Найти в Дзене
"Театральный чердак"

Режиссёр Роман Габриа рассказал о ноябрьской премьере спектакля "Любовник" в Калининграде

8 и 9 ноября на сцене Калининградского драматического театра состоится уже третья премьера 79-го театрального сезона. Драму «Любовник» ставит приглашенный режиссер Роман Габриа. Роман работает на сцене Калининградского театра впервые, но известен калининградским зрителям по фестивалю «Башня», в программе которого в этом году был его спектакль «Месяц в деревне» (театр им. В.Комиссаржевской). Для калининградского театра Габриа взял в работу киносценарий Геннадия Островского к известному фильму Валерия Тодоровского. В авторской театральной интерпретации этой истории возникнет осязаемая героиня – умершая жена главного героя, будут оживающие декорации и отсылки к эстетике фильмов Кристофера Нолана. Об этом и о репетиционном процессе мы поговорили с Романом Габриа в преддверии премьеры. - Репетиции проходят в небольшом зале, а сам спектакль запланирован на большой сцене. Сейчас, в процессе, можно оказаться очень близко к актерам, будто внутри квартиры главных героев, вместе с ними. Не жал

Фото из архива Романа Габриа
Фото из архива Романа Габриа

8 и 9 ноября на сцене Калининградского драматического театра состоится уже третья премьера 79-го театрального сезона. Драму «Любовник» ставит приглашенный режиссер Роман Габриа. Роман работает на сцене Калининградского театра впервые, но известен калининградским зрителям по фестивалю «Башня», в программе которого в этом году был его спектакль «Месяц в деревне» (театр им. В.Комиссаржевской).

Для калининградского театра Габриа взял в работу киносценарий Геннадия Островского к известному фильму Валерия Тодоровского. В авторской театральной интерпретации этой истории возникнет осязаемая героиня – умершая жена главного героя, будут оживающие декорации и отсылки к эстетике фильмов Кристофера Нолана. Об этом и о репетиционном процессе мы поговорили с Романом Габриа в преддверии премьеры.

- Репетиции проходят в небольшом зале, а сам спектакль запланирован на большой сцене. Сейчас, в процессе, можно оказаться очень близко к актерам, будто внутри квартиры главных героев, вместе с ними. Не жаль терять особую камерную атмосферу при выходе на большую сцену и большой зал?

- Мне, в принципе, хочется любой спектакль сделать таким, чтобы зритель мог его рассмотреть, как минимум, крупным и средним планом: чтобы можно было отследить детализацию натюрморта и портреты героев. Наверное, это связано с моей любовью к кино. Формат академического пространства интересен тем, что большое количество энергии публики одновременно работает на спектакль. То есть зрители во время просмотра задаются вопросами, внутренними спорами, у них идет свое восприятие. И вот это большее количество зрителей, чем на камерных сценах, даёт определённую дополнительную силу сценическому произведению. Поэтому есть подробные репетиции, чтобы актеры раскрылись согласно русской сценической школе, а есть форматирование спектакля, когда появляются пространственные решения, например.

- Для вас эта история, прежде всего, какие темы затрагивает?

- Мы с артистами каждый день говорим о том, что никаких сложных тем мы в спектакле не поднимаем. Первоисточник, сценарий Геннадия Островского, называют анекдотической историей, потому что в ней рассказывается всего лишь о том, как один человек изменил другому, а третий человек его в этом уличил. Никаких сложных драматургических коллизий. Но то, как люди проявляют себя в разных ситуациях, то, как они раскрываются, какие у них судьбы, каковы их внутренние миры – вот это интересно. Я считаю, что Олег Янковский в фильме Валерия Тодоровского просто гениально сыграл главную роль. При всей моей любви к другим его работам, эта – самая мощная, впечатляющая.

И я очень благодарен директору-художественному руководителю Калининградского театра Александру Федоренко, что он согласился на такое, как мне кажется, рисковое решение – взять не популярную драматургию. Думаю, это будет действительно хорошо.

- Спектакль – это не фильм. Чем можно зацепить зрителя в театральной версии этой истории?

- Когда подходишь к таким сюжетам, простым и, на первый взгляд, бытовым, приземленным, – нет желания высказать что-то глобальное, придумать четкий хэштег или что-то подобное. Я ничего бы конкретного не хотел никому сказать, тем более в такой сложной теме, как отношения мужчины и женщины. Я вижу здесь профессиональную задачу попытаться воссоздать мир людей, проживающих этот сюжет, и помочь артистам максимально подробно в этом сюжете себя проявить. И тогда удается создать мир, в котором есть быт, а есть присутствие души в квартире. Согласно православной культуре, душа пребывает в месте, в котором она жила, 9 дней. Об этих девяти днях мы и расскажем. А что из этого возникнет в голове и сердце зрителя, я не знаю.

Аннотация спектакля "Любовник" на сайте театра:
Авторская интерпретация известного киносценария.
Разбирая фотографии умершей супруги, Дмитрий Чарышев находит письмо, из которого узнает, что его жена на протяжении 20 лет любила другого человека…
Спектакль о путешествиях в пространстве-времени, о семье, любви к близким людям, о сложностях приятия и прощения. Зрителей ждет сочетание гиперреалистичности материального мира и сюрреалистических сцен сновидений главного героя. Здесь реальное смешивается с воображаемым, а мифологемы подкрепляются необычным визуальным рядом. При этом драматизм ситуации не лишён простого жизненного юмора.
Намек на будущую визуальну. часть спектакля
Намек на будущую визуальну. часть спектакля

- Получается, у каждого в зале будет что-то своё?

- Да, если ребята-актеры полноценно погрузятся в то, что они делают. Алексей сыграет профессора, лингвиста, филолога Дмитрия Чарышева, Максим сыграет его сына Петра, и так далее. Тогда каждый зритель в силу своего личного опыта и пережитого в жизни воспримет историю по-своему. Мне интересно, что скажет, например, подросток, который еще не знает всех банальных сложностей любовных треугольников, как он посмотрит на это. Когда зрители после спектакля хотят обнять своих родных или позвонить родителям, я считаю, что мы не зря провели время в попытках создать этот спектакль. Простые вещи. Но это круто.

- Расскажите, пожалуйста, про визуальную часть спектакля и оживающие декорации.

- На сцене будет работа художника Анвара Гумарова, с которым я делаю максимально большое количество последних спектаклей. Считаю, что он философ пространства. И он всегда привносит в мою детальную работу что-то красивое, обобщающее. Он очень авторски подходит к сценографии.

Здесь он предложил пространственную метафору: произошла огромная бытовая, а в результате, – метафизическая авария и в квартиру пятого этажа с улицы ворвался трамвай. Трамвай, пробив стены, притащил в себе определенное количество тайн, которые стали открываться для главного героя.

Это одна часть. Вторая часть – визуальная. У нас будут экраны, на которых художник по видео Александра Магелатова раскроет душевные переживания главной героини – умершей Елены. Если во всех религиях и практиках верно рассказан процесс умирания тела, то человеку приходят в потоках картинки, фотографии, изображения, фрагменты, эпизоды жизни.

- История на экранах – это небольшие кинофрагменты внутри спектакля?

- Да, будут съемки, будем искать локации. Задача – оживить тот визуал, который предложен внутри драматургии. Я не до конца пока знаю детали, все идеи в голове у видеохудожника.

- Получается многомерное пространство спектакля?

- Да. В сочетании с музыкальными композициями, все эти составляющие расширяют пространство быта в спектакле в надбытие. Пространство простое и сложносочиненное одновременно, поэтому хочется, чтобы спектакль был демократичным.

Популярное на канале: