Найти в Дзене
Pro.историю

1500 рублей в год - зарплата учителей в Российской империи. Рассказываем про условия жизни и работы земских и городских учителей

Оглавление

Тема недостаточной оценки труда учителей поднималась неоднократно и остаётся актуальной по сей день. Если оглянуться назад, то система образования в дореволюционный период многим покажется настоящей несправедливостью, особенно в плане оплаты труда. Зарплаты того времени поражают своим разрывом: кто-то получал всего 360 рублей в год, а кому-то доставалось до 1500 рублей. И это не за месяц, а за целый год! При этом периоды без уроков превращались в серьёзную проблему, ведь за это время никаких выплат не производилось.

Вместе с тем работа учителя тогда считалась государственной службой, что открывало определённые привилегии. Такие педагоги имели статус чиновников и могли рассчитывать на выход на пенсию, что в те годы было особым преимуществом, доступным далеко не каждому. Однако это преимущество распространялось только на учителей гимназий и городских школ. Учителя начальных классов и земских школ оставались в "тени", приравниваясь в чине к самым низким уровням государственной службы, что значительно ограничивало их возможности и социальные гарантии.

Земская школа в Российской империи
Земская школа в Российской империи

Таким образом, хотя статус учителя тогда обладал определённой значимостью, реальность могла показать совершенно другое лицо: социальное неравенство, нехватка ресурсов и непростые условия работы формировали довольно сложную картину профессии.

Земским учителям платили меньше, чем городским

С отменой крепостного права в Российской империи перед крестьянами и рабочими забрезжила надежда - возможность получить образование как свободным гражданам. Казалось, начинается новая эра, где грамотность становилась доступной каждому. Однако страна ещё только искала баланс между технологическим прогрессом и социальной ответственностью. Экономика требовала рук для работы на производстве, а образование так и не стало приоритетом государства. Тем не менее, нельзя отрицать позитивные изменения: начали появляться школы даже в отдалённых деревнях и сёлах, пусть пока это были лишь первые шаги.

Грамотность населения оставалась удручающе низкой. Например, в крупных городах вроде Москвы и Санкт-Петербурга около половины населения не умели читать и писать, а в уездных городках этот показатель доходил до 80%. Введение земских школ должно было переломить эту ситуацию, делая знания более доступными для простых людей. Благодаря их открытию количество учебных заведений постепенно росло, но на пути к всеобщей грамотности встала другая проблема - вопиющая нехватка педагогов.

Ситуация начала меняться с 1863 года, когда учителя стали официально признаваться государственными служащими. Этот новый статус дал им право на устойчивую зарплату, компенсацию за работу, жильё и даже пенсию. Однако такие льготы распространялись в первую очередь на тех, кто работал в государственных учреждениях, что снова подчеркивало контраст между учебными заведениями разных уровней. Тем не менее, это был важный шаг вперёд, который заложил основы будущей образовательной системы.

Льготы учителям: освобождение от армии и отпускные

Чтобы повысить число учителей, начали открываться образовательные учреждения, где будущим педагогам предоставлялось педагогическое образование. Однако обучение преимущественно носило религиозный характер: изучались основы морали, закон Божий и различные науки, а использование учебников с политическим содержанием строго контролировалось цензурой. Тем не менее, это стало важным шагом в развитии образования в Российской империи и со временем отразилось на улучшении условий труда педагогов. Например, реформа 1874 года отменила рекрутскую повинность для мужчин-педагогов, которых ранее призывали на военную службу, что существенно сокращало их численность. Благодаря изменению закона мужчины-педагоги в возрасте от 21 до 43 лет смогли получать отсрочку от армии, при условии ежегодного подтверждения их работы в качестве педагогов.

Земская школа в Российской империи
Земская школа в Российской империи

Учителям также предоставили возможность бесплатно обучать своих детей в платных учреждениях. В конце XIX века был принят закон, согласно которому сыновья служащих освобождались от плат за обучение в гимназиях и прогимназиях, если их родитель проработал более 10 лет или смог доказать своё финансовое затруднение документально. Кроме того, педагоги получили право на оплачиваемый месячный отпуск с сохранением должности. Продлить такой отпуск могли только при наличии серьёзных оснований, например, медицинских показаний.

Тем не менее, земские учителя находили способы обойти строгие правила. Справки о необходимости отдыха выдавались местными врачами, с которыми учителя нередко были знакомы. По договорённости им ставили подходящие диагнозы, позволяющие оформить отпуск. Забота распространялась и на беременных женщин-педагогов - они имели право на четырёхмесячный декретный отпуск. Более длительные отпуска предоставлялись только по решению училищного совета, а вопрос сохранения заработной платы находился в ведении Земской управы.

Отсутствие карьерного роста

В XIX веке говорить о карьерном росте было сложно, учитывая ограниченные права учителей. Например, педагогам младших классов не предоставлялась возможность перейти на уровень среднего образования. Однако введенная Петром I табель о рангах открывала путь к определённому статусному продвижению: за выслугу лет учителя могли временно получать звание "почётного гражданина" или даже переходить в категорию "личного дворянства", которое, правда, не являлось постоянным и обновлялось каждые четыре года.

В системе чиновничьих рангов IV класс соответствовал статскому советнику, V класс присваивался директору, а инспекторы имели чин коллежского советника с титулом "высокоблагородия", что ставило их на более высокую ступень. Учителя же наук находились в VIII классе, и только переход в IX класс позволял получить чин "личного дворянства", хотя этот статус воспринимался с долей скептицизма и не приносил реальных привилегий, поскольку обладатели такого титула не считались полноценными дворянами.

Тем не менее педагоги получали определённые преимущества как "государевы" служащие, включая право на пенсию. Учителя спустя 15 лет службы могли выйти на заслуженный отдых с 1/3 оклада. Через 20 лет пенсия возрастала до 2/3 оклада, а по истечении 25 лет они получали полный размер жалованья. Исключение составляли преподаватели начальных классов и "искусств", которые не могли рассчитывать на подобные условия. Домашние наставники получали пенсию спустя 25 лет работы, размер которой составлял 160 рублей в год, тогда как после 10 лет службы им выплачивалось разовое пособие, равное годовому окладу. Однако с учётом небольших зарплат такие выплаты зачастую представляли собой скромную сумму для обеспечения достойной жизни.

Учителям полагалось жильё, но выдавалось оно не всегда

Учителя всегда были в центре внимания общества, ведь от них ожидали не только профессионализма, но и личного примера для учеников. Их внешний вид, манеры и поведение строго регламентировались, чтобы соответствовать образу идеального наставника. Быть грубыми, неряшливыми или недисциплинированными считалось недопустимым, ведь именно на таких людей дети чаще всего равнялись. Однако такие жёсткие рамки нередко оборачивались для педагогов одиночеством - возможно, из-за особенностей работы или низкой зарплаты. Такое положение вещей неизбежно отражалось на их личной жизни.

Учителя, XIX век
Учителя, XIX век

Согласно закону, учителям полагалось бесплатное жильё, но на деле это удавалось реализовать далеко не везде. Городские педагоги имели больше шансов получить казённую квартиру, но и здесь был нюанс: уходя с должности, необходимо было и жильё покидать. Тем, кто снимал жильё за свой счёт, могли компенсировать аренду. В сельской местности ситуация была иной. Учителей порой селили прямо в школьных зданиях, выделяя свободные комнаты. Особенно это было характерно для земских школ. Однако здания часто представляли собой обычные дома, и обустройство бытовых условий ложилось на плечи педагогов. Учитывая скромный размер зарплаты, это становилось для них непростой задачей. Жить приходилось в холодных и сырых помещениях, что нередко приводило к серьёзным заболеваниям.

Некоторые находили выход, арендуя комнату у сельчан за символическую плату - от одного до пяти рублей. А иной раз договаривались с хозяевами о бесплатном проживании в обмен на обучение их детей. Каждая такая договорённость была попыткой найти баланс между непростой профессиональной жизнью и простыми бытовыми нуждами, хотя, конечно, это не избавляло от трудностей полностью.

Зарплата учителей в дореволюционный период

В первые годы становления образовательной системы в Российской империи положение учителей оставляло желать лучшего. Зарплата начислялась лишь за период, когда проводились занятия, что составляло около восьми месяцев в году. Остальные месяцы оставались неоплачиваемыми.

Заработки преподавателей гимназий и земских школ существенно различались. Учителя гимназий получали больше - от 1200 до 1500 рублей в год. При этом предпочтение отдавалось преподавателям "наук", тогда как учителя, занимавшиеся искусством, получали почти вдвое меньше. В училищах заработки были ещё скромнее - около 615 рублей в год, а сельские учителя довольствовались и вовсе 330 рублями. В начальных земских школах оплата труда была ещё ниже. Кроме того, уровень зарплат зависел от региона: например, в Таврической губернии учителя зарабатывали в два раза больше, чем их коллеги в Тульской губернии.

Лишь в 1908 году был принят закон об увеличении минимального жалованья учителей, однако это не решило всех проблем. Минимальная зарплата была установлена на уровне 360 рублей в год, что составляло всего 30 рублей в месяц. И даже при этом не все губернии соблюдали закон, ущемляя права педагогов.

Из-за инфляции и роста цен были введены три разряда зарплат, которые зависели от статуса и местоположения губернии. Старшие учителя получали 750 рублей в год (первый разряд), младшие - 550 рублей (третий разряд). В определённые периоды доходы учителей даже превосходили зарплаты градоначальников, а академики зарабатывали в полтора раза больше директоров гимназий.

Размер заработной платы также зависел от рабочей нагрузки. Преподаватели истории и географии имели наибольшее недельное расписание - по 22 часа, за что их годовой оклад составлял 1500 рублей. Учителю немецкого языка платили 900 рублей за 24 часа работы в неделю. Между тем учителя с меньшей нагрузкой, например, 14 или 19 часов в неделю, могли получать в гимназии до 1050–1320 рублей в год.

Запрет на частную практику как дополнительный заработок

Нормативная нагрузка для учителей составляла 12 часов в неделю. Поэтому, если кто-то работал больше, его заработок существенно увеличивался. Отдельно выделялись те, кто окончил вуз: их стартовый оклад начинался от 900 рублей, и каждые пять лет он увеличивался на 400 рублей. За каждый дополнительный урок в год начисляли 75 рублей. Однако размер зарплаты зависел от должности и места работы: на низших позициях зарплата сокращалась быстрее. Например, учителя пения, рисования и чистописания получали всего 250 рублей в год и прибавку в 125 рублей.

Инспекторам и директорам предоставляли не только ежемесячное жалованье и служебное жилье, но и финансирование на питание в размере 800-900 рублей. Учителям же предлагался дополнительный доход в виде 100 рублей ежегодно за проверку тетрадей. В остальном приходилось полагаться на собственные ресурсы. Пока запрет на частную практику не был введён, многие учителя подрабатывали репетиторством или сдавали комнаты ученикам за дополнительную плату.

Несмотря на определённую заботу со стороны государства, уровень жизни учителей редко соответствовал их труду. К тому же отношение к педагогам различалось: мужчины ценились выше, занимая административные посты, а женщины могли работать лишь воспитательницами или учителями. Этот порядок начал меняться с развитием бизнеса и производства, когда мужчины массово уходили из сферы образования в другие отрасли. В итоге их места заняли женщины, и постепенно они стали составлять большинство педагогического состава.