В 1941-1945 годах советским населением на нужды Красной Армии и Флота были собраны средства на сумму более чем 35 миллиардов рублей. Кто-то станет рассказывать, что население просто было ограблено на эту сумму руководством СССР, но есть факты, которые не позволяют так думать даже близко.
Предлагаемая мной ниже публикация из советского журнала кому-то может показаться очень спорной, и даже лживой. Ясно, что советская пропаганда была часто не совсем объективной, а то и вовсе не объективной, но вот лживой она не была – это точно. И особенно это касается того момента, когда во время Великой Отечественной войны граждане СССР собирали средства на военную технику и снаряжение, выделяя их из личного заработка.
Так, имеется такой факт, что за время войны от граждан СССР в Фонд обороны и Фонд Красной Армии поступило свыше 17 миллиардов рублей наличными, 13 кг платины, 131 кг золота, 9519 кг серебра, на 1,7 миллиардов рублей драгоценностей, свыше 4,5 миллиардов рублей облигаций госзаймов – всего на 35 миллиардов рублей. На эти добровольные пожертвования населения было построено более 2,5 тысяч боевых самолётов, несколько тысяч танков, 8 подводных лодок и 16 различных военных катеров.
Да, кого-то сильно смущает определение «добровольно». Ну да, в Советском Союзе, да еще при Сталине, да еще во время войны никакой гражданин в ясном уме и твердой памяти добровольно сдавать деньги никуда не мог, а расставался с ними только под насильственным нажимом властей.
Похоже на правду, только вот тут есть два вопроса.
Первый – откуда же тогда брались сотни тысяч добровольцев, которые сами рвались на фронт, а не «по призыву»? Ведь отдать на фронте жизнь – это не расстаться с деньгами. Но шли на фронт добровольно и добровольно расставались с жизнью. А ведь жизнь – дороже денег.
Второй вопрос – почему же тогда ограбленные таким образом граждане СССР не вымерли от голода и холода, а гнали на фронт технику и снаряжение довольно высокого качества, не меньше, чем качество вермахта, которое советское качество в итоге сокрушило?
Ну да, мне начнут закидывать, что Красная Армия взяла не качеством, а количеством, но тут надо понимать, что количество – это во время войны тоже качество. И это количественное качество в итоге и сломило вермахт. А кто это количественное качество обеспечил? Как раз тот народ, который якобы был ограблен советскими властями на 35 миллиардов рублей.
Может, кто не понимает, но правительство не могло грабить свой народ во время войны по весьма очевидной причине. В 1941-1945 годах практически всё население СССР трудилось на оборону. И чтобы этот труд был качественным, этому народу нужно было доплачивать, а не отнимать у него последние деньги. В противном случае получилось бы как в Японии в последние годы войны – японские рабочие постоянно голодали, и качество изготавливаемой ими техники падало всё больше и больше, что очень сильно помогло американцам на фронтах. Например, начиная с 1944 года более половины японских самолетов ломались буквально в первом же боевом вылете и погибало почем зря.
А вот советские самолеты не ломались даже в самый разгар войны. Нет, были, конечно, случаи выявления невысокого качества поставленной на фронт техники, но это далеко не 50%, как у японцев. А это говорит о том, что те, кто строил эту технику для Красной Армии и Флота, совсем не голодали и не умирали от холода. Платили нашим рабочим прилично для того, чтобы они выпускали именно качественную технику, а не какой-то хлам за копейки.
Так вот что я хочу сказать. Систему «принудительно-добровольного» сбора денег на технику и снаряжение для населения в годы войны можно подразделить на две категории.
Первая – это сбор средств среди рабочих.
Вторая – это сбор средств среди колхозников и артельщиков (в принципе, советские колхозники были теми же самими артельщиками).
В обоих случаях, конечно же, наблюдался и принудительный сбор, но это было не в интересах советской пропаганды, потому чиновники пользовались им в исключительных случаях, и то только тогда, когда факт принуждения не грозил им наказанием.
Если говорить о рабочих, то тут вообще никакого принуждения быть не могло, потому что ограбление рабочего напрямую снижало его производительность. А преднамеренное снижение производительности рабочего оборонного предприятия каралось в те суровые годы уголовно. Поэтому основную массу собранных с того предприятия средств составляли пожертвования функционеров, имевших высокие зарплаты, и потеря их части на их работоспособности не сказывалась никак.
Да и самим функционерам было невыгодно принудительно собирать деньги с рабочих из-за возможного снижения качества продукции, а в этом случае под топор шли не рабочие, а именно руководители, особенно если всплывал факт принудительного лишения рабочего части средств, пусть даже и на пользу фронту. На пользу фронту рабочий должен был хорошо работать, а не отдавать часть зарплаты, и это было правило.
Поэтому если рабочие и собирали деньги в Фонд Обороны, то исключительно добровольно, и исключительно в тех случаях, когда снижение дохода не влияло на их работоспособность. Сталин хоть и был тираном, но он прекрасно разбирался в экономике и в механизмах, ее двигавших. Никаких перекосов в экономике он не допускал, а кто эти перекосы создавал – долго не жил, всего пару-тройку дней.
Другое дело – колхозники и сельские частники. Не все колхозы при Сталине были нищими, вернее – нищих просто не было. Если колхоз погружался в нищету, с его руководством расправлялись жестоко – не оправдал доверия партии, а, значит – враг народа. Колхозами занимались тогда плотно и делали всё, чтобы ни один из них не висел на бюджете государства. И эта политика привела к тому, что даже во время войны было множество колхозов-«миллионеров». А если колхоз – «миллионер», то, значит, в его кассе всегда водились хорошие деньги, составленные из прибылей.
Ну, итог закономерен. Возможно, какие-то советские функционеры и требовали такие колхозы отправлять деньги в Фонд Обороны принудительно, но таких случаев было мало, учитывая общую сумму в 35 миллиардов рублей, собранных за четыре года. Да, 35 миллиардов – сумма огромная, но я думаю, что если бы были принуждены платить в Фонд Обороны ВСЕ колхозы СССР, то она исчислялась бы многими триллионами.
Так что вполне очевиден факт – жертвовали только те хозяйства, которые могли, потому что не забываем о том, что для того, чтобы вести нормальную хозяйственную деятельность, любому колхозу нудно было постоянное пополнение средствами производства, в первую очередь техникой. А ведь даже при Сталине техника колхозам не выдавалась бесплатно, колхозы платили за нее из прибылей. А при такой системе, особенно во время войны, далеко не все колхозы-«миллионеры» могли отчислять заметные деньги в Фонд Обороны.
Вот тут и всплывают частники, которые тоже жертвовали средства, но уже неважно – добровольно, или принудительно. Раз у какого-то частника за год набиралось 100-200-300 тысяч рублей при средних заводских зарплатах во время войны в 600-1000 рублей в месяц, то вряд ли ему удалось бы отвертеться от пожертвований на оборону. К тому же многие зажиточные селяне прекрасно понимали практическую пользу таких пожертвований лично для себя. К примеру, известный саратовский жертвователь Ферапонт Головатый, отдавший в 1942 году в Фонд Обороны 100 тысяч рублей на истребитель Як-1 на претензии своей семьи ответил примерно так: «Если немцы возьмут Сталинград, то нам всем настанет кирдык. Так что жертвовать – надо!».
Кстати, про этого самого Ферапонта Головатого (или Головатова, по некоторым источникам, в том числе и по автографу на самолете Еремина). Многие, услышавшие эту историю, удивляются – как это обычный селянин мог просто так взять и купить самолет? Причем они не ставят под сомнение, что у него могли быть такие огромные деньги вполне законно – у очень многих тогдашних советских селян были такие деньги, особенно у пчеловодов. Но они не могут понять, как это обычный человек пришел на авиационный завод с мешком денег заказать самолет и потребовать, чтобы его выдали конкретному летчику.
Ну, а что тут странного? Деньги были зачислены в государственный банк на счет завода, а завод, согласно пожеланиям жертвователя, выделил новый истребитель и отправил его на фронт в требуемую часть, а конкретно – оставшемуся в тот момент «безлошадным» земляку Головатого – летчику-истребителю Б. Н. Ерёмину.
Возникает вопрос – а если бы, например, Головатый не «выкупил» этот экземпляр для Еремина, то куда бы этот самолет делся? Что, Еремин так и остался бы «безлошадным»?
Нет, конечно, «безлошадным» Еремин не остался бы, но тут вопрос не в самолете, а в деньгах. Ведь себестоимость военного продукта (как и вообще любого) состоит не только в стоимости материалов, а еще в зарплате рабочим и стоимости инструментов, необходимых для его изготовления. 100 тысяч рублей, уплаченных Ереминым, составляют месячную зарплату как минимум 1000 рабочих, руководство могло увеличить специалистам премии или организовать помощь наиболее нуждающимся их семьям.
Также на эти деньги завод мог закупить более новые средства производства взамен изношенных, обновить оснастку, расширить производственные мощности – ведь в те трудные времена государство не могло обеспечить даже оборонные предприятия в полном объеме, и многие резервы руководство должно было изыскивать самостоятельно.
«Купленный» Головатым истребитель Як-1 все равно ушел бы на фронт, но у завода появилось «лишних» 100 тысяч рублей, которые могли улучшить условия труда рабочих и жизни их семей. Следовательно – улучшалось и качество продукта, а также сокращалось время на его изготовление.
Кстати, Ферапонт Головатый впоследствии прикупил для Еремина еще один самолет, когда его Як-1 слишком уж износился и потребовал замены. Произошло это в 1944 году, и на этот раз это был новейший Як-3. Интересно, что, проведя за два с половиной года на обоих самолетах Головатого более 50 воздушных боев, почти 100 штурмовок наземных целей и более 100 разведывательных заданий, Б. Еремин не разу не был сбит. Первый его «головатовский» Як-1 сегодня хранится в Саратовском краеведческом музее, а второй – Як-3, долго экспонировался в Москве, затем был продан в США, красовался там в авиационном музее, а потом был выкуплен каким-то местным миллионером. Ходят слухи, что недавно он был возвращен в Россию, но точных сведений об этом у меня нет.
Ну ладно, другое дело, если бы Головатый был один такой. Но только в одном 1943-м крестьяне только нескольких деревень Саратовской области собрали для фронта более 1 миллиона рублей, а всего за годы войны передали нашим летчикам 100 боевых самолетов и несколько десятков танков.
Но кроме Саратовской области была и куча других областей и республик, где крестьяне-«миллионеры» собрали для фронта деньги. Интересно, что даже из далекой Монголии в Фонд Обороны СССР приходили пожертвованные средства на боевую технику. У меня есть список таких жертвователей, но я его весь представлять не буду, а только самое начало:
Колхозник И. П. Ботин (Чкаловская область) сдал в Фонд обороны 120 тысяч рублей.
Амир Кара-оглы Сулейманов (Азербайджан) - 250 тысяч.
Кулам Баймагамбетов (Казахстан) - 325 тысяч.
Оразбай Букенбаев (Казахстан) - 300 тысяч рублей.
Председатель Кольцовского колхоза Вурнарского района А. Васянин внес на строительство танковой колонны «Колхозник Чувашии» 100 тыс. руб.
Председатель колхоза «Марс» Яльчикского района А. Гаязов на строительство танковой колонны «Колхозник Чувашии» внес 105 тыс. руб. и 36 пудов хлеба.
63-летний колхозник колхоза «Красная степь» Порецкого района Д. Пугачев внес 110 тыс. руб.
Колхозник колхоза «Маяк» Батыревского района Г. Латфуллин, - 50 тысяч.
Пчеловод колхоза им. Мичурина Комсомольского района А. Беляев – 50 тысяч.
Председатель колхоза «Трактор» Порецкого района Н. Кошечкин - 50 тыс. руб.
Председатель колхоза «Красный пахарь» Порецкого района М. Дубровин внес 100 тыс. руб. на строительство самолета для своего сына Степана Дубровина.
Колхозница колхоза им. М. Горького Порецкого района М. Ширманова внесла на постройку танка 50 тыс. руб. и передала танк сыну-танкисту А. Ширманову.
Ну, и так далее, и тому подобное, в списке тысячи фамилий, причем только колхозников и сельских артельщиков. Ясно, что в каких-то случаях деньги вносились под давлением местных властей, но тут вырисовывается другой момент – ведь были же у советских людей такие огромные деньги!
Откуда???
Откуда у нищего советского населения такое гигантское бабло, на которое обычный индивидуум мог купить себе (условно – себе) самолет, танк или боевой корабль? При сталинской тирании?
Видать, не всё так просто было при Сталине в СССР, раз население в частном порядке ворочало такими огромными деньгами совершенно законно. А раз всплывают такие факты, то в них надо разбираться, а не орать, что СССР был страной рабов. А кто это орет – тот или тролль, или просто не умеет шевелить извилиной.
Ну ладно, слишком я тут расписался, а теперь представляю тот очерк, который обещал. Не ругайте меня за то, что в этой статье постоянно упоминается Коммунистическая партия и ее руководящая роль, но я не могу из текста что-то вырезать. Читайте как есть, а выводы делайте правильные.
Журнал «Авиация и космонавтика», 1987 г., №3
ГОДЫ. ЛЮДИ. ПОДВИГИ
Подполковник В. Черепанов
ДЕЛО ВСЕГО НАРОДА
В этом году исполняется 45 лет с начала массового патриотического движения советского народа по сбору денежных средств на строительство самолетов для Красной Армии. Верные своему гражданскому долгу, советские люди за годы войны внесли в фонд авиапромышленности более 2,5 млрд. рублей, на которые были построены боевые крылатые машины, и тем самым оказали большую помощь Советскому государству своей армии, сражавшейся с врагом.
Однако буржуазные историки и советологи в настоящее время прилагают немало усилий, чтобы превратно истолковать сущность и содержание советского патриотизма, его роль в достижении победы над фашизмом, говорят о каком-то абстрактном чувстве, которое будто бы дано народу свыше и не зависит от социально-политических условий жизни. Например, американский генерал Бредли в своих «трудах» старается представить героизм советских людей в военные годы, в том числе и трудовой героизм в тылу, бескорыстную помощь фронту, либо как производное стихийных и неосознанных действий, либо как результат «административного нажима» власти. А западногерманский историк Дамс умышленно пытается разъединить патриотические чувства и идейную убежденность наших людей. Признавая их любовь к Родине, он отрицает их преданность социалистическому Отечеству.
Цель подобных фальсификаций ясна - путем игнорирования и откровенной подтасовки достоверных исторических фактов заставить своих слушателей, читателей усомниться в сущности и реальности патриотических движений граждан СССР. Но все эти по пытки тщетны. Движения трудящихся Страны Советов, широко развернувшиеся в годы Великой Отечественной войны, их огромная действенность убедительно продемонстрировали всему миру силу и идейную направленность советского патриотизма, раскрыл облик советского человека гражданина, патриота, воспитанного Коммунистической партией, социалистическим обществом.
Сегодня, спустя 45 лет, представляется весьма полезным и интересным проследить хотя бы кратко события тех дней, когда наша страна жила одной мыслью, единым стремлением - все для фронта, все для победы!
Первые почины и инициативы советских людей по организации сбора денежных средств на строительство боевых самолетов для Красной Армии возникли с самого начала Великой Отечественной войны. Застрельщиком выступил рабочий класс страны. Уже в июле 1941 года к отчислению от своего заработка в фонд авиастроительства приступили рабочие столичного автозавода.
В августе в эту патриотическую кампанию активно включились рабочие коллективы Воронежа и Перми, a затем И других городов. Боевые самолеты, построенные на средства, собранные трудящимися в первые месяцы войны, обычно имели на фюзеляжах надпись «Смерть фашистским оккупантам!».
Эстафету рабочего класса приняла учащаяся молодежь. В сентябре - ноябре 1941 года комсомольские организации Челябинской, Омской, Новосибирской областей, Хабаровского края перечислили деньги, заработанные на субботниках и воскресниках, на строительство первых в стране комсомольских эскадрилий. В то же время значительные денежные средства стали поступать от различных общественных организаций. В целом до декабря 1942 года, в самый тяжелый период войны, было собрано и передано на постройку боевых самолетов, в которых фронт испытывал острую необходимость, около 160 млн. рублей.
С декабря 1942 года движение за сбор средств на строительство самолетов получило еще более широкий размах, стало всенародным, массовым, в него активно включилось колхозное крестьянство. В решающий момент битвы под Сталинградом, где решалась судьба социалистического Отечества, с замечательным почином выступили колхозники артели «Сигнал революции» Ворошиловского района Саратовской области. В канун 25-й годовщины Великого Октября они приобрели на собранные деньги и передали Герою Советского Союза летчику В. Шишкину боевой истребитель Як-1 №34104.
Эту инициативу поддержали районный и областной комитеты партии. Пленум Саратовского обкома ВКП(б) в своей резолюции записал:
«Пленум обкома партии горячо одобряет благородный почин колхозников колхоза «Сигнал революции» Ворошиловского района, построивших на свои средства боевой самолет для Сталинградского фронта, и рекомендует всем партийным организациям широко распространить почин на все колхозы области. Дело чести каждого сельского райони построить для фронта новые звенья эскадрильи боевых самолетов».
Труженики села ответили на призыв партии. Уже к середине декабря того же года по Саратовской области в фонд авиастроительства было собрано более 48 млн. рублей.
Саратовские и тамбовские колхозник были первыми, кому Верховный Главнокомандующий И. В. Сталин в телеграмме выразил благодарность от имени Красной Армии. Их почин подхватили трудящиеся всех республик, краев, областей страны.
В январе 1943 года москвичи приступили к массовому сбору средств для авиасоединения «Москва» и эскадрильи «Красный пролетарий». В блокадном Ленинграде население вносило деньги и ценности на авиасоединение «Ленинград». Куйбышевцы активно собирали средства на создание эскадрилий «За Родину» и «Валериан Куйбышев».
Самое деятельное участие в этом движении приняли профсоюзные, комсомольские, осоавиахимовские и другие организации, а также творческая интеллигенция, жены фронтовиков, инвалиды войны. С заводских аэродромов на фронт взяли курс боевые эскадрильи «Уральский рабочий», «Горьковский комсомолец», «Советский артист», «Боевые подруги - фронту», «Советская Белоруссия» и другие.
В 1943 году по инициативе политорганов и партийных организаций частей среди воинов армии и флота, и прежде всего личного состава ВВС, развернулось массовое движение за сбор средств на строительство боевых самолетов. Например, авиаторы 8-й воздушной армии в короткий срок собрали 3,1 млн. рублей для эскадрильи «Защитник Сталинграда», летчики и техники 17-й воздушной армии передали 3,2 млн. рублей на создание эскадрильи «Сталинградец». Всего за 1943 год советские патриоты передали в фонд авиастроительства около 1,8 млрд. рублей.
Поддерживаемое и направляемое партийными организациями патриотическое движение советских людей активно продолжалось и в 1944 году - году решающих побед Красной Армии. В этот период с особым чувством ненависти к врагу вносило личные сбережения на строительство боевой техники население районов, освобожденных от вражеской оккупации. На эти средства были построены эскадрильи «Киев», «Освобожденный Донбасс», «Полесский партизан» и другие.
В общей сложности в годы Великой Отечественной войны советские люди передали на строительство боевых самолетов более 2250 млн. рублей. Кроме того, около 600 млн. рублей было собрано на постройку санитарных, связных и транспортных самолетов. На эти народные средства авиазаводы страны выпустили свыше 2500 боевых крылатых машин и несколько сотен санитарных, связных и транспортных.
Почетно и вместе с тем ответственно было летать на подаренных самолетах, построенных на народные средства. Например, летчик П. Вострухин, воевавший на истребителе «Балашовский колхозник», в годы войны говорил: «Надпись на фюзеляже каждый раз напоминает о моей обязанности: бить врага без пощады!».
Славные победы, одержанные И. Кожедубом, А. Алелюхиным, П. Покрышевым, А. Горовцом, Д. Зайцевым, В. Шишкиным, Б. Ереминым и многими другими летчиками, летавшими на подаренных самолетах, стали достойным ответом авиаторов трудящимся СССР на их заботу о Военно-Воздушных Силах. Сражаясь на именных машинах, советские летчики уничтожили более 20 тысяч самолетов, много другой боевой техники и живой силы врага.
Говоря о развитии движения советских патриотов по укреплению материально-технической базы ВВС, нельзя не вспомнить о том, что за сухими цифрами и суммами собранных денежных средств стояли конкретные люди, которые в трудных условиях военного времени отдавали свои сбережения на создание боевой авиационной техники. Одним из первых, например, 100 тыс. рублей внес на строительство вооружения для фронта писатель М. Шолохов. А вскоре страна узнала и имена других патриотов. Колхозник сельхозартели «Стахановец» Новопокровского района Саратовской области Ф. Головатый в декабре 1942 года внес 100 тыс. рублей из личных сбережений на строительство боевого самолета, показав пример высокой сознательности и беспредельной преданности Родине. В том же месяце на митинге, состоявшемся на Саратовском авиационном заводе, Головатый передал новый Як-1 №08110 своему земляку, одному из лучших летчиков Сталинградского фронта командиру 31-го гвардейского истребительного авиационного полка орденоносцу гвардии майору Б. Еремину и дал ему наказ: «Бей крепко, сынок, фашистских гадов. За землю нашу, за советских людей, за кровь и слезы народа. Передай на фронте: все отдадим для победы».
Майор Еремин заверил Ферапонта Петровича и всех присутствовавших, что не подведет, доверие оправдает.
Боевой летчик выполнил наказ. Он бесстрашно громил врага под Сталинградом, на Дону, в Крыму.
B 1944 году у крылатой машины выработался ресурс. Узнав об этом, Ф. Головатый обратился с письмом к Верховному Главнокомандующему, прося разрешить ему купить для Красной Армии еще один истребитель новейшей конструкции и вновь передать его летчику Еремину. Его желание было удовлетворено. На втором именном истребителе Як-3Б. Еремин воевал до конца войны.
Всего по стране, по данным центральной печати, только за 1943 год 103 советских патриота сдали в фонд авиастроительства суммы, превышавшие 100 тыс. рублей. Это был своеобразный ответ на письмо шотландского врача из Эдинбурга, присланное Ф. Головатому. В нем в категорической форме высказывалось сомнение в том, что у саратовского крестьянина могут быть последователи.
Среди патриотов-«стотысячников» были представители многих наций и народностей нашей страны. Это и русская колхозница А. Селиванова, сдавшая за годы войны в общей сложности 300 тыс. рублей на постройку трех боевых истребителей, и колхозник из Грузии Г. Башарули, внесший 150 тыс., и узбек К. Шахназаров, передавший 270 тыс., и казах К. Баймагамбетов, сдавший в фонд авиастроительства 325 тыс. рублей, и многие другие.
На личные средства трудящихся СССР за годы войны были построены и переданы фронту многие десятки тысяч единиц грозной боевой техники, в том числе самолеты. Это была поистине величайшая помощь родной армии, вступившей в смертельную борьбу с агрессором.
Таким образом, Великая Отечественная война подтвердила готовность советского народа сделать все возможное для защиты великих социалистических завоеваний, для спасения своей свободы и независимости. Она подтвердила слова В. И. Ленина: если на нашу страну обрушится нашествие, мы «встретим врага, как один человек». И как бы ни старались буржуазные идеологи и всякого рода злопыхатели исказить историческую действительность, им не удастся бросить тень на советских людей, воинов Вооруженных Сил, разгромивших злейшего врага прогресса и цивилизации - фашизм.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Как штурман подбитого ДБ-3Ф в 1942-м упал с 7-километровой высоты без парашюта и остался живой
Сентябрь 1941-го. Спасение семи летчиков-истребителей на трехместном Пе-2
Сколько американских пленных пропало в советских ГУЛАГах без вести? И вообще, были ли такие?