Искусство Кореи, особенно современное, переживает всплеск интереса не только со стороны соотечественников, но и иностранцев, увлекающихся культурой страны. Рассказываем о перфомансах и инсталляциях в корейском искусстве: где увидеть, что посмотреть и как легко понять работы.
Информационная сноска:
Инсталляция – пространственная композиция, созданная из различных материалов, которая может сопровождаться музыкой, светом или другими мультимедийными компонентами.
Перфоманс – форма искусства, в которой художник использует своё тело, действия и время как основной материал.
"Откуда корни растут?"
Корейское искусство с давних времен балансировало между западным влиянием, традиционными философскими и религиозными системами, воздействием Китая и тягой и обретению самобытности. Всё это создало уникальный формат творчества и видение национальных художников. Сейчас, когда Корея является одной из передовых стран, художники оказались перед необходимостью найти новый визуальный язык, соответствующий реальности и не потерять традиции.
Традиционные корни корейского перфоманса проявлялись в самых разных аспектах. Например, "кут" (굿) – шаманские обряды с их ритмичными танцами оказали значительное влияние на видение художников. Эти ритуалы, сочетавшие в себе театральность, телесную экспрессию и сакральное действо, стали своего рода прототипом для многих перфомансов. Другой важной концепцией, пронизывающей корейское искусство, стало понятие "хан" (한, 恨) – вид глубинной скорби и коллективной травмы, отсылающие нас к военному опыту и национальному расколу.
Со стороны инсталляции и этого термина нельзя не упомянуть «Авангардну. Группу Кореи» (AG) и Нам Джун Пайка.
Участники группы активно экспериментировали с радикальными направлениями искусства, в качестве примера советуем рассмотреть инсталляцию «Хан и травма». Чувственная серия с использованием ритуальных предметов для выражения коллективной боли после Корейской войны. Одна из работ – композиция из разбитой керамики и телевизоров, транслирующих военные хроники. Для особо заинтересованных можно почитать «The Korean Avant-Garde Movement of the 1960s–70s». Стоит упомянуть и «The More, The Better» от Нам Джун Пайка – огромная башня из 1003 мониторов, созданная для Олимпиады в Сеуле.
Основные темы и символы
Наверняка вы уже заметили, как для современных художников важно исследование коллективной национальной памяти, но о каких темах ещё стоит упомянуть?
Традиционные ценности и модернизированный мир
Яркий пример – перфомансы Кимсукья, в которых традиционный наряд ханбок переосмысляется через медиа-арт.
Политика и коллективная травма
Тема разделения Кореи на Северную и Южную. Так DMZ (демилитаризованная зона) часто фигурирует в искусстве как метафора неразрешённого конфликта. Пак Чаг Кёнг в видеоинсталляции «Night Fishing» соединяет кадры из Северной и Южной Кореи, создавая поэтический образ утраченного единства.
Тело как медиум
Корейский боди-арт радикально отличается от западного, уходя от акцента на индивидуальности и снова говоря о коллективном. Художница Кимсукья в работе «A Needle Woman» стоит неподвижно в толпе, тем самым превращая своё тело в "иглу", которая "сшивает" социальные разрывы, а также акцентирует внимание на роли женщины в корейском обществе.
Иммиграция и тоска по родине
Художники исследуют это состояние через призму личных и коллективных воспоминаний, визуализируя эмоциональное напряжение между утраченной родиной и новой реальностью. Пак И Со в инсталляции «To the People of the World...» создал чемодан с землёй из разных стран, где живут корейцы, превращая миграционный опыт в ритуальный объект.
Корейское современное искусство уникально тем, что оно не просто копирует западные тренды, а переосмысляет их через призму собственной истории, традиций и личного опыта. Если вдруг вы будете в Сеуле, обязательно загляните в Национальный музей современного искусства, вы точно впечатлитесь и влюбитесь в корейскую арт-сцену XXI века!
Источники:
- Антонова А.А. // «Культурные и национальные особенности в работах современных художников Южной Кореи» Культура и искусство - no. 1 – 2024 - pp. 31-43.
- Толстых И. Н. Этнокультурные особенности хореографического искусства корейцев. Online-ресурс
- Эвелина Хакимова. «Будущее – это сейчас». Нам Джун Пайк и видео-арт. Online-ресурс.
- Soyoung Lee. Korean Buddhist Sculpture (5th–9th Century) Online-ресурс.
Автор статьи – Дина Чмыхова, искусствовед, арт-директор галереи ArtAsia
Редактор – Даниэла Крылова, резидент АНО "МДКМ"