Сегодня увидел многообещающую для отечественного автопрома новость — продажи Лады Искры стали рекордными. Когда я прочитал такой заголовок, то малость насторожился. Ведь ещё в августе или сентябре у дилеров АвтоВАЗа не получалось продать даже сотню Искр на всю страну.
И дело не в том, что машина никому не нужна. Нет, машин попросту не было в наличии. Только демонстрационные экземпляры. Но судя по всему проблемы с нехваткой комплектующих завод решает. Пусть и натужно.
А рекорд действительно есть. В октябре получилось реализовать уже не 13 машин, как в августе, да и 94 штуки, как в сентябре. Нет, здесь у нас сразу 637 проданных автомобилей. Конечно, до попадания в десятку самых популярных моделей российского рынка Искре ещё очень далеко.
Примерно, как до Луны. Потому что по результатам всё того же октября замыкает десятку Tenet T7 с результатом в 3 638 единиц. Как видите, нужно минимум ещё несколько тысяч экземпляров приплюсовать.
С другой стороны, буквально за месяц продажи Искры подскочили в 6 раз с лишним. Если такая динамика сохранится, то уже в ноябре мы должна увидеть 3822 продажи. И тогда Искра вполне может сместить тот же Tenet за пределы первой десятки.
А в декабре с результатом в 22 932 машины Искра и вовсе займёт чистое первое место с мощным отрывом! Ведь самый популярный автомобиль октября — Лада Гранта, разошлась тиражом в 15 183 единицы.
Конечно, остаётся только догадываться, какие темпы роста будет дальше показывать Искра и где она выйдет на своё плато. Самый оптимистичный расклад — будет улучшать свои показатели в двукратном размере до тех пор, пока не выберется на второе место.
При том условии, что АвтоВАЗ вообще сможет производить и отгружать столько машин.
Если предположить, что завод осилит, то новинка довольно быстро станет подниматься по таблице. Сместит со второй строчки Ладу Весту и займёт её место. Стать чемпионом продаж и свергнуть Гранту Искре помешает цена.
Как ни крути, а Гранта доступнее. И чем комплектация у Искры лучше, тем разрыв между ней и Грантой всё больше.
А поскольку россияне привыкли голосовать рублём, то шансов одолеть самую дешевую модель АвтоВАЗа у Искры нет.
Впрочем, предприятие из Тольятти может искусственно играть со спросом на ту или иную свою модель. И такие прецеденты уже были. Например, когда у завода скопилось слишком много седанов и универсалов Веста с китайским вариатором.
На равных с механикой продавались они не очень. Тогда маркетологи АвтоВАЗа урезали или вообще убрали скидки на Гранту, а так же на Весту с механикой. Зато акции на Весту с вариатором стали заметно щедрее.
И продажи пошли.
Здесь ведь надо ещё учитывать, что в бюджетном сегменте АвтоВАЗ борется только сам с собой. У завода нет «чёрного лебедя» в лице условного Changan Alsvin или BAIC U5 Plus, которые бы продавались так же хорошо.
И АвтоВАЗу приходилось бы каждый свой шаг делать с оглядкой на конкурентов. Но на фоне Гранты или Весты продажи этих иномарок оставляют желать лучшего.
Поэтому Волжский автозавод может продвигать ту модель, которую ему хочется прямо сейчас.
Но здесь же скрывается и главное препятствие для роста Лады Искры на рынке.
Вам нравится контент на моём канале? Теперь у вас есть возможность поблагодарить автора и отправить немного монет на чай. 50 рублей, 100 рублей или любую другую сумму. Спасибо!
Что помешает продажам Лады Искры вырасти?
Недавно Сергей Целиков (глава агентства «Автостат») приводил занимательную статистику в своей Telegram-канале. А статистика была о продажах новых автомобилей в октябре на отечественном рынке.
Да, по сравнению с сентябрём АвтоВАЗ вырос в продажах на 26%. И это здорово. Но если сравнивать с октябрём прошлого года, то напротив, он просел на 26%. И потерял 5% от своей доли на рынке.
Кстати, среди первой пятёрки это самое сильное падение. С чем оно связано? Предположу, что потенциальные покупатели Lada стали откладывать приобретение машин. Не знаю, может у них выросли расходы на бытовые нужды, например.
И как-то уже не до покупки личного автомобиля.
Кроме того, год назад никакой Лады Искры в продаже ещё не было.
Теперь складываем все детали в один механизм. По сравнению с прошлым годом АвтоВАЗ просел на 26%. Лада Искра может расти в продажах только за счёт отъёма покупателей у Гранты и Весты.
Одни доплатят, другие сэкономят. Но мы же понимаем, что человек, который собирался брать хотя бы Haval Jolion, не говоря уже про какой-нибудь Monjaro, за Искрой в автосалон не поедет.
Вот и получается, что расти Искра может только за счёт падения Весты или Гранты. Что вероятнее? Конечно, вероятнее падение Весты. Потому что у Гранты есть мощнейший козырь в виде её дешевизны.
А если говорить ещё конкретнее, то я ожидаю настоящий обвал продаж Весты в следующем году. В дешевых комплектациях она проиграет Искре, а в дорогих Haval Jolion. Он и так обогнал Весту и вышел на второй место по итогам октября.
А самое главное, у Весты самое сильная просадка в продажах по сравнению с прошлым октябрем среди всей первой десятки.
Так есть ли потенциал у Искры или нет?
Моё мнение — есть, но сильно ограниченный. Новых покупателей АвтоВАЗу Искра не принесёт. Её брали и будут брать те, кто собирался покупать Гранту или Весту.
Как я сейчас виду по тематическим группа об Искре в социальных сетях, чаще всего на Искру пересаживает тот, кто до неё ездил на Гранте. И это логично.
Советую посмотреть:
Приглашаю в мой канал в Telegram, где я собираю всё о нашем автопроме в коротком формате. Новости, заметки и редкие факты.