Если вы были на фестивале МДКМ «Окно в Азию» и посетили лекцию «K-Art 3.0: как Корея создает искусство будущего», то точно знаете такой термин как "минчжун мисуль". Именно о нем и о том, как создавалось народное искусство Кореи мы расскажем в этой статье! О том, чтобы подробнее узнать о корейском искусстве, в особенности современном, мы можете прочитать здесь.
Что такое "минчжун мисуль"?
Корейское слово "минчжун" на русский переводится как "народ", а "мисуль" – "искусство". Важно упомянуть, что в данном контексте слово "народ" имеет довольно узкое значение, художники говорят именно о представителях угнетенного класса. Если мы соединим два слова, то прочитаем "искусство для народа", и это очень четко отражает смысл направления. Основные идеи представителей "минчжун мисуль" заключались в том, чтобы создавать искусство о народе, для народа. Чаще всего в произведениях преобладает социально-политическая тема. В качестве простой аналогии мы можем смело сравнить направление с неофициальным искусством СССР. Оба несли элемент борьбы, были простыми и доступными для понимания, фокусировали внимание на политике и противопоставляли себя прогосударственным движениям в искусстве.
Как появилось движение?
Исторических предпосылок было множество и одной из них, пожалуй, наиболее важной стало проведение курса на ускоренную индустриализацию в 1961-1979 годах. Экономический рост Кореи и правда был впечатляющим, однако достигался за счёт подавления гражданских свобод, эксплуатации рабочих, применения репрессий и, впоследствии привел к установлению неофициальной диктатуры в стране. Пропасть между социальными слоями быстро увеличивалась, в то время как чеболи (재벌 "богатая семья") улучшали свое финансовое положение, рабочие трудились на фабриках по 12-14 часов, часто в опасных условиях и за низкую зарплату. Конечно, правительство стало главным врагом и объектом критики. Художники видели свою миссию в разоблачении "истинной сути экономического чуда" – авторитаризма и насилия. "Минчжун мисуль" было призвано:
- показать реальные условия жизни и труда простых людей;
- пробудить классовое сознание;
- задокументировать и мотивировать борьбу рабочих за свои права (забастовки, протесты).
Конечно, основной посыл заключается в критике диктатуры, борьбе за демократию и права рабочих. Однако стоит упомянуть и еще одну важную тему – разделение Кореи, национальный раскол и американское влияние, которое искусство критиковало напрямую. Художники рассматривали США не как союзника, а как фактор, препятствующий независимости и воссоединению Кореи. В работах они изображали раскол как боль всего корейского народа, показывая страдания, разлученных семей и выступали за воссоединение единой страны. Оно стремилось пробудить в людях чувство общенационального, а не идеологического единства, противопоставляя официальной пропаганде образ единой Кореи.
Еще одной немаловажной причиной вспышки "народного искусства" была цензура и такое направление как "тансэкхва" – направление изобразительного искусства, которое активно поддерживало и продвигало государство Кореи. Художники-минчжули противостояли такому искусству, которое, по их мнению, отвлекало людей от классовой борьбы и реальной ситуации в стране, а также продвигало западные идеи.
Техника и художники
Мы поговорили о предпосылках и значении направления, но давайте упомянем основные техники и значимые имена "минчжун мисуль".
Главной художественной "народного искусства" выступила гравюра – и этому была объективная причина. Дело в том, что гравюру можно легко и дешево воспроизводить. Кроме этого, она имеет прямую связь с традициями народной графики, а значит еще раз подчеркивает национальную силу движения.
В рамках статьи мы сможем выделить всего несколько художников, но на кого стоит особо обратить внимание?
О Юн
Художник-мастер гравюры, чаще всего при запросе "минчжун мисуль" вы увидите именно его работы. Что вполне объяснимо – они стали символом движения и очень легко запоминаются из-за особого стиля О Юна.
Ким Бонджун
Художник, широко узнаваемый на международной сцене, который до сих пор активно продолжает творческую карьеру. Так в 2024 году он провел встречу в Азиатско-Тихоокеанском культурном центре в США, где рассказывал о своем творческом пути.
Хон Сондам
Также пользовался техникой гравюры, даже сейчас его работы очень узнаваемыми, а сюжеты сложно с кем-то спутать благодаря ярким и чувственным образам.
А трогает ли вас революционное искусство, знали ли вы об этом важном направлении?
Источники
- Евгений Наумов. «Искусство Южной Кореи: основные направления ХХ–XXI века. // Online-ресурс.
- Неизвестный автор (user10869177). «Движение минчжун мисуль в культуре и искусстве Южной Кореи.» // Online-ресурс.
- Выступление Дины Чмыховой на фестивале МДКМ «Окно в Азию» 2025 г.
- Хун Сук Ли // Современное искусство Южной Кореи: преодоление периферийности Обсерватория культуры. 2016;13(5):554-563.
Автор статьи – Дина Чмыхова, искусствовед, арт-директор галереи ArtAsia
Редактура – Брокер Анастасия, резидент АНО "МДКМ"