Мы уже говорили про современное искусство Кореи, смотрели на картины традиционных авторов и обсуждали провокационные работы Син Юнбока. В этой статье мы предлагаем совершить путешествие во времени и посмотреть на развитие корейского пейзажа – начиная с известных стилей и заканчивая самыми современными работами.
Истоки корейского пейзажа
Если вы читали статьи галереи восточного искусства ArtAsia на нашем канале, то уже точно знаете, что истоки корейского искусства, а особенно пейзажей, связаны с влиянием китайских традиций и техник поднебесной. Пейзаж занимал второе место в официальной иерархии жанров, которая была принята в придворной академии живописи Тохвасо. На первом месте находился жанр сакунчжа (кор. изображения четырёх благородных растений – слива, орхидея, хризантема, бамбук), символизирующий нравственные качества истинного конфуцианца. Следом за пейзажами шёл жанр ёнмохва (изображения птиц и животных), предназначенный для украшения помещений и содержавший в себе благопожелательный смысл.
Только после XVIII века основной темой пейзажной живописи стали реальные корейские природные ландшафты. Ключевую роль в формировании нового направления оказало творчество корейского художника Чон Сона. Именно он создал уникальный живописный язык для изображения родной природы, объединил техники южной и северной школ китайской живописи и воспитал поколения будущих мастеров. Подробнее о Чон Соне вы можете прочитать тут.
Какие же есть особенности у корейского пейзажа? Давайте разберёмся вместе:
- Константный набор элементов. Например, высокие горы и маленькие фигуры людей рядом, или сочетание угловатых и резких линий камня и пушистой растительности.
- Принцип "трёх далей". "Высокие дали" – ощущение, когда смотришь на горы снизу вверх, "глубокие дали" – когда смотришь на горы сверху вниз, "ровные дали" – когда смотришь на горную гряду, лежащую за низкими пологими холмами.
- Дуальное восприятие. Ассоциация "мужское-женское".
- Отсутствие линейной перспективы. Привычный нам подход заменяется рассеянной перспективой без чёткой линии схода.
Переходный период
На фоне усиления национальных тенденций в искусстве появились и новые художественные принципы, на которые стоит обратить внимание. Так, стоит упомянуть активное развитие движения Сильхак, основанное на обучении живописи на практике и наблюдениях. Особую роль в этот период сыграл также мастер-реформатор Ким Хон До. Он стал одним из прогрессивных художников XVIII – XIX веков и прекрасно применял своеобразные методы корейской национальной живописи. Со временем в Корее появился самобытный и реалистичный стиль, отличавшийся от других, однако сохранивший веяния традиций.
Предпосылки модернизации
Уже позже западноевропейские традиции повлияли на корейскую пейзажную живопись и "оживили" направление. Большую роль на этом этапе сыграло так называемое "открытие Кореи" в конце XIX века: подписание международных договоров, установление дипломатических отношений и приток миссионеров и иностранных специалистов в страну. Однако, всё это довольно быстро было прервано японской оккупацией Кореи, которая привела не только к драматическим изменениям во всех жизненных сферах нации, но и реформированию и даже некоторой заброшенностью художественной школы.
С накоплением национальных контактов пейзажная живопись постепенно изменялась и трансформировалась. Современный стиль сочетал множество культурных контрастов: появление европейских художественных техник, изменение традиционной перспективы, влияние импрессионизма и реализма, адаптация японских техник и новые темы в искусстве, основанные на пережитых исторических реформациях. Одним из ярких представителей современной живописи является Ким Хван Ги, про него подробнее также можно почитать в этой статье.
Современность и сохранение традиций
Интересно отметить, что последние тенденции искусства Кореи особенно сосредоточены на сохранении и поддержании традиций в рамках новых направлений и технологического развития творчества. Так, художники все ещё основываются на общепринятых канонах композиции – принципы построения пространства и традиционной символики в картинах. Корейцы проделали большую работу и в продолжении тематик в пейзажах. Например, медитативный характер произведений, даосские и буддийские мотивы, а также концепция "мужское-женское", которая приобрела совершенно новую коннотацию и повернула в сторону исследования женственности и роли женщины в социуме.
Сейчас пейзажная живопись Кореи является демонстрацией уникальной способности корейцев успешно адаптировать традиционное искусство к новым условиям, интегрируя в него современные техники и внешние стили и сохраняя при этом его уникальность и культурную значимость.
Источники:
- Неизвестный автор. Великолепие пейзажей корейской природы в живописи разных художников. Online-ресурс
- Е.А. Хохлова. Корейский панорамный пейзаж XV–XVII вв. // 2018. 32(4). С. 56-70.
- Глухарева О.Н. Искусство Кореи с древнейших времен до конца XIX. – М: Искусство, 1982. – 255 с.
- Киреева Л.И. Пейзажная живопись Чон Сона (Кёмдже) // Корейское классическое искусство: Сб. статей. – М.: Наука, 1972. – С. 65–79.
Автор статьи – Дина Чмыхова, искусствовед, арт-директор галереи ArtAsia
Редактура – Джайкиева Мадия, резидент АНО "МДКМ"