Найти в Дзене

Для комфортного движения на машине и пешком.

Накануне профессионального праздника работников дорожно­строительной отрасли провела небольшой опрос среди каратузцев: без всякой подготовки, что называется «в лоб» спрашивала у знакомых, на каких еще улицах райцентра нужен асфальт. Ни один из десятка опрошенных с ходу ответить на него не смог. Некоторые, подумав, называли те, где требуется отремонтировать дорожное покрытие, двое перевели разговор на асфальтирование межпоселенческих дорог, а несколько человек отговорились абстрактно­обтекаемой формулировкой: в микрорайоне «Южный».

Улицам – современный облик

Вполне объяснимо, что в новой, застраеваемой части Каратуза, где местами «проезжая часть» до сих пор с трудом отличима от остального ландшафта, работы дорожникам – на долгие годы вперед. К слову, именно с объектов в этом микрорайоне Каратузское ДРСУ и начало сезон, отсыпав там гравийно­песчаной смесью две улицы, а пять – «одев» в асфальт. С правой стороны от трассы на Верхний Кужебар завершено устройство покрытия с учетом движения маршрутного автобуса. Улицу Кропочева, отсыпанную в прошлом году, чуть расширили и положили по ней шестиметровое полотно асфальтобетона. Далее движение по кольцу переходит на улицы Лебедя и Шишкина, которые теперь также в капитальном исполнении. С левой стороны от трассы заасфальтированы улицы Сосновая и Лепешинской, они по 4,5 метра шириной. Общая протяженность нового асфальта в «Южном» 2 441 метр, и еще 375 метров положено на улице Черкасова.

Кроме того, проведен ямочный ремонт улиц райцентра, а под занавес сезона ДРСУ уложит асфальт еще на трех небольших участках: около магазина Таллин, автокассы и на улице Куйбышева. На этой же улице, возле магазина «Айсберг», и на Ленина, возле Центральной площади, дорожные строители расширят искусственные неровности, чтобы они меньше чувствовались и служили пешеходным переходом.

Помимо райцентра обновление дорожного полотна прошло в Таскино, на улицах Трудовая и Проезд №3, там в общей сложности асфальтобетон лег почти на 800 метрах дороги. Кроме того укладка асфальтобетонного покрытия выполнена на территории Моторской школы и парковке около нее, а также на улице Крупской – 185 метров.

Губернаторский проект по безопасности

В этом году по инициативе главы региона запущена новая программа, направленная на организацию безопасных подходов к образовательным учреждениям. Каратузское ДРСУ по результатам конкурса получило несколько контрактов. В части из них выделяемое финансирование разбито на благоустройство пешеходной доступности к школам и детсадам, и на устройство основной дороги. По таким контрактам работы выполнены в Ширыштыке, Черемушке, Нижнем Кужебаре, Нижних Курятах и Сагайске. Они включали либо отсыпку дороги переходного типа, либо устройство асфальта – в зависимости от имеющегося типа покрытия, остальные средства шли на устройство тротуаров, так в Сагайске построена пешеходная дорожка на двух участках протяженностью 120 метров, в Нижних Курятах уложено 100 метров тротуаров, в Нижнем Кужебаре – около 250 метров. Для их строительства дорожники приобрели мобильный, легкотранспортируемый асфальтоукладчик с небольшим захватом.

Другой контракт предусматривает комплексное благоустройство участков безопасности около учреждений образования, включающее тротуарное покрытие, пешеходное ограждение, светофор пешеходный, искусственную неровность. Таким образом безопасные подходы будут организованы на двух участках в Моторске, Таскино, Качульке и на одном участке в Кочергино.

Контракты подобного типа не в полной мере соответствуют профилю Каратузского ДРСУ, требуют значительного времени на выполнение и отвлечение большого числа специалистов, а также многочисленных согласований с жителями, ведь пешеходные дорожки пересекают подъезды к жилым домам. Поэтому к обустройству тротуаров частично привлекали подрядные организации. В связи со значительными плановыми объемами по содержанию и ремонту дорожной сети на 2025 год, ДРСУ не стало участвовать в конкурсе по строительству тротуаров около Каратузских детских садов.

План как закон

Основное время дорожные строители были заняты на трассе Кочергино – Каратузское. Подготовительный этап к восстановлению трассы ДРСУ провело еще в 2024 году, выполнив выемку и замену грунта в местах пучинообразования, а затем дорожники закрыли эти отрезки асфальтобетонным покрытием и отремонтировали небольшие дефектные участки. В текущем сезоне на шестикилометровом отрезке с 18,5 до 24,5 километра дороги они положили двухслойное пятисантиметровое асфальтобетонное покрытие, предварительно нивелировав полотно дороги выравнивающим слоем. На восстановленном участке трассы выполнены все сопутствующие работы: нарезаны кюветы, отсыпаны откосы, нанесена дорожная разметка, установлена знаковая информация. Строители заменили старое барьерное ограждение и дополнительно смонтировали 312 метров новой железной ограничительной конструкции. Во время ремонта представители краевого управления автодорог неоднократно проводили вырезку строительного материала, следя за его качеством, а в начале октября комиссия КРУДОРа приняла восстановленный участок трассы без замечаний, отметив хорошую работу коллектива Каратузского ДРСУ.

Продолжительные осадки в июле, августе и сентябре поставили под вопрос завершение ремонта других участков на этой же дороге. Там предстояло выполнить сплошное асфальтирование дефектных отрезков. Финансирование на это было выделено после визита в район губернатора края в 2024 году. Каратузцы не подвели: не только завершили работы до конца строительного сезона, но и сделали больше запланированного, увеличив протяженность участка, чтобы обеспечить смыкание отремонтированных отрезков в районе горы Гладкий мыс. В общей сложности на северо­западном направлении каратузцы получили вместо раздавленной и разбитой большегрузами дороги 11,5 километра современной комфортной трассы.

«Сюрпризы» погоды

Весенний паводок проверил верность расчетов и прочность участка с 8 по 10 километры трассы «Каратузское – Верхний Кужебар», восстановленного в 2022 году после разрушительного прохода весеннего половодья предшествующего года, смывшего часть дорожного полотна. Покрытие выстояло, пять водопропускных труб, уложенных в месте максимального напора воды, отработали хорошо. Но обочины пострадали – их местами размыло. Однако объем разрушений был невелик, дорожники за день отсыпали обочины и нарезали откосы.

На этой же трассе весной бригада ДРСУ восстановила 2,5 километра дороги в гравийном исполнении, на эти цели предприятию было выделено порядка 8 милионов рублей. Дорога от Нижнего до Верхнего Кужебара вызывает много нареканий перевозчиков и жителей. В планах дорожников продолжать здесь работы, предварительно на 2026 год отсыпка щебнем следующего участка верхнекужебарской дороги включена в план работы и обеспечена финансово.

Полотно дорог на Старую Копь и Таята также были приведены в порядок после паводка, и строители не ожидали, что придется вернуться к этим сезонным работам осенью. В это время года на участке от Нижних Курят до Таят никогда не было проблем. Весной из­за намерзания наледи в водопропускной трубе или перекрытия ее древесным наносником на 54 километре автодороги Каратуз –Таяты случались размывы. Чтобы избежать этого, бригада дорожников регулярно очищала и оттаивала трубу.

Ливневые дожди в конце августа – начале сентября дали столько стоковых вод и переувлажнение грунта, что труба с пропуском не справилась. Произошел размыв более трех метров глубиной и 25 метров шириной. Потоком в глубокий овраг смыло и скальную породу, и бетон. Оперативно дорожники отсыпали переезд и восстановили транспортное сообщение по трассе. Чтобы предупредить такие ситуации в будущем, в ближайшее время на этом месте будет установлен второй, дополнительный водопропуск.

Сезон закрыт.

Да здравствует сезон

К профессиональному празднику у дорожных строителей заканчивается, считай, только сезон асфальтобетонных работ – АБС встает на консервацию, а задачи по содержанию и обслуживанию дорог остаются. На смену летним видам, таким как окашивание обочин и откосов, нарезка кюветов, очистка откосов от древесной растительности, приходит очистка от снега. Подготовка к зимнему содержанию завершается, имеющиеся запасы инертных материалов на подсыпку пополняются.

Сейчас объемов работы по планировке и очистке улиц от снега в селах стало меньше, так как в сельсоветах появилась своя техника. Но и теперь случается, что их «Белорусы» не справляются, и требуется помощь грейдера.

Но зима еще впереди, а пока дорожникам предстоит завершить отсыпку обочин на автодороге Кочергино – Каратузское, установить вторую водопропускную трубу на дороге между Нижними Курятами и Таятами, в Ширыштыке заменить порядка 50 уличных светильников – освещение будет как на главной улице в Моторске, в Черемушке планируется заменить автопавильон, а в Верхнем Суэтуке – сделать на дороге искусственные неровности. Есть еще пара­тройка пунктов в мероприятиях, но они будут выполнены по возможности, не в ущерб основной задаче на оставшийся промежуток года. А она, судя по объемам, грандиозная: дорожные строители начинают работы по расширению дамбы в Таскино. Продолжая традиции своего предприятия, они приступают к объекту следующего года, что называется, с опережением графика. В этом есть не только резон – освободить время для продолжения восстановления автотрассы Кочергино – Каратузское, где по плану предстоит уложить еще 6,5 километров нового двухслойного полотна, но и хозяйский подход, ведь отсыпанная под зиму дамба весной уплотнится естественным образом из­за сезонного оседания грунта. что облегчит задачу по ее укатыванию. Это скажется на прочности и надежности расширенного участка автомобильной дороги.

А раз задача поставлена, то небольшая, но дружная команда дорожных строителей будет работать с утра до вечера. Чтобы прирастал родной округ хорошими дорогами, каждый день выходят на трудовую вахту трактористы, дорожные рабочие, водители, операторы, машинисты. Это их, работников Каратузского ДРСУ, профессия обязывает в снегопады выезжать на очистку трассы задолго до рассвета, под раскаленным солнцем тянуть метр за метром черное полотно асфальта, круглый год, в дождь, жару и слякоть, наматывать на колеса бесконечную ленту дорог, подвозя асфальт, щебень, гравий, укатывая, грейдируя, утрамбовывая… И так изо дня в день, без лишнего пафоса, ответственно и грамотно прокладывают они дороги – артерии жизни, сохраняют и поддерживают их. Спасибо им за их нелегкий труд. За наш дорожный комфорт и безопасность!

Ольга дергачева

фото автора и из открытых источников