Найти в Дзене
"Театральный чердак"

Спектакль "Таня" / режиссёр Константин Богомолов / театр на Бронной

Спектакль по пьесе Алексея Арбузова "Таня". Константин Богомолов, 10-15 лет назад ставивший в своих спектаклях всего автора сразу, а не отдельное произведение, теперь ставит не только автора, но само ощущение времени, атмосферу сегодняшней жизни. В арбузовской "Тане", инсценированной и чуть дополненной другими текстами (а больше того - отсылками к узнаваемым текстам начала прошлого века), главным действующим лицом становится ощущение одиночества и щемящей боли от того, что несмотря на все надежды на светлое счастливое будущее, счастья в целом нет. Только у отдельных людей, как исключение. Это ожидание светлой жизни с пониманием в глубине души, что ее не будет, в "Тане" версии Константина Богомолова приобретает очень чеховское звучание. Помните, как в финале "Дяди Вани" Соня говорила: "Что же делать, надо жить! (Пауза). Мы, дядя Ваня, будем жить. ... увидим жизнь светлую, прекрасную, изящную, мы обрадуемся и на теперешние наши несчастья оглянемся с умилением, с улыбкой — и отдохнем".
Оглавление

Спектакль по пьесе Алексея Арбузова "Таня".

Фото с сайта театра на Бронной
Фото с сайта театра на Бронной

Константин Богомолов, 10-15 лет назад ставивший в своих спектаклях всего автора сразу, а не отдельное произведение, теперь ставит не только автора, но само ощущение времени, атмосферу сегодняшней жизни.

Арбузов с чеховским звучанием

В арбузовской "Тане", инсценированной и чуть дополненной другими текстами (а больше того - отсылками к узнаваемым текстам начала прошлого века), главным действующим лицом становится ощущение одиночества и щемящей боли от того, что несмотря на все надежды на светлое счастливое будущее, счастья в целом нет. Только у отдельных людей, как исключение. Это ожидание светлой жизни с пониманием в глубине души, что ее не будет, в "Тане" версии Константина Богомолова приобретает очень чеховское звучание. Помните, как в финале "Дяди Вани" Соня говорила:

"Что же делать, надо жить! (Пауза). Мы, дядя Ваня, будем жить. ... увидим жизнь светлую, прекрасную, изящную, мы обрадуемся и на теперешние наши несчастья оглянемся с умилением, с улыбкой — и отдохнем".

В спектакле "Таня" театра на Бронной Чехов ощущается едва ли не столь же сильно, как Арбузов.

Как режиссёр работает со временем спектакля

Фото с сайта театра на Бронной
Фото с сайта театра на Бронной

В "Тане" традиционная для богомоловских спектаклей статичная декорация художника Ларисы Ломакиной дополнена видеотрансляцией на задник. Ничего лишнего, никакого визуального мусора. И вместе с тем эта физическая статика позволяет режиссёру филигранно работать со временем в спектакле, обеспечивая его предельную динамичность.

Фото с сайта театра на Бронной
Фото с сайта театра на Бронной

На таком же контрасте строятся эмоции героини. Таня оглядывается на свою жизнь с улыбкой, но отнюдь не в спокойствии, а в тихой истерике. И эта тишина гораздо сильнее, чем громкие крики.

Станут ли манекены в современных спектаклях аналогом ванны на сцене?

Фото с сайта театра на Бронной
Фото с сайта театра на Бронной

В последнее время я смотрю не очень много премьерных спектаклей, но даже за последние полгода дважды встречаю манекены на сцене. Помните, как в 2010-х годах ни один спектакль, претендующий на звание "современного", не обходился без ванны на сцене?))) Станут ли в середине 2020-х манекены таким же маркером, элементом моды в театре?

В "Тане" Константина Богомолова два манекена появляются в сцене застолья с гостями. Здесь они выполняют роль массовки, героев, которые настолько не важны, что даже и не воспринимаются живыми людьми. Манекены у Константина Богомолова - это отсутствие личности.

Гораздо больше манекенов задействует в своем спектакле "Макбет.Трагедия" режиссер Владислав Тутак (премьера прошлой осени Калининградского драматического театра). В шекспировской истории манекенами множатся лесные ведьмы - не меньше десятка, одетых в одинаковые платья (и такие же, как у актрис), они выставлены по окружности поворотного круга тоже для массовости, но совсем иного рода. Здесь среди манекенов растворяются и скрываются реальные ведьмочки-героини спектакля. Эта множественность и одинаковость образов призвана запутать и героев спектакля, и зрителей - своеобразный мираж или галлюцинация, путающая сознание.

Встречались ли вам манекены в спектаклях? Расскажите в комментариях - вместе подумаем, какое место в современном театре им уготовано)