Найти в Дзене
Военно-технический сундук

Американская технология 50-х годов «реактивное крыло» - такая секретная, или просто так же секретно заброшенная?

В публикации кратко рассматривается технология «реактивное крыло», которая в 1959 году появилась в старом советском журнале «Наука и жизнь», но до этого была рассмотрена в американском журнале «Aviation Age» за 1958 год. К сожалению, я этого американского журнала так и не нашел. Недавно я пролистывал старые советские журналы и наткнулся в одном из них на очерк, в котором рассказывалось о проекте реактивного крыла. При этом понятие «реактивное крыло» применялось не к реактивному самолету с крылом повышенной площади, например, треугольным, а именно к крылу, которое выступало в виде сопла реактивного двигателя. Эта тема меня заинтересовала, захотелось узнать подробности, не говоря уже о том, получила ли она хоть какое-то развитие, пусть даже в экспериментальных целях? А может сегодня эта технология применяется тайно, как элемент ракетной программы, или для создания космических челноков? В тексте очерка есть отсылка к американскому журналу «Aviation Age» за август 1958 года, и это очень ин

В публикации кратко рассматривается технология «реактивное крыло», которая в 1959 году появилась в старом советском журнале «Наука и жизнь», но до этого была рассмотрена в американском журнале «Aviation Age» за 1958 год. К сожалению, я этого американского журнала так и не нашел.

Наиболее близко к теме "реактивное крыло" американцы подошли уже совсем недавно, устроив на своем "Рапторе" F-22 плоские сопла
Наиболее близко к теме "реактивное крыло" американцы подошли уже совсем недавно, устроив на своем "Рапторе" F-22 плоские сопла

Недавно я пролистывал старые советские журналы и наткнулся в одном из них на очерк, в котором рассказывалось о проекте реактивного крыла. При этом понятие «реактивное крыло» применялось не к реактивному самолету с крылом повышенной площади, например, треугольным, а именно к крылу, которое выступало в виде сопла реактивного двигателя.

Эта тема меня заинтересовала, захотелось узнать подробности, не говоря уже о том, получила ли она хоть какое-то развитие, пусть даже в экспериментальных целях? А может сегодня эта технология применяется тайно, как элемент ракетной программы, или для создания космических челноков?

Американские журналы Aviation Age за 1958 год, которые я нашел в Интернете, и это всё
Американские журналы Aviation Age за 1958 год, которые я нашел в Интернете, и это всё

В тексте очерка есть отсылка к американскому журналу «Aviation Age» за август 1958 года, и это очень интересно, потому что я просто не знаю – можно ли было в 1959 году выписать из СССР этот журнал? Я не думаю, а знаю, что - нет. Этот журнал могли привозить из-за бугра только моряки и дипломаты.

Но дело в другом – в Интернете этого номера я не обнаружил даже сегодня. Нашел только два других номера за 1958 год, и то только обложки, которые хочу выше привести в качестве примера.

Мало того – я не нашел в Интернете даже упоминаний об этой интересной схеме «реактивное крыло». Может, плохо искал? Ну тогда поиски продолжу.

А пока что я хочу предложить этот очерк своим читателям, может быть, он кого-то тоже заинтересует.

Заголоаок к очерку "Реактивное крыло"
Заголоаок к очерку "Реактивное крыло"

Журнал «Наука и жизнь», №1, 1959 г.

PEAKTИBHOE КРЫЛО

В. А. Парфенов, кандидат технических наук

Самолеты с реактивными двигателями завоевали широкое признание в авиации. Но ученые-аэродинамики и конструкторы многих стран пошли дальше. Они работают над созданием самолета с реактивным... крылом (см. журнал «Авиэйшн Эйж», 1958, №8). Чем оно отличается от обычного?

Огромные мощности современных реактивных двигателей позволяют построить самолет, взлетающий вертикально. У таких аппаратов в момент взлета подъемная сила образуется только за счет реактивной тяги, и лишь при переходе к горизонтальному полету эту силу начинают создавать крылья.

Обложка журнала "Наука и жизнь", №1, 1959 г. и страница с очерком "Реактивное крыло"
Обложка журнала "Наука и жизнь", №1, 1959 г. и страница с очерком "Реактивное крыло"

А нельзя ли, используя мощность выхлопной струи реактивного двигателя, увеличить подъемную силу крыльев? Оказывается, можно. Для этого надо в задней кромке крыла сделать узкую щель и через нее выпускать с большой скоростью струю газов, выходящую из двигателя. Струя должна быть направлена не строго назад, а под некоторым углом вниз. Чем больше она отклоняется к вертикали, тем значительнее подъемная сила. Однако отклонение на угол свыше 60 градусов нецелесообразно.

Реактивная струя резко изменяет условия обтекания крыла воздухом, в результате чего улучшаются взлетно-посадочные характеристики самолета. Даже скоростная машина, снабженная реактивными крыльями, будет совершать посадку со скоростью всего 70-90 километров в час. Наряду с этим улучшаются маневренные качества машины.

Схема из журнала "Наука и жизнь" за 1959 год
Схема из журнала "Наука и жизнь" за 1959 год

Реактивное крыло выдвигает, однако, перед аэродинамиками проблемы повышения устойчивости и управляемости самолета. Для этой цели придется в два-три раза увеличить площадь хвостового оперения.

Но имеется и другой путь: можно создать самолет не только с реактивным крылом, но и с реактивным хвостовым оперением. Если отклонение струи за оперением и за крылом будет правильно скоординировано, то устойчивость и управляемость самолета окажутся даже выше, чем у обычного.

КОНЕЦ ОЧЕРКА.

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:

В 1938 году британцы изобрели «составной самолет» и объявили об этом на весь мир, а в СССР эти системы существовали еще за 7 лет до этого

О плане защиты портов и баз США японцы узнали из американского научно-популярного журнала в 1939-м году. А потом наступил Перл-Харбор

Турбореактивные двигатели с нуля могут создавать только две державы в мире – это США и Россия. Остальные страны этого не умеют

«Лучи смерти» - оружие XX века. Почему Сталин их не боялся, хотя на Западе разработкой этого оружия занимались весьма активно?