Когда-то немцы вовсю хохотали над советскими деревянными боевыми самолетами, но когда к концу войны их самих припекло, и они подумали тоже строить свои собственные «рус-фанеры», то у них ничего не получилось. Немецкая промышленность начисто утратила навыки деревянного самолетостроения, а начинать все заново у гитлеровских авиаконструкторов просто не осталось времени.
Сегодня очень многие «любители авиации» смеются над советскими деревянными самолетами, которые авиастроительная промышленность СССР во время Великой Отечественной войны производила в больших количествах. Такие самолеты презрительно называются «рус-фанер», и почему-то было очень странно, как это они могли воевать и даже побеждать своих германских цельнометаллических противников.
Но почему-то никто из этих «историков» не хочет знать, что и в других странах во время Второй Мировой войны строили деревянные боевые самолеты. Как яркий пример такого деревянного самолета был английский истребитель-бомбардировщик «Москито», выпускавшийся англичанами с 1940 года в больших количествах – всего почти 7800 машин. И этот самолет во время войны прекрасно себя зарекомендовал, хотя почти целиком был деревянным - у него металлическими были только двигатели, мотогондолы, стойки шасси и некоторые элементы управления.
Однако не только в СССР и Великобритании строили деревянные боевые самолеты. Тем же немцам, которые ранее насмехались над такими образцами «рус-фанеров» как По-2, ЛаГГ-3 и Ла-5, в ходе войны пришлось все-таки задуматься о том, чтобы тоже строить деревянные самолеты, причем не только какие-то планеры или учебные машины, а боевые истребители-перехватчики, причем даже реактивные.
Проблема для немцев была в том, что со второй половины войны им не хватало легкосплавных металлов, в частности – алюминия, без которого прогрессивное авиастроение было невозможно. Ну вот, нет, алюминия, а самолеты строить надо. И что делать?
Все правильно – немцам пришлось делать деревянные самолеты. Но у немцев не было «деревянной» школы, какая была у советских авиаконструкторов, да и у тех же англичан. Создание деревянных конструкций для самолетов требовало очень высокой квалификации, например, только для проведения работ по склеиванию деревянных элементов нужно было строжайшее соблюдение требований по температуре, влажности и запылённости в цеху. У немцев таких специалистов по дереву и работе с деревянными конструкциями не было – слишком уж они за долгие годы процветания увлеклись работой с металлами.
Но нужда прижала, и немцы принялись за разработку именно деревянных самолетов – им требовался точно такой же самолет, как английский «Москито». И вот в 1942 года Курт Танк, автор нескольких удачных самолетов для люфтваффе (FW-200 «Кондор», разведчик FW-189, истребитель-бомбардировщик FW-190 и др.) принялся за разработку именно деревянного истребителя.
И таким истребителем стал Ta-154, доля древесины в конструкции которого составляла почти 60%. Это был прямой конкурент уже существовавшему цельнометаллическому перехватчику люфтваффе He-219, однако немцы так и не сумели освоить цельнодеревянное производство самолетов. Поступавшие в боевые части Та-154 часто выходили из строя из-за дефектов в деревянных элементах конструкции, и к 1945 году выпуск этого самолета был остановлен на 50 экземплярах.
Также известен цельнодеревянный реактивный перехватчик He-162 «Саламандра», построенный с конца 1944 по май 1945-го в количестве более 300 экземпляров, и на который у Гитлера и Геринга были большие надежды. Весь самолет, кроме двигателя, киля и рулей, был выполнен из дерева. И хотя конструкция была принципиально легкой в производстве, тем не менее, немцы и с этим делом не справились, и деревянные «Саламандры» в бой, за исключением редких случаев, вступить так и не успели.
Еще одним деревянным самолетом, испытывавшимся в 1944 году, была немецкая «бесхвостка» (или «летающая тарелка») Sack AS-6. Вообще-то это была частная разработка авиамоделиста Артура Зака, но одобренная еще в 1941-м одним из руководителей люфтваффе Эрнстом Удетом. В конце войны эта «летающая тарелка» проходила испытания на аэродроме Брандис возле Лейпцига, и была надежда наладить массовый выпуск этого дешевого деревянного самолета и использовать его в качестве фронтового разведчика и корректировщика, невидимого на радарах и способного проскальзывать между аэростатами заграждения.
Одна пока Sack AS-6 доводили до ума, война закончилась, и от этого интересного самолета осталась только куча обломков после очередной бомбардировки аэродрома.
Вот так немцам и не удалось развить свою «фанерную» авиацию, хотя они в ней очень нуждались. И нечего им было смеяться над «рус-фанерами», а надо было еще до начала войны попросить разрешения у Сталина воспользоваться опытом советских «деревянных» авиастроителей, чтобы, когда придет время, не начинать все сначала.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ: