Рано или поздно должен был появиться такой фильм, который пройдётся по немоногамии и идее открытого брака, а заодно немного по всем этим «проработанным» отношениям, «словами через рот» и т. п.
Официально его перевели как «Нескромные», но, по-моему, это совсем куда-то мимо. «Splitsville» (от split – раскалывать, разбивать, распадаться) звучит как название городка (по той же модели, что «Плезантвиль» или «Догвилль»), только здесь этот Разведёнск расположен не в физическом пространстве, а на карте романтических отношений. И "Сплитсвиль", он про "расколотость", конечно, а не про "нескромность".
Постер к фильму презентует его как неромантическую комедию, и, видимо, именно поэтому он включает многочисленные отсылки к известным романтическим картинам и узнаваемым жанровым клише. Самый яркий эпизод – это смехотворная драка двух друзей, главных героев, которая напоминает об эпической схватке Марка Дарси и Дэниела Кливера из «Дневника Бриджит Джонс», воспроизведён даже вылет бойцов из окна в брызгах стеклянных осколков. Есть прямые, проговоренные в тексте отсылки к «Привидению», и вообще оттуда принесён мотив лепки из глины, только здесь это становится образом семейных отношений (кропотливый процесс по их построению и хрупкий результат, который легко разбить). Дом у озера, в котором происходит большая часть событий, тоже, вероятно, намекает на одноимённый романтический фильм. А когда в завязке фильма Кэри, не желая говорить со своей женой Эшли о разводе, убегает от неё через леса, луга и реки (буквально убегает от проблемы), это же чистый Форрест Гамп.
И «Сплитсвиль» вправду вышел уморительный и при этом внимательный к деталям, композиционно тщательно выстроенный. Будет тут и bookend, закольцовка (после сериала «Киностудия» сложно без улыбки упоминать этот приём; кстати, оператор «Сплитсвиля» и снимал «Киностудию», и уже получил за неё «Эмми»).
Очень смешные сцены с любовниками Эшли и с телепатом (эпизодическая роль Николаса Брауна, Грега из «Наследников»). Многое построено на контрастах, на обмане ожиданий. Произнесённые «правильные» слова тут же опровергаются поступками, а обдуманные, заготовленные «красивые» жесты, которые сработали бы в классическом ромкоме, здесь оказываются нелепыми и неуместными и не могут даже толком быть исполнены.
Двоих друзей сыграли режиссёр и сценарист фильма, Майкл Анджело Ковино и Кайл Марвин, а их жён – Дакота Джонсон и Адрия Архона. В этом любовном квадрате и будет крутиться сюжет. Особенно понравилась Дакота Джонсон, которая играет очень мягко, совершенно без какой-то эксцентрики и гротеска, но через эту мягкость ирония ещё сильнее бьёт в цель.
В одном тг-канале попалась смешная фраза, что «на роли взяли двух потрясающих женщин и два пенька». Но, по-моему, в таком сочетании и была тоже соль шутки, причём шутки в том числе самих «пеньков» (режиссёра и сценариста) над собой. И «пеньки» в компании звёздных красавиц-актрис здесь очень к месту, это попадает в хулиганский настрой и деконструирующий замысел, и этим, кстати (как и многим другим), «Сплитсвиль» выгодно отличается от «Материалистки», которая тоже ведь в некотором смысле претендует на ревизию жанра ромкома, только очень сомнительным способом, совершенно убив в себе «ком».
Показалась интересной формулировка в одной рецензии – «раздолбайский и уничижительный male gaze». Наверное, можно так обозначить оптику фильма, да. То есть это такой мужской взгляд, который пытается обернуться на себя, быть самокритичным и самоироничным. Это, по крайней мере, честно, и больше насмешек достаётся именно героям-мужчинам, это они ведут себя как дети – обижаются, дерутся, хитрят, обманывают, всё ломают.
Кстати, тема инфантильности мне здесь вообще кажется центральной. И неслучайно рядом с четвёркой героев есть ещё один важный персонаж – Расс, сын Пола и Джули, подросток, нахватавшийся взрослых слов и понятий, подобно тому, как сами его родители нахватались сведений по психологии отношений (рассказывая другу о своём открытом браке, Пол важно говорит, что прочитал об этом книгу, но Джули поправляет его: «это была статья»). В фильме есть симпатичный кадр, подчёркивающий эту «детскость» взрослых: Кэри и Расс смотрят на рыбок в аквариуме, Кэри стоит на коленях и оказывается ростом точно вровень с мальчиком.
Именно ребёнок транслирует важную для фильма мораль: «Ты никогда не узнаешь ценность вещи, пока её не потопишь», а он занимается как раз тем, что топит катера соседей, и те потом приходят разбираться к родителям. То есть метафора понятна, но сам комический контекст компрометирует эту мораль и снижает градус назидательности. По итогу, «Сплитсвиль» оказывается стёбом даже не над немоногамией как таковой, а над инфантильным подходом к отношениям, буквально детским, вот как дети играют в магазин или больницу, или в папу и маму, воспроизводя какие-то подражательные действия, внешне похожие на «взрослые».
При этом, будучи подчёркнуто не-романтической комедией, «Сплитсвиль» всё же остался и романтической. Кто-то может усмотреть в этом непоследовательность, мне вот тоже по первому впечатлению хотелось более сатирического и едкого финала, завершённой деконструкции жанра, а не возврата к нему же после проделанного пути, но, собственно, мало ли кому чего хотелось. В самом фильме последовательность как раз есть: как по сюжету сначала разбиваются, а затем склеиваются отношения, так же он, в общем, поступает и с жанром, разбирая его на кубики, а потом выстраивая заново. Причём в обеих этих смысловых плоскостях фильм завершается на начале процесса восстановления, и вовсе не факт, что всё снова не окончится разбитыми аквариумами, сердцами и жанрами. И финальный кадр снова накидывает иронии: Расс плывёт топить очередной соседский катер (но пока ещё не потопил!)
– Нам нужны спасательные жилеты?
– Не, и так сойдёт.
Не знаю, самый ли это смешной фильм года, как утверждает постер, но ок, пусть будет самый смешной so far, а если найдётся смешнее, обязательно дайте знать, сравним :)
Все обзоры и отдельные посты о кино собраны здесь.
Если вам понравился текст, вы можете помочь в развитии канала, поставив лайк и подписавшись. Это, правда, ценно и мотивирует автора. Особая благодарность тем, кто найдёт возможность поддержать канал донатом, это поможет вести его регулярнее.
Можно подписаться также на телеграм-канал автора.
Комментарии приветствуются, как и доброжелательный тон общения.
Что ещё интересного в этом блоге: