С публикациями предыдущего цикла можно ознакомиться, перейдя по этой ссылке
Жизнь и деяния Ричарда I Плантагенета окружены множеством легенд, красивых выдумок, мифов, преданий и даже анекдотов. События, связанные с гибелью знаменитого короля-крестоносца, они также не обошли стороной. О смерти Ричарда Львиное Сердце написаны десятки самых подробнейших исследований, публикаций, научных статей и исторических расследований.
В каждой биографии легендарного короля-крестоносца значительный объём всего текста произведения, посвященного описаниям подвигов и свершений Ричарда, занимает глава или целая отдельная часть, повествующая о том, при каких обстоятельствах он получил смертельную рану, а также подробный рассказ, как монарх медленно и мучительно умирал в течение одиннадцати дней после рокового ранения.
Жан Флори – известный современный французский профессор-медиевист, один из наиболее объективных, скрупулёзных и добросовестных биографов Ричарда справедливо заметил одно крайне важное обстоятельство: «Источники, пересказывающие его конец, различны, иногда противоречивы. Легенда овладела ими, чтобы порой возвысить, а порой очернить, затемнить его…
Эта легенда так тесно переплелась с историей, что даже в наше время серьезные историки (о других даже не говорим) имеют некоторые трудности отделить здравый смысл от бреда. Сомнения вызывают многие пункты, даже, например, место смерти Ричарда, или возможные причины, которые привели его на стены этого замка, который иногда не рассматривали как стратегически важный объект, или же личность выпустившего смертоносную стрелу и его личные мотивы»[1].
Приступая к рассказу о событиях, предопределивши преждевременный уход из жизни Ричарда, о последних неделях и днях его земного существования, а также непосредственно о самой смерти Львиного Сердца, автор данной публикации искренне постарается опираться только на достоверные факты, мнение авторитетных историков, логику и здравый смысл.
Согласно версии, которой придерживается большинство французских хронистов, а также ряд более поздних историков, частично или полностью доверяющих их сведениям, Ричарда погубили наиболее отрицательные черты его характера – невоздержанность, импульсивность, самонадеянность и алчность.
Наиболее распространенная интерпретация событий («французская версия») выглядит следующим образом. До правителя «Туманного Альбиона» дошёл слух о том, что во владениях виконта Лиможа – Эмара V (Эймара; иначе – Аймара) был найден очень ценный и старинный клад.
Сразу стоит внести ясность, что Лиможское виконтство некогда было частью владений графства Лимузен, расположенного на северо-востоке Аквитании. В эпоху правления Генриха II Плантагенета, сразу после его женитьбы на Алиеноре Аквитанской, на правах мужа герцогини Аквитанской, он стал сюзереном и графа д’Ангулем, которому принадлежал Лимузен, и виконта де Лимож.
С того самого дня – 11 июня 1172 года, когда Ричард официально был провозглашён герцогом Аквитании, виконт Эмар V де Лимож стал его вассалом, принеся оммаж ЛЬвиному Сердцу. Таким образом, на правах полноправного сеньора Ричард имел все законные основания вмешиваться в финансово-экономические дела вассала, владевшего землями Лиможа в качестве ленного пожалования.
Что же представляли собой те самые пресловутые сокровища, из-за желания обладания которыми собственной жизнью в итоге поплатился английский король? Известный французский хронист Ригор (Ригорд) – монах из королевского аббатства Сен-Дени в своём фундаментальном труде сообщает следующие подробности о содержимом находки: «Согласно тому, что говорят, сокровище, о котором идет речь, представляло собой статуэтки из чистого золота, изображающие императора вместе с его женой, сыновьями и дочерьми за столом, являясь свидетельством поколения той эпохи, в которой они жили»[2].
Вместе с золотыми статуэтками также были найдены серебряный оклад, окованный золотом, и несколько драгоценных медальонов[3]. В XVIII веке французские историки-медиевисты и краеведы бывшего графства Лимузен предполагали, что найденные сокровища принадлежали Луцию – легендарному проконсулу Аквитании, который был её наместником в эпоху правления императора Октавиана Августа.
Согласно одному из французских первоисточников, сокровища обнаружил при распашке своего земельного надела некий крестьянин, который оказался настолько честным человеком, что отнёс все найденные ценности своему господину – виконту Лиможа[4]. По другой альтернативной версии клад нашёл некий рыцарь, состоявший на службе у Эмара де Лиможа. Рыцарь также оказался кристально честным подданным виконта, передав тому все найденное золото и серебро[5].
Возвращаемся к «классической» («французской») версии событий, произошедших в последнюю декаду марта 1199 года. Будучи человеком алчным, жадным и падким на чужое добро, Ричард тотчас помчался в Лимузен и потребовал от виконта, ставшего обладателем сокровищ, выдать ему – своему сюзерену весь клад целиком. Эмар де Лимож выдвинул встречное предложение. Руководствуясь старинными обычаями Аквитании, он был готов передать своему сеньору часть найденных ценностей, а именно серебряный оклад[6].
Львиное Сердце, руководствуясь девизом: «Всё или ничего», продолжал категорично и нетерпеливо требовать немедленной выдачи ему всего клада целиком. Эмар Лиможский отказался, и тогда разъяренный английский король осадил Шалю-Шаброль – замок, в котором якобы на тот момент хранился клад. Львиное Сердце обещал повесить всех защитников замка, если они не капитулируют и не отдадут сокровища.
Упоминавшийся ранее профессор истории Жан Флори, длительное время занимавшийся скрупулёзным исследованием средневековых хроник и архивных документов, касающихся последних недель жизни Ричарда Львиное Сердце, насчитал всего одиннадцать первоисточников – французских и английских, в которых подробно или лаконично излагалась интересующая его информация.
По итогам многомесячной кропотливой работы известный и авторитетный французский медиевист сделал вывод о том, что пять хронистов прямо или косвенно излагают в своих трудах историю с нахождением клада во владениях виконта Лиможа. Оставшиеся шесть средневековых авторов в своих хрониках ни словом, ни намёком не обмолвились о сокровищах. Они были убеждены, что Ричард вторгся во владения Эмара V, поскольку тот в очередной раз выказал мятежное неповиновение своему сюзерену – герцогу Аквитании[7].
Удивительный факт, но среди средневековых хронистов существуют разночтения относительно названия замка, который Ричард осадил, стремясь овладеть сокровищами. Так, Гервасий (Гервазий) Кентерберийский – монах-бенедиктинец, ризничий Собора Иисуса Христа в Кентербери, автор двух фундаментальных трудов – «Хроники правления в Англии Стефана, Генриха II и Ричарда I» и «Деяния королей» утверждает, что Львиное Сердце и его войско осаждали замок Нонтрон, принадлежавший графу Адемару Ангулемскому[8].
Этой же версии придерживался и Бернар Итье[9] – монах-бенедиктинец, архивариус и библиотекарь аббатства Святого Марциала (Сен-Марсьяль), который располагался в городской черте Лиможа. Бернар Итье был очевидцем событий, связанных с осадой Шалю-Шаброля. Кроме того, в силу своей должности он имел доступ ко всем документам, касавшимся духовной, административной и внутриполитической жизни виконтства Лимож.
Вне зависимости от того, насколько правдивы утверждения французских хронистов, касающихся существования клада и претензий на него со стороны Ричарда, следует обязательно обозначить одну очень существенную деталь. Согласно законам и традициям, восходящим к эпохе Раннего Средневековья, правители Нормандии и Аквитании могли по праву господина (сеньора) претендовать на весомую часть сокровищ, которые их вассалы нашли в своих владениях. Более того, всемогущие сюзерены имели право, как истинные владельцы ленной земли, забрать себе весь клад[10].
Относительно малой доли вероятности и высокой степени недостоверности версии о страстном желании Ричарда завладеть античными сокровищами наиболее лаконично, но при этом весьма аргументировано высказывается Вадим Георгиевич Устинов – современный российский медиевист и специалист по истории Средневековой Англии:
«Сомневаться в существовании мифических сокровищ заставляет тот факт, что человек, лучше прочих осведомленный о последних днях Ричарда Львиное Сердце – Бернар Итье, библиотекарь лиможского бенедиктинского аббатства Святого Марциала – ни словом не обмолвился в своих записях о каких-то кладах. Да и остальные добросовестные хронисты-современники если и упоминали о сокровищах, то с непременной оговоркой "как говорят". Ни одного достоверного подтверждения версии об утаивании виконтом де Лимож ценностей от своего сеньора не существует»[11].
Подавляющее большинство английских хронистов (за исключением двух авторов) в своих исторических трудах ничего не сообщают о каких-либо ценностях, кладах и сокровищах. Главной и единственной причиной, по которой Ричард во время Великого поста взялся за оружие, прибегнув к осаде, стал очередной мятеж баронов Аквитании. В частности Эмар де Лимож ещё весной прошлого – 1198 года заключил с французским королём тайный союз о совместных действиях против Ричарда[12].
Радульф из Коггсхолла (Ральф Коггсхолльский) делал записи в своей хронике со слов Пьера Мило (Милона) – аббата цистерцианского монастыря Ле Пин, расположенного близ Пуатье, состоявшего в должности главного раздатчика королевской милостыни, который во время осады Шалю-Шаброля постоянно находился рядом с Львиным Сердцем. Так вот, со слов Пьера Мило, записанных Радульфом из Коггсхолла, произошло следующее:
«…король Ричард нашел уместным повести свою армию во время [Великого] поста против виконта Лиможа. Тот, пока два короля [Англии и Франции] находились в состоянии войны, постоянно восставал против него [Ричарда], своего сеньора и короля, и заключил договор о союзничестве с Филиппом Августом. Некоторые говорят о том, что сокровище невообразимой ценности было найдено на землях виконта, и что король приказал привести виконта и отдать сокровище ему. Виконт своим отказом еще больше настроил против себя короля»[13].
Кстати, тождественные по смыслу стилистические обороты «некоторые говорят», «как утверждают многие», «иные сведущие люди говорили», «как рассказывали свидетели», «как говорили те, кто там был» и т.д. используют в своих хрониках все средневековые авторы, которые так или иначе упоминают о кладе и сокровищах.
Забегая вперёд, сразу необходимо с определенной уверенностью сказать, что о дальнейшей судьбе ценностей, найденных во владениях Эмара Лиможского, в хрониках и архивных документах нет ни единого упоминания. Если следовать логике, то, раз Ричард не сумел (в силу известных причин, о которых речь пойдёт в следующих публикациях) завладеть кладом, то виконт Лиможа должен был непременно стать одним из богатейших феодалов Аквитании.
Он должен был непременно каким-либо образом распорядиться обретенными ценностями – продать их, обменять, завещать по наследству, частично пожертвовать церкви, в конце концов, кому-то показать или хотя бы упомянуть о них. Однако нет ни одного намёка на то, что Эмар V внезапно разбогател или оставил после себя солидное наследство. Нет никаких свидетельств того, что он тратил большие суммы денег или вёл роскошную жизнь. Одним словом, ни сам виконт, ни его наследники и потомки совершенно не походили на дворян, обладавших сокровищами.
Всяческие упоминания о пресловутом античном кладе эпохи ранней Римской империи мгновенно и полностью исчезают со страниц хроник, едва завершилась осада Шалю-Шаброля. Античные ценности, отлитые из чистейшего золота и серебра, а также какие-либо упоминания о них так и не «всплыли» на страницах хроник, исторических трудов и прочей литературы эпохи Средневековья и Нового Времени. Абсолютно ничего не известно о судьбе клада Эмара Лиможского и в наши дни.
В эти главные факты и многие другие второстепенные аргументы достаточно убедительно говорят о том, что, с очень большой долей вероятности, никаких сколько-либо значимых ценностей виконт Лиможа не имел, а Ричард начал против него полномасштабные военные действия, стремясь подавить очередной феодальный мятеж Эмара V.
Почему же тогда, несмотря на вполне очевидные факты, причины, логический и рациональный подход к изучению произошедших событий, а также на сохранившиеся документальные свидетельства, столь популярной и живучей оказалась версия о том, что Ричард осадил злополучный замок Шалю-Шаброль, исключительно руководствуясь корыстными мотивами и неуёмной жаждой присвоить себе целиком чужие ценности?
Подробный и исчерпывающий ответ на этот вопрос даёт главный эксперт сегодняшней публикации французский профессор-медиевист Жан Флори: «Как объяснить тогда частые упоминания этого сокровища? Со стороны французских хронистов все было очень просто: это был хороший способ очернить репутацию Ричарда.
Английские хронисты тоже много в чем его упрекали, особенно в части его нравов, но еще больше в высоких налогах, которые он впервые наложил и на священнослужителей. Упоминание о сокровище подтверждало слухи о ненасытной алчности Ричарда. Это был хороший способ показать, как и в случае с его отцом, что никому на этой земле не избежать Божьей кары»[14].
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] - Флори Ж. Ричард Львиное Сердце: Король-рыцарь / Жан Флори; пер. с фр. А. В. Наводнюка. – СПб.: Евразия, 2008. С. 256-257.
[2] - Gesta Philippi Augusti. Rigordi Liber // ОЕuvres de Rigord et de Guillaume le Breton, historiens de Philippe-Auguste, publiées pour la Société de l'histoire de France par H. François Delaborde. Tome I. Paris: Renouard, 1882. Р. 144.
[3] - Перну Р. Ричард Львиное Сердце / Режин Перну; науч. ред. А. П. Левандовский, В. Д. Балакин; вступ. ст. А. П. Левандовского; пер. с фр. А. Г. Кавтаскина. – М.: Молодая гвардия, 2009. С. 206.
[4] - Флори Ж. Ричард Львиное Сердце: Король-рыцарь / Жан Флори; пер. с фр. А. В. Наводнюка. – СПб.: Евразия, 2008. С. 263.
[5] - Gesta Philippi Augusti. Rigordi Liber // ОЕuvres de Rigord et de Guillaume le Breton, historiens de Philippe-Auguste, publiées pour la Société de l'histoire de France par H. François Delaborde. Tome I. Paris: Renouard, 1882. Р. 144.
[6] - Перну Р. Ричард Львиное Сердце / Режин Перну; науч. ред. А. П. Левандовский, В. Д. Балакин; вступ. ст. А. П. Левандовского; пер. с фр. А. Г. Кавтаскина. – М.: Молодая гвардия, 2009. С. 206.
[7] - Флори Ж. Ричард Львиное Сердце: Король-рыцарь / Жан Флори; пер. с фр. А. В. Наводнюка. – СПб.: Евразия, 2008. С. 262.
[8] - Gervasius Cantuariensis. Opera Historica // The Historical Works of Gervase of Canterbury. Vol. I / Ed. W. Stubbs. London, 1879. Р. 592.
[9] - Gillingham J. Richard the Lionheart. New York, 1978. Р. 168.
[10] - Перну Р. Ричард Львиное Сердце / Режин Перну; науч. ред. А. П. Левандовский, В. Д. Балакин; вступ. ст. А. П. Левандовского; пер. с фр. А. Г. Кавтаскина. – М.: Молодая гвардия, 2009. С. 206.
[11] - Устинов В. Г. Ричард I Львиное Сердце. Повелитель Анжуйской империи / В. Г. Устинов – «ВЕБКНИГА»; Издательство АО «Молодая гвардия», художественное оформление, 2025. С. 260.
[12] - Кесслер У. Ричард I Львиное Сердце: Король. Крестоносец. Авантюрист / Пер. с нем. С. А. Прилипского. – Харьков: Фолио; Ростов н/Д: Феникс, 1997. С. 401;
- Грановский А. В. История короля Ричарда I Львиное Сердце. – М.: «Русская панорама», 2007. С. 281.
[13] - Radulphi de Coggeshall. Chronicon Anglicanum / Ed. by J. Stevenson. London, 1875. Р. 94.
[14] - Флори Ж. Ричард Львиное Сердце: Король-рыцарь / Жан Флори; пер. с фр. А. В. Наводнюка. – СПб.: Евразия, 2008. С. 277.
В данной публикации использованы ссылки на произведения средневековых, более поздних и современных отечественных и зарубежных авторов, имеющих заслуженный авторитет, широкое общественное и научное признание, таких как:
Жан Флори (1936-2018) – известный французский историк-медиевист, доктор филологических и гуманитарных наук, директор Центра высших исследований средневековой цивилизации при университете Пуатье. Является признанным специалистом по истории XI-XII веков и аспектам средневековой военной идеологии (рыцарство, Крестовые походы, «Священная война», джихад, эсхатология), а также по вопросам сопоставления насилия и религия в христианстве и исламе.
Жан Флори является автором более двадцати книг, посвященных религиозным войнам и крестовым походам, кроме того является автором нескольких биографий исторических деятелей Средневековья, в том числе Боэмунда Тарентского, Филиппа II Августа, Ричарда Львиное Сердце. Опубликовал свыше 50 работ и монографий по истории средневекового рыцарства.
Вадим Георгиевич Устинов (род. 1965) – современный российский писатель-медиевист, специалист по истории Средневековой Англии. При создании своих произведений первостепенное внимание уделяет работе с архивными документами и первоисточниками. Наибольшую известность Вадиму Устинову принесли биографические фундаментальные работы – «Эдуард I», «Чёрный принц», «Ричард III», «Ричард Львиное Сердце», а также произведения, посвященные военной истории Средневековой Англии – «Война Роз: Йорки против Ланкастеров» и «Столетняя война».
Режин Перну (1909-1998) – одна из самых известных и популярных французских писательниц ХХ века, признанный историк-медиевист, доктор филологии, основатель исследовательского центра Жанны д’Арк в Орлеане. Из-под её пера вышли более 20 книг по истории Средневековья, в том числе монографии по эпохе Крестовых походов, а также увлекательное жизнеописание подвигов и приключений английского короля Ричарда I Львиное Сердце.
Александр Владимирович Грановский (род. 1950) – современный российский прозаик и публицист, главный редактор главный редактор альманаха «Золотой Пегас». В последние годы специализируется на документальной исторической прозе, посвященной эпохе Крестовых походов. Наиболее известными его фундаментальными трудами по данной теме являются подробнейшее двухтомное историческое исследование «Крестовые походы», а также документальная биография «История короля Ричарда I Львиное Сердце».
Радульф из Коггсхолла [он же Ральф Коггсхоллский или Радульф Коггесхэйл] (? – 1227/1228) – английский средневековый хронист, монах-цистерцианец, шестой настоятель аббатства Святого Иоанна Крестителя в городе Коггсхолл. Автор двух наиболее известных трудов – «Хроники Англии» (лат. «Chronicon Anglicanum») и «Книга гонений на англичан при короле Иоанне» («Libellus de motibus anglicanis sub rege Johanne»), а также других исторических сочинений.
«Хроника Англии с 1066 по 1200 год» (полное латинское название «Chronicon Anglicanum ab anno M.Lxvi ad M.cc»), по мнению современных медиевистов, не отличается весомыми литературными достоинствами, по сути своей, представляя компиляцию из сочинений хронистов и историков XII века. При этом Радульф из Коггсхолла зачастую прибегал к буквальному воспроизведению заимствованных текстов.
Кроме того, он довольно часто излагает на страницах своих хроник различные истории, неподтвержденные сведения и даже анекдоты, записанные со слов самых разных рассказчиков, чья репутация и осведомленность порой весьма сомнительна. Помимо дат, памятных событий и реальных фактов, Радульф часто использует в своих трудах различные предания и народные, крайне редко воспроизводя тексты подлинных документов.
Одним из достоинств хроник Ральфа является бесстрастное и почти непредвзятое изложение исторических событий и фактов. К Ричарду Львиное Сердце он относится двояко. С одной стороны, часто называя короля славным рыцарем, покровителем христианства, истинным защитником церкви и любимцем народа. С другой стороны хронист, отмечает, что несносный характер Ричарда, его недальновидность и склонность к авантюрам привели Англию к общему обнищанию и внутриполитическому кризису.
Роджер из Ховедена [Роджер Ховеденский] (? – 1201) – известный средневековый английский хронист, священнослужитель, выполнявший в период правления Генриха II Плантагенета его дипломатические поручения. Вероятно, был священнослужителем, состоял на службе у короля Генриха II и периодически выполнял его дипломатические поручения. Весной 1190 году Роджер отправился вместе с Ричардом I Львиное Сердце в Третий крестовый поход . Вернулся он осенью 1191 года, покинув Палестину вместе со свитой французского короля Филиппа II Августа.
Роджер автор двух фундаментальных исторических трудов своей эпохи – «Деяния Генриха II и короля Ричарда» (полное латинское название «Gesta Henrici II et Gesta Regis Ricardi») и «Хроники» («Chronica»), являющихся важными источниками информации по истории Англии XII века. «Деяния Генриха II и короля Ричарда» представляют собой богатое фактическим материалом последовательное и подробное изложение истории правлений Генриха II и Ричарда Львиное Сердце, а также перечень важнейших событий, произошедших на Европейском континенте.
В своих трудах Роджер Ховеденский часто использовал доступные ему тексты государственных документов, в том числе и архивных. Стиль его хроник обезличен, а тексты не содержат личных оценок английских монархов и личных впечатлений о происходящих событиях. Несмотря на отдельные шибки и неточности, в целом труды Роджера отличаются высокой степенью точности и достоверности.
Гийом Бретонский [Гильом ле Бретон; иначе – Вильгельм Бретонец] (около 1165 – 1225/1226) – средневековый французский хронист, придворный историк, духовник и персональный биограф короля Филиппа II Августа, сопровождавший его во всех войнах и походах в период с 1202 по 1215 годы. Наиболее известными историческими трудами Гийома Бретонского являются хроника «Деяния Филиппа Августа, короля франков» (полное латинское название «Gesta Philippi Augusti, Francorum Regis») и латинская панегирическая поэма «Филиппида» («Philippidos Libri XII»). Именно в ней содержатся многие малоизвестные и интересные подробности о жизни французского короля и его эпохе в период с 1179 по 1206 годы, в том числе подробности войн и дипломатического противостояния Филиппа II и Ричарда I Львиное Сердце.
Гервасий Кентерберийский [Джервас из Кентербери] (1141/1145 – 1210) — монах-бенедиктинец, английский хронист и ризничий Собора Иисуса Христа в Кентербери. Один из видных летописцев правления Ричарда I Львиное Сердце и первых лет правления Иоанна Безземельного. Гервасий является автором целого ряда фундаментальных исторических трудов: «Хроники правления в Англии Стефана, Генриха II и Ричарда I» (лат. «Chronica de tempore regum Angliae Stephani, Henrici II et Ricardi I»), «Деяния королей» («Gesta regum»), «Деяния понтификов Кентерберийской церкви» и «Карта мира» (лат. Mappa Mundi, 1200), представляющая собой краткое географо-топографическое описание Англии, Уэльса и Шотландии.
В своих произведениях Гервасий приводит подлинные тексты многочисленных исторических документов и посланий. Наибольшую историческую ценность в его трудах представляют сведения о подготовке и проведении Третьего крестового похода, а также о деяниях и подвигах Ричарда Львиное Сердце, о его пленении, возвращении в Англию и последующем противостоянии с принцем Джоном и французским королём Филиппом II Августом. Отдельную ценность для историков представляет информация, касающаяся фактов и обстоятельств гибели Ричарда I Плантагенета.
Полностью цикл публикаций «Смерть Ричарда I: мифы и исторические факты» можно прочесть, перейдя по указанным ссылкам:
Часть 1-я. Версия о сокровищах или истинный casus belli
Часть 2-я. Роковая осада Шалю-Шаброля и фатальный арбалетный выстрел
Часть 3-я. Трагический финал жизни Английского Льва и его завещание
Часть 4-я. Рost scriptum
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)