Найти в Дзене
"Театральный чердак"

Николай Березин: «Театр должен нести добро!»

Это интервью вышло в свет в газете "Читинское обозрение" 25 ноября 2009 года. В этом году Забайкальский краевой театр драмы празднует 70-летний юбилей. О театре, сезоне и творчестве – художественный руководитель театра, народный артист РФ Николай Березин. - Для зрителей театр – мир чудес и чего-то волшебного. А для Вас это какой мир? - Томас Манн говорил: «Театр – это место, где толпа превращается в народ». Это мне близко, но еще ближе слова Николая Гоголя: «Театр – это кафедра, с которой можно сказать миру много добра». И я стараюсь жить с этой фразой, ставить соответствующие режиссерские, жизненные задачи. Проповедовать добро должны добрые люди, чтобы не было лукавства. Исходя из этого, организуется и внутренняя позиция в театре. Считаю, что обязательно должен быть коллектив, но не единомышленников – такое просто невозможно, ведь все мыслят по-разному. И все же театр очень близок к семье, к дому, где могут быть различные точки зрения, но обязательно общая итоговая сверхзадача – пропо
Это интервью вышло в свет в газете "Читинское обозрение" 25 ноября 2009 года.

В этом году Забайкальский краевой театр драмы празднует 70-летний юбилей. О театре, сезоне и творчестве – художественный руководитель театра, народный артист РФ Николай Березин.

- Для зрителей театр – мир чудес и чего-то волшебного. А для Вас это какой мир?

- Томас Манн говорил: «Театр – это место, где толпа превращается в народ». Это мне близко, но еще ближе слова Николая Гоголя: «Театр – это кафедра, с которой можно сказать миру много добра». И я стараюсь жить с этой фразой, ставить соответствующие режиссерские, жизненные задачи. Проповедовать добро должны добрые люди, чтобы не было лукавства. Исходя из этого, организуется и внутренняя позиция в театре. Считаю, что обязательно должен быть коллектив, но не единомышленников – такое просто невозможно, ведь все мыслят по-разному. И все же театр очень близок к семье, к дому, где могут быть различные точки зрения, но обязательно общая итоговая сверхзадача – проповедовать добро.

- Творческий процесс очень трудно загнать в определенные рамки, даже, наверно, и не нужно этого делать. Но управлять творческим коллективом еще сложнее. Каковы ваши секреты успешного руководства театром?

- Я не знаю, насколько оно успешное (смеется). Разные периоды бывали. Мне не нравится само слово руководство! Конечно, на меня возложена ответственность – отвечать за репертуар, за театр. А что касается внутренних отношений, то я много думал об этом, и все же оставался на своей позиции – надо стараться договариваться с людьми. Что касается репетиционного процесса – я это очень четко заметил – ты можешь на чем-то настоять, как режиссер, даже приказать, но если партнер не примет этого душой, он будет выполнять не свободно, без желания, без доброго начала. А в театре должно хотеться делать свою работу и понимать, что это принесет пользу. Да и наверно, не только в театре – это везде. Да, иногда не получается и приходится решать вопросы в приказном порядке, но это крайние меры. Говоря про театр-дом, я думаю, что семья должна жить без жесткого руководящего начала, но во взаимопонимании.

- То есть, четкого разделения деловых и личных отношений у вас нет?

- Нет, существуют, конечно, определенные правила игры. Но если говорить об актерах и репетициях, я стараюсь общаться с ними на одном уровне, не разделять. Если честно, даже не анализировал этот момент – просто так получается. В театре стараюсь всех любить одинаково.

Один день из рабочей жизни худрука театра Николая Березина на видео начала 90-х:

- К 70-летнему юбилею труппа пополнилась основательно…

- К 60-летию в театре тоже две студии выпустилось. Молодежь приходит, и это хорошо. Но мне кажется, сейчас ситуация хуже в том плане, что в Забайкалье эпидемия гриппа! Мы открыли юбилейный сезон, но уже почти месяц не играем спектакли, а в этом наша основная задача. Для меня не сам день юбилея является главным праздником – он пришел и уйдет. Большая труппа, которая не играет спектакли, гораздо хуже! Люди работать должны, выходить на зрителей – для артистов это очень важно. Конечно, репетиции идут, я стараюсь поддерживать труппу в рабочей форме. Но сколько это будет продолжаться, никто не знает.

- Давайте поговорим о творчестве. Ваши любимые герои?

- Они разные. В 90-е годы мне очень нравился Ричард III. Когда мы над ним работали, изучали документы, поняли, что по сегодняшним меркам он был достаточно прогрессивным правителем. Интересно было разбираться в причинах и последовательности его поступков. Еще очень нравится Ромул Великий, последний император Римской империи. Одноименный спектакль по пьесе Ф.Дюрренматта мы ставили в конце 90-х, но играли совсем недолго. Я очень любил его и хотел, чтобы он жил, поэтому не исключаю, что когда-нибудь в своей жизни еще к нему вернусь, потому что тема своей актуальности не теряет. В пьесе говорится о том, что император специально делает все, чтобы развалить собственное государство, потому как считает, что оно не имеет права на существование в том виде, в котором было многие годы.

А вообще, когда берешь любое произведение, всегда появляется любимый герой, с которым вместе живешь – потому что, работая над спектаклем, проживаешь кусочек своей жизни тоже.

- Есть общие качества, которые и делают героев любимыми?

- Мне кажется, даже в отрицательном человеке можно найти массу положительных и интересных черт характера. Замечательно Михаил Булгаков сказал в «Мастере и Маргарите» словами Иешуа Га-Ноцри, что злых людей на свете нет, есть несчастные. Да, иногда нам кажется, что человек ведет себя неправильно, но не стоит ли постараться поискать положительное в человеке и отрицательное в себе?! И если не перечислять отдельные качества, то просто человеческая порядочность, как минимум, должна иметь место.

- Вы часто затрагиваете тему войны, она звучит в Вашем творчестве долгие годы…

- Пока я живой, она будет во мне, потому что и мама, и папа воевали – я с этим родился. Я очень надеюсь, что и у моих детей это осталось – рассказывал им. Хотелось бы и внукам передать. С поколениями война забывается, и когда-нибудь Великая Отечественная станет историей, как это произошло с войной 1812 года. Но пока она еще боль. И хочется, чтобы это запомнилось и следующие поколения действительно гордились своими предками. 65 лет Победы, я думаю, последний серьезный юбилей, потому что и ветеранов уже слишком мало осталось в живых. Конечно, будем праздновать и 70 лет, и 75, но уже совсем не так, как мы праздновали 30, 40 и 50.

- Какие еще темы для вас особенно интересны?

- Человек и его внутренний мир, любовь, дети, театр, история, спорт. Хотел сказать, что не интересна глупость, но нет, интересна – наверно, чтобы понять, что это глупость. И власть, и все остальное – в меру слежу за этим, хотя и мало верю. Любая тема интересна, прежде всего, познанием её.

- Как обстоят дела с освещением театральной жизни в крае?

- Мне нравится, что сейчас есть интерес к театру, очень много материалов выходит, особенно перед юбилеем. К величайшему сожалению допускаются грубые ошибки, которых элементарно можно избежать, просто уточнив факты у заведующего литературной частью – к этому я призывал журналистов еще перед открытием сезона. Но этого до сих пор не происходит. Мы же не цензура, не будем исправлять что-то: если плохо, то пишите плохо, главное без фактических ошибок.

Если театр искусство живое – спектакль отжил свое и умер, то пресса остается в архивах на долгие годы, и именно по ней будут судить о театре потом, и так же будут путать события, имена, отчества. Обидно. Мне кажется, что нужно быть более ответственным, аккуратным во всем. Вроде бы и мелочь, но «бойтесь запутаться в мелочах», - учил Станиславский.

На гастролях к нам приезжают и профессиональные критики, так что в этом плане вполне нормально – мы не живем отстраненно.

- В последние годы театр много ездит на гастроли, а как ситуация обстоит с фестивалями?

- Последний раз были на фестивале в Одессе, совместили с гастролями. Мне кажется, что для труппы важнее гастроли – чтобы действительно показать репертуар театра жителям других городов, что мы и делаем – нежели приехать на один день на фестиваль, потратив практически те же деньги на дорогу, показать один спектакль для тех же московских критиков, которые могут приехать к нам на гастроли. А зачем? Ради дипломов?

- То есть гастроли полезнее для театра?

- Есть, конечно, категории режиссеров и руководителей, которые принципиально работают на фестивали ради имиджа театра. Я сторонник другого –вывезти из Забайкалья коллектив на Черное море, в другие города, обязательно по краю и очень рад, что это получается. Необходим обоюдный интерес, чтобы в нашем приезде тоже были заинтересованы, условия предоставили. Руководитель Борзинского района в этом году очень хорошо справился с этой задачей, потому и гастроли прошли отлично – люди были очень довольны. А многим фестивалям нужно, прежде всего, количество городов, принявших участие.

- Вы так долго верны театру. Как он вас благодарит, кроме званий?

- Ко мне пришел человек, и мы рады друг друга видеть! Конечно, прежде всего, человеческий фактор. А актерский в особенности. Мне комфортно с ними и кажется, что мы стараемся друг друга понимать. Как в одном старом фильме говорилось: «Счастье – это когда тебя понимают».

- Сейчас какие планы строите, планки ставите для театра?

- Я бы хотел, чтобы со временем наш театр приобрел статус музыкально-драматического. Мне кажется, что для Читы, с таким количеством жителей, это был бы идеальный вариант. Поэтому и музыкальных спектаклей ставим много, но не забываем при этом драму. Хочется, чтобы театр продолжал выполнять те же задачи еще более качественно. Думаю, это возможно.

А еще хочу, чтобы сохранялось ощущение дома-семьи, и неизбежные конфликты мягче проходили. А в остальном, возвращаясь к началу, надо нести людям добро, затрагивать их сердца и души спектаклями.

Беседовала: Ксения Раздобреева

27 ноября 2011 года художественный руководитель читинского драматического театра (1990-2011гг.), народный артист России Николай Алексеевич Березин ушел из жизни на гастролях Забайкальского театра в Иркутске. Эту онлайн-фотовыставку, посвящённую памяти Мастера, я делала несколько лет назад - но она по-прежнему помогает вспомнить его спектакли и его самого....

А вот здесь собраны тексты о спектаклях Забайкальского драматического театра, который с 2022 года официально носит имя Николая Алексеевича Березина:

Забайкальский драматический театр | "Театральный чердак" | Дзен