 2024 году, автомобили прошли все необходимые сертификационные процедуры, получили ОТТС и ОТШ, а в мае 2025-го начались их продажи на российском рынке. Выпуск и застройка шасси на данный момент осуществляются в Китае, к 2027 году планируется локализация производства в России.

Пока «Магистральные машины» поставляют только автомобили полной массой 7,5 т (грузоподъемность шасси – до 5 т, колесная база – от 3300 мм до 4500 мм), оснащенные 3-литровым дизельным двигателем мощностью 150 л.с. и 6-ступенчатой коробкой передач. В базовую комплектацию входят современные системы электронной стабилизации (ESC), автоматического экстренного торможения (AEBS), контроля полосы (LDWS) и предупреждения фронтального столкновения (FCWS). Кабина утеплена, выполнена шумо- и виброизоляция салона, установлены климат-контроль и электростеклоподъемники, имеются электроподогрев и регулировка зеркал, мультимедийная система с 10-дюймовым дисплеем, Bluetooth. Кроме того, автомобиль оснащен системой круиз-контроля с дополнительными системами контроля движения и торможения.

На выставке компания показала бортовую тентованную модификацию и рефрижератор, но на шасси могут устанавливаться самые разные надстройки – от коммунальных до строительных. В 2025-2026 гг. есть намерение сертифицировать автомобили полной массой от 3 до 18 т. В 2025 году планируется реализовать до 200 машин и к 2027-му выйти на ежегодные продажи примерно в 1000 единиц.

Дзен-канал «Строительная техника и транспорт» будет внимательно следить за развитием новых проектов и информировать своих читателей.

Обещанные ссылки на предыдущие публикации о новинках ЕХРО 2025:

Спасибо за внимание! Буду благодарен за ПОДПИСКУ на канал, за ЛАЙК и за то что ДЕЛИТЕСЬ материалом с друзьями!