Найти в Дзене
Военно-технический сундук

Небоевые потери люфтваффе и ВВС РККА – цифры одинаковые, а причины разные

Известно, что причины небоевых потерь советских ВВС и люфтваффе во время Великой Отечественной войны в процентном отношении были одинаковые, а вот если сравнить причины этих потерь, то они будут кардинально разными. В германских небоевых потерях были, по большому счету и прежде всего, виноваты авиаконструкторы, а в ВВС РККА – нехватка опытных пилотов и технического состава. Считается, что небоевые потери авиации во Второй Мировой войне в любой армии мира были одинаковыми, и составляли около половины парка авиатехники. Прежде всего это касалось люфтваффе и ВВС РККА, как наиболее близких нашим историкам тем. Но эта тема кроме статистики содержит очень мало конкретных сведений, потому и воспринимаются эти цифры как сами собой разумеющиеся. Но если разобраться в этой теме, то оказывается, что несмотря на одинаковые показатели небоевых потерь в цифрах, причины этих потерь оказываются совершенно разные, причем настолько разные, что как бы противоположные. Так, советские самолеты, в основном

Известно, что причины небоевых потерь советских ВВС и люфтваффе во время Великой Отечественной войны в процентном отношении были одинаковые, а вот если сравнить причины этих потерь, то они будут кардинально разными. В германских небоевых потерях были, по большому счету и прежде всего, виноваты авиаконструкторы, а в ВВС РККА – нехватка опытных пилотов и технического состава.

Мессершмитт Bf 109E после аварийной посадки, СССР, 1941 г.
Мессершмитт Bf 109E после аварийной посадки, СССР, 1941 г.

Считается, что небоевые потери авиации во Второй Мировой войне в любой армии мира были одинаковыми, и составляли около половины парка авиатехники. Прежде всего это касалось люфтваффе и ВВС РККА, как наиболее близких нашим историкам тем. Но эта тема кроме статистики содержит очень мало конкретных сведений, потому и воспринимаются эти цифры как сами собой разумеющиеся.

Но если разобраться в этой теме, то оказывается, что несмотря на одинаковые показатели небоевых потерь в цифрах, причины этих потерь оказываются совершенно разные, причем настолько разные, что как бы противоположные.

Так, советские самолеты, в основном истребители, были очень простыми, и сконструированы они были так, чтобы их можно было использовать в любых условиях. А раз самолеты были простыми, то их могли быстро осваивать даже относительно малоопытные пилоты.

Немецкая же техника была хоть и эффективнее, чем советская, но оказалась гораздо более сложной. Правда, немецкие пилоты в основном были опытными, особенно в начале войны, но и они не могли избежать катастрофических ситуаций в небоевых условиях. Правда, серьезных аварий с потерей пилотов в люфтваффе на Восточном фронте было не так много, как в ВВС РККА, но самолеты выходили из строя очень часто, причем поломки были фатальными для машин, и в большинстве случаев их починить в полевых условиях было нереально – приходилось отправлять в ближайшие мастерские, а то и на заводы в Третьих рейх.

Основные поломки немецких самолетов случались из-за сложности их конструкции и механизмов, которая, с одной стороны, облегчает пилотам боевую работу, но с другой эта сложность являлась причиной «нештатных ситуаций». У «мессершмиттов» при взлете и посадке ломались шасси, не приспособленные для полевых аэродромов, особенно русских, и особенно в зимний период, у «фокке-вульфов» отказывала автоматика, при перегрузках, причем тоже во время взлета и посадки, у «юнкерсов» глохли двигатели прямо в полете, и так далее и тому подобное. И при этом если самолет не разбивался бесповоротно, то часто замена агрегатов была под вопросом, особенно под конец войны.

У наших машин если и случались поломки, то, во-первых, не из-за сложности конструкции и агрегатов, а из-за неопытности или халатности пилотов и техников. Авиатехники на наших заводах производилось в разы больше, чем немецкой в Германии, соответственно, нужно было больше летчиков и технических специалистов, а их у нас как раз и не хватало. Если посмотреть на статистику летных происшествий, то их виновниками были исключительно новички.

Также было очень много случаев халатной работы авиатехников, готовивших самолеты к вылетам, причем не только от неопытности, но и из-за недобросовестного отношения к своим обязанностям. В такой обстановке легко можно было перепутать детали или забыть проверить качество сделанной работы. Так что многие катастрофы случались именно из-за халатности обслуживающего персонала. Были случаи, когда техники забывали инструменты внутри отрегулированного двигателя, а это уже вообще такая безответственность, какую трудно было представить в немецких частях. Это как раз тот случай, когда можно было говорить о разности менталитетов двух народов.

Таким образом можно увидеть, что небоевые потери в люфтваффе скорее были предопределены недоработками конструкторов, которые добивались прежде всего удобства пилотов в бою, но совершенно не думали об условиях, в которых будет эксплуатироваться их техника. Так, много германских асов погибло не в бою, а при отказе какого-либо слишком сложного механизма самолета, попавшего в непредвиденные условия, на которые этот механизм не были рассчитан.

Наши небоевые потери были обусловлены неопытностью летчиков или халатностью обслуживающего персонала, потому что наши конструкторы никогда ничего не усложняли – они прекрасно понимали, в каких условиях будут эксплуатироваться созданные ими самолеты. Между прочим, они рассчитывали их и под новичков, причем в первую очередь, только вот они не предполагали, что у нас новичков будет так много, ведь большинство опытных пилотов погибли в первый год войны, когда они пытались на устаревшей технике сражаться с технически превосходившим их противником.

В этой ситуации остается удивляться, почему при таких разных причинах небоевых потерь процент этот потерь у обеих сторон был практически одинаковым. Но это уже тема для другого исследования, в котором следует также рассмотреть потери авиации и наших союзников, и союзников Гитлера.

А я на этом заканчиваю, думаю, что продолжение сумею написать в самое ближайшее время.

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:

В 1938 году британцы изобрели «составной самолет» и объявили об этом на весь мир, а в СССР эти системы существовали еще за 7 лет до этого

Деревянные реактивные истребители-перехватчики Гитлера. Зачем немцы под конец войны стали делать свои собственные «рус-фанеры»?

Как советский колхозник Ф. Головатый купил для летчика Б. Ерёмина два истребителя «Як» за 200 тысяч рублей в 1942-м и 1944-м

Американская технология 50-х годов «реактивное крыло» - такая секретная, или просто так же секретно заброшенная?