Найти в Дзене

Минчжун мисуль: народное искусство Кореи

Если вы были на фестивале МДКМ «Окно в Азию» и посетили лекцию «K-Art 3.0: как Корея создает искусство будущего», то точно знаете такой термин как "минчжун мисуль". Именно о нем и о том, как создавалось народное искусство Кореи мы расскажем в этой статье! О том, чтобы подробнее узнать о корейском искусстве, в особенности современном, мы можете прочитать здесь. Корейское слово "минчжун" на русский переводится как "народ", а "мисуль" – "искусство". Важно упомянуть, что в данном контексте слово "народ" имеет довольно узкое значение, художники говорят именно о представителях угнетенного класса. Если мы соединим два слова, то прочитаем "искусство для народа", и это очень четко отражает смысл направления. Основные идеи представителей "минчжун мисуль" заключались в том, чтобы создавать искусство о народе, для народа. Чаще всего в произведениях преобладает социально-политическая тема. В качестве простой аналогии мы можем смело сравнить направление с неофициальным искусством СССР. Оба несли эл
Оглавление

Если вы были на фестивале МДКМ «Окно в Азию» и посетили лекцию «K-Art 3.0: как Корея создает искусство будущего», то точно знаете такой термин как "минчжун мисуль". Именно о нем и о том, как создавалось народное искусство Кореи мы расскажем в этой статье! О том, чтобы подробнее узнать о корейском искусстве, в особенности современном, мы можете прочитать здесь.

Что такое "минчжун мисуль"?

Корейское слово "минчжун" на русский переводится как "народ", а "мисуль" – "искусство". Важно упомянуть, что в данном контексте слово "народ" имеет довольно узкое значение, художники говорят именно о представителях угнетенного класса. Если мы соединим два слова, то прочитаем "искусство для народа", и это очень четко отражает смысл направления. Основные идеи представителей "минчжун мисуль" заключались в том, чтобы создавать искусство о народе, для народа. Чаще всего в произведениях преобладает социально-политическая тема. В качестве простой аналогии мы можем смело сравнить направление с неофициальным искусством СССР. Оба несли элемент борьбы, были простыми и доступными для понимания, фокусировали внимание на политике и противопоставляли себя прогосударственным движениям в искусстве.

Источник: https://media.mutualart.com
Источник: https://media.mutualart.com

Как появилось движение?

Исторических предпосылок было множество и одной из них, пожалуй, наиболее важной стало проведение курса на ускоренную индустриализацию в 1961-1979 годах. Экономический рост Кореи и правда был впечатляющим, однако достигался за счёт подавления гражданских свобод, эксплуатации рабочих, применения репрессий и, впоследствии привел к установлению неофициальной диктатуры в стране. Пропасть между социальными слоями быстро увеличивалась, в то время как чеболи (재벌 "богатая семья") улучшали свое финансовое положение, рабочие трудились на фабриках по 12-14 часов, часто в опасных условиях и за низкую зарплату. Конечно, правительство стало главным врагом и объектом критики. Художники видели свою миссию в разоблачении "истинной сути экономического чуда" – авторитаризма и насилия. "Минчжун мисуль" было призвано:

  • показать реальные условия жизни и труда простых людей;
  • пробудить классовое сознание;
  • задокументировать и мотивировать борьбу рабочих за свои права (забастовки, протесты).

Конечно, основной посыл заключается в критике диктатуры, борьбе за демократию и права рабочих. Однако стоит упомянуть и еще одну важную тему – разделение Кореи, национальный раскол и американское влияние, которое искусство критиковало напрямую. Художники рассматривали США не как союзника, а как фактор, препятствующий независимости и воссоединению Кореи. В работах они изображали раскол как боль всего корейского народа, показывая страдания, разлученных семей и выступали за воссоединение единой страны. Оно стремилось пробудить в людях чувство общенационального, а не идеологического единства, противопоставляя официальной пропаганде образ единой Кореи.

Летом 1985 года "на мосту, откуда нет возврата" была установлена высоковольтная линия электропередачи, обозначающая границу между двумя странами. Источник: https://i.guim.co.uk
Летом 1985 года "на мосту, откуда нет возврата" была установлена высоковольтная линия электропередачи, обозначающая границу между двумя странами. Источник: https://i.guim.co.uk

Еще одной немаловажной причиной вспышки "народного искусства" была цензура и такое направление как "тансэкхва" – направление изобразительного искусства, которое активно поддерживало и продвигало государство Кореи. Художники-минчжули противостояли такому искусству, которое, по их мнению, отвлекало людей от классовой борьбы и реальной ситуации в стране, а также продвигало западные идеи.

Источник: https://spb.hse.ru
Источник: https://spb.hse.ru

Техника и художники

Мы поговорили о предпосылках и значении направления, но давайте упомянем основные техники и значимые имена "минчжун мисуль".

Главной художественной "народного искусства" выступила гравюра – и этому была объективная причина. Дело в том, что гравюру можно легко и дешево воспроизводить. Кроме этого, она имеет прямую связь с традициями народной графики, а значит еще раз подчеркивает национальную силу движения.

В рамках статьи мы сможем выделить всего несколько художников, но на кого стоит особо обратить внимание?

О Юн

Художник-мастер гравюры, чаще всего при запросе "минчжун мисуль" вы увидите именно его работы. Что вполне объяснимо – они стали символом движения и очень легко запоминаются из-за особого стиля О Юна.

Источник: https://media.mutualart.com
Источник: https://media.mutualart.com

Ким Бонджун

Художник, широко узнаваемый на международной сцене, который до сих пор активно продолжает творческую карьеру. Так в 2024 году он провел встречу в Азиатско-Тихоокеанском культурном центре в США, где рассказывал о своем творческом пути.

Источник: https://media.mutualart.com
Источник: https://media.mutualart.com

Хон Сондам

Также пользовался техникой гравюры, даже сейчас его работы очень узнаваемыми, а сюжеты сложно с кем-то спутать благодаря ярким и чувственным образам.

Источник: https://cs18.pikabu.ru
Источник: https://cs18.pikabu.ru

А трогает ли вас революционное искусство, знали ли вы об этом важном направлении?

Источники

  1. Евгений Наумов. «Искусство Южной Кореи: основные направления ХХ–XXI века. // Online-ресурс.
  2. Неизвестный автор (user10869177). «Движение минчжун мисуль в культуре и искусстве Южной Кореи⁠⁠.» // Online-ресурс.
  3. Выступление Дины Чмыховой на фестивале МДКМ «Окно в Азию» 2025 г.
  4. Хун Сук Ли // Современное искусство Южной Кореи: преодоление периферийности Обсерватория культуры. 2016;13(5):554-563.

Автор статьи – Дина Чмыхова, искусствовед, арт-директор галереи ArtAsia

Редактура – Брокер Анастасия, резидент АНО "МДКМ"

Читайте также: