Найти в Дзене
Нефть и Капитал

Под санкциями США находится две трети российского нефтяного экспорта — СМИ

После новых санкций США под запретом оказалось 75% российского нефтеэкспорта, есть риски утраты контроля над активами, полагают эксперты

Расширение санкционного списка SDN list США, куда были включены «Роснефть» и ЛУКОЙЛ, привело к тому, что под ограничительными мерами теперь находится основная часть российского нефтеэкспорта. Ранее в этот перечень уже попали «Сургутнефтегаз» и «Газпром нефть». Согласно оценкам, основанным на отраслевых данных, на долю этих компаний совокупно приходится порядка 75% от всего объема вывозимой за рубеж российского черного золота, подсчитал «Коммерсант».

По итогам 2024 года экспорт черного золота из России достиг 240 миллионов тонн. Ключевыми направлениями поставок стали Китай (42%), Индия (37%) и Турция (почти 7%). По оперативной информации за 8 мес. 2025 года, из страны вывезено около 148 миллионов тонн.

Введение ограничений немедленно отразилось на отношениях с клиентами. По сведениям Reuters, крупные китайские государственные корпорации, включая PetroChina, Sinopec, CNOOC и Zhenhua Oil, приостановили заключение новых сделок на импорт российского сырья. Индийские государственные нефтеперерабатывающие предприятия тоже проводят ревизию контрактов, стремясь исключить прямые закупки у ЛУКОЙЛа и «Роснефти».

Аналитики полагают, что наиболее уязвимой в новой ситуации оказывается ЛУКОЙЛ. Центральной проблемой становится будущее её международного трейдера — швейцарской Litasco SA. После 2022 года компания была реструктурирована: головной офис остался в Женеве, а для работы с азиатскими и ближневосточными рынками в Дубае была создана Litasco Middle East. В 2023 году объём продаж Litasco достиг 44 млн тонн.

Прогнозы экспертов сводятся к тому, что европейская деятельность трейдера будет свёрнута. Возможен перевод ключевых сотрудников в Дубай и дальнейшая работа через вновь созданные юридические структуры. Параллельно компания может столкнуться с потерей доступа к мировым финансовым рынкам, а также к услугам логистических организаций и страховщиков.

Значительным вызовом для ЛУКОЙЛа является сохранение контроля над своими иностранными «дочками». НК принадлежат нефтеперерабатывающие заводы в Румынии и Болгарии, а также 45% в НПЗ в Нидерландах. В 2024 году на этих мощностях было переработано 13,5 млн тонн нефти (четверть от общего объема переработки группы). За пределами России НК также эксплуатирует около 2,5 тысяч автозаправочных станций и участвует в крупном проекте по добыче газа на месторождении Западная Курна-2 в Ираке.

Премьер-министр Болгарии Росен Желязков допустил возможность введения внешнего управления. Прецедент уже имеется: в 2023 году власти ФРГ установили доверительное управление над дочерними структурами «Роснефти» и её долями в трёх немецких НПЗ.В настоящее время германские власти, по информации Reuters, не ожидают прямого воздействия санкций на свои структуры «Роснефти». Однако, как передаёт Bloomberg, контрагенты угрожают разорвать отношения с этими предприятиями, что вынуждает немецкую сторону вести переговоры с США о предоставлении исключений. Среди значимых зарубежных активов «Роснефти» — 49,13% в индийской Nayara Energy и 30% в египетском газовом месторождении Zohr.

Эксперты полагают, что одним из возможных способов смягчения санкционного давления является реструктуризация долей в зарубежных активах до уровня ниже 50%. Ярким примером служила сербская NIS, где «Газпром нефть» (уже находящаяся в SDN List) владеет 44,85%. Однако 9 октября санкции против NIS всё же вступили в силу.

Эксперты предупреждают, что даже потеря контроля над иностранными активами не гарантирует снятия санкций с материнской компании. Наиболее высокие риски утраты активов, по мнению аналитиков, сохраняются для ЛУКОЙЛа. Речь может идти не о классической национализации, а об аресте и переходе операционного контроля к местным регуляторам.

NIS не смогла получить партию нефти из-за санкций — Reuters

ЕС хочет «развестись» с ЛУКОЙЛом: первой отличилась Болгария