Найти в Дзене
Телеканал «СПАС»

Какой была жизнь Александра I в Таганроге?

Дорогие читатели, мы начали серию публикаций, посвященных главной тайне русской истории, о которой мы на "СПАСЕ" сняли фильм «Святой Фёдор Томский. Тайна сибирского старца». Его вы сможете увидеть уже совсем скоро, а пока предлагаем вам ознакомиться с цитатами из труда Марины Михайловны Громыко (этнограф, историк, доктор исторических наук).

О таганрогских событиях, связанных со «смертью» императора Александра I, написано очень много как авторами, считавшими, что государь действительно там умер, так и теми, кто пришел к выводу, что он тайно скрылся. Мы остановимся лишь на узловых моментах событий и некоторых новых наблюдениях и сопоставлениях, еще не отмеченных в литературе.

Сам факт существования двух рядов работ, утверждающих на одних и тех же документах, с одной стороны, что Александр I не умер, а похоронен был другой человек, и, с другой стороны, что смерть императора состоялась, говорит о недостаточности этих материалов. Князь В.В. Барятинский написал в итоге своего исследования: «По-моему – император Александр I не умер в Таганроге, а удалился от мира и скончался в 1864 году в образе Федора Кузьмича… В этом я убедился, изучая доводы и документы противников такой точки зрения». В письме к вел. кн. Николаю Михайловичу кн. В.В. Барятинский выделил эти документы: «И должен признаться, что изучение именно тех документов, которые вы считаете несомненным доказательством смерти его – записки Волконского, Императрицы, Виллие, протокол вскрытия тела и т. д., – привели меня к заключению, противоположному Вашему».

Исключительно добросовестный историк Н.К. Шильдер, обильно привлекающий источники во всех своих трудах, и в этом случае имел доступ ко всем материалам царского архива. Он пытался свести концы с концами в таганрогских событиях и был вынужден заявить: «Вообще следует заметить, что трудно согласовать между собою рассказы о последних трех месяцах жизни императора Александра; на каждом шагу встречаются противоречия, недомолвки, очевидные неточности и даже несообразности».

В самом деле, когда император решает уйти от власти тайком, удалиться от мира так, чтобы все считали его умершим, должны быть при этом созданы документы, утверждающие факт его смерти. Их создают люди, посвященные в тайну, и те, кто введен первыми в заблуждение. Поэтому наличие таких документов – акты о кончине, о вскрытии, записки медиков, письма разных лиц – не может опровергнуть факт тайного ухода. Противоречия и ошибки в этих материалах выявлены обстоятельной критикой Н.К. Шильдера, кн. В.В. Барятинского, П.Н. Крупенского, М.В. Зызыкина, Н.Д. Тальберга и др.

Вопросы же о том, когда было принято решение о тайном уходе и о конкретном способе его реализации, нуждаются в рассмотрении. К ним мы и переходим.

На наш взгляд, нет достаточных оснований считать, что Александр I выезжал из Петербурга в сентябре 1825 г., имея уже конкретное решение о тайном уходе от власти именно в Таганроге и мнение о том, как это нужно сделать. Хотя намерение перестать быть императором, скрывшись под другим образом, было выражено, как мы отмечали выше, уже в 1819 г. в конфиденциальном разговоре с братом Николаем Павловичем и его супругой Александрой Федоровной. Желание и готовность Александра I отойти от власти были зафиксированы многими лицами и неоднократно рассмотрены в исследованиях.

Но особенно важно то, что была готовность и другого рода: в своем духовном становлении Александр Благословенный к этому времени подошел к пониманию подвига самоотречения и покаяния. Это видно из частых посещений монастырей – многие из этих поездок делались неофициально, без свиты, а иные и тайно; из характера встреч со старцами и отмеченных очевидцами слез в ходе или после бесед с людьми святой жизни; из прямых характеристик духовного состояния императора, данных архимандритом Фотием и другими лицами.

Образ жизни Александра I в Таганроге, как было отмечено нами во «Введении», подтверждает это состояние духовной готовности к реализации давно задуманного шага. П.А. Тучков, входивший в состав свиты императора в Таганроге, свидетельствовал, что государь жил там как частный человек, без придворного этикета. Ходил по городу без свиты, пешком, и редко прогулка его не была ознаменована каким-нибудь благодеянием. Он посещал церковь, дома молился и читал Библию.

Источник: Святой праведный старец Феодор Кузьмич Томский - Александр I Благословенный : Исследование и материалы к житию / М.М. Громыко. - Москва: Паломник, 2007. - 508.