Найти в Дзене

Чон Сон: кто первым отказался от канонов китайской живописи

Как сложилась традиционная корейская живопись? Как от мотивов Китая художники постепенно перешли к исследованию национального стиля? И кто же сделал этот важный шаг первым? Сегодня мы расскажем вам о Чон Соне – художнике-пейзажисте, одним из немногих, кто отказался от китайских канонов живописи и дал толчок новому, корейскому направлению. Но перед тем как изучить творчество Чон Сона, стоит разобраться в причинах доминирования китайских канонов в традиционной корейской живописи. В то время Китай считался настоящим культурно-цивилизационным центром Азии. Оттуда в соседние страны поступали не только многочисленные товары, но и духовные ценности: письменность, философия, даже государственное устройство. Живопись была несомненной частью такой культурной интеграции: умение писать в китайском стиле и обращаться к его сюжетам считалось признаком образованности и принадлежности к цивилизованному миру. Кроме этого, для корейской аристократии занятие китайской живописью, приобретение и коллекцио
Оглавление

Как сложилась традиционная корейская живопись? Как от мотивов Китая художники постепенно перешли к исследованию национального стиля? И кто же сделал этот важный шаг первым? Сегодня мы расскажем вам о Чон Соне – художнике-пейзажисте, одним из немногих, кто отказался от китайских канонов живописи и дал толчок новому, корейскому направлению.

Китайские каноны в живописи Кореи

Но перед тем как изучить творчество Чон Сона, стоит разобраться в причинах доминирования китайских канонов в традиционной корейской живописи. В то время Китай считался настоящим культурно-цивилизационным центром Азии. Оттуда в соседние страны поступали не только многочисленные товары, но и духовные ценности: письменность, философия, даже государственное устройство.

Живопись была несомненной частью такой культурной интеграции: умение писать в китайском стиле и обращаться к его сюжетам считалось признаком образованности и принадлежности к цивилизованному миру. Кроме этого, для корейской аристократии занятие китайской живописью, приобретение и коллекционирование были признаком статуса. Государство и высшие слои общества поощряли художников, которые придерживались устоявшейся школы, а художественные навыки высоко ценились и могли помочь в получении должности при дворе.

Ким Си «После метели в горах», 1584 г. Источник: https://piction.clevelandart.org
Ким Си «После метели в горах», 1584 г. Источник: https://piction.clevelandart.org

Понимаете, почему отказ от китайского канона был на самом деле революционным и смелым шагом? Теперь вернемся к Чон Сону.

Первый национальный мастер

Чон Сон, также известный под псевдонимом Кёмджэ, жил и работал в конце XVII-XVIII веков. Подтверждённых сведений о нем мало, и это во многом объясняется характером сохранившихся письменных источников: в большинстве случаев это восхваление его художественного мастерства крупными деятелями культуры. Из этих малых сведений известно, что родился он в Сеуле, в семье конфуцианского ученого, с детства любил рисовать и занимал должность уездного инспектора в Тохвасо (придворная академии живописи). Многие источники отмечают, что художник работал долго и лучшие свои произведения создал в преклонном возрасте.

Первая осада Ульсана. Источник: https://i.bigenc.ru
Первая осада Ульсана. Источник: https://i.bigenc.ru

Его жизнь выпала на время после победы корейского народа в войне с Японией (1592-1598) и становления возможности проведения относительно самостоятельной от Китая политики. Естественно, эти политические движения способствовали пробуждению интереса художника к культуре родной страны. У Кёмджэ сложилась особая, уникальная для того времени философия рисунка: он обратился к реальным пейзажам Кореи и создал собственный стиль с резкими, чёткими мазками и параллельными линиями. Позже он стал известен как отец корейской реалистической пейзажной школы.

Картины Чон Сона

«Ворота в скалах» – одна их самых известных его работ, входящая в серию «Изображение морей и гор».

Источник: http://artyx.ru
Источник: http://artyx.ru

«Ущелье тысяч водопадов» – классический пример стиля Чон Сона. На этом изображении можно наглядно увидеть игру художника с перспективой, нетипичной для искусства Кореи того времени.

Источник: http://artyx.ru
Источник: http://artyx.ru

«Каменистое плато» – одна из лучших картин, на которой можно увидеть, как художник использовал градации туши для передачи объёма, света и атмосферы. Объёмность скал передана характерными ломаными линиями, а сам пейзаж разбавлен присутствием людей на картине. Смогли их найти?

Источник: http://artyx.ru
Источник: http://artyx.ru

А если вы хотите узнать больше о корейской живописи, мы рекомендуем вам прочитать нашу статью про Жанровую живопись эпохи Чосон.

Источники:

  1. Киреева Л.И. Пейзажная живопись Чон Сона (Кёмджэ). Online-ресурс
  2. Britannica. Искусство Кореи. Online-ресурс
  3. Изабелла Майер. Искусство Кореи: изучаем как современное, так и традиционное. Online-ресурс.
  4. Чон Сон – мастер пейзажа. Online-ресурс.

Автор статьи – галерея восточного искусства ArtAsia, партнёр АНО "МДКМ"

Редактура – Джайкиева Мадия, резидент АНО "МДКМ"

Читайте также: