Сверхмощное 406-мм самоходное орудие 2А3 «Конденсатор» разработано в середине 50-х годов ХХ века, и задумывалось как мобильная сверхтяжелая артустановка, способная вести огонь как традиционными боеприпасами, так и снарядами с атомной «начинкой». Оно не стало серийным, но на многие «горячие головы» за рубежом подействовало несколько отрезвляюще. В этой публикации мы рассмотрим, что это было за орудие, а также узнаем, почему оно не было принято на вооружение.
История создания
История «Конденсатора» началась в далеком для читателя 1954 году, когда начались работы по созданию самоходного безоткатного орудия С-103. Как многие читатели помнят, проект провалился из-за его «сырости» и множества недоработок. Но параллельно с С-103 проходили работы по другому орудию, построенного по традиционной для ствольной артиллерии схеме. Новая САУ предназначалась для ведения огня как традиционными артиллерийскими снарядами, так и снарядами с «атомной» начинкой — в те годы вариации использования атомного оружия множились, как на дрожжах. Причиной тому было желание военных получить не только сверхмощное оружие, но и создать с его помощью самую мощную армию на Земле, невзирая на последствия.
У читателей сейчас может возникнуть справедливый вопрос — а зачем делать самоходное орудие такого калибра, да еще и с возможностью вести огонь атомными снарядами? Дело в том, что к тому времени атомные заряды были чересчур громоздкими, даже маломощные (в районе 1-2 килотонн), и в более распространенные на суше калибры их не «впихнуть». В 406-мм снаряд удалось поместить атомную начинку, дающую мощность взрыва в 12 килотонн в тротиловом эквиваленте.
За основу при создании орудия СМ-54 было принято морское 406,4-мм орудие Б-37 (такие орудия должны были устанавливать на линкоры типа «Советский Союз»), которому на флоте внезапно не нашлось применения. На суше орудие многократно пытались переделать для нужд сухопутной артиллерии — была идея о переделке орудия под метание авиабомб подходящего калибра, создав таким образом нечто вроде тяжелых дальнобойных минометов. Но это будет несколько позже, и в другой публикации, а мы пока вернемся к «Конденсатору» — определившись с орудием, конструкторы начали поиски шасси для него. Учитывая мощность и общую массу орудия, шасси для него требовалось очень мощное, и вскорости выбор конструкторов пал на единственно возможный вариант серийного шасси — тяжелый танк Т-10. После некоторых доработок, его шасси вполне отвечало требованиям конструкторов.
Определившись с выбором, конструкторы «выпросили» для работы по новой машине тяжелый танк и орудие, после чего приступили к работам по сборке боевой машины. Готовый прототип покинул цеха лишь 26 декабря 1956 года, после чего в начале 1957 года (точной даты мне найти не удалось) прототип, получивший обозначение «Объект 271» поступил на полигонные испытания. Кстати, испытания будущий «Конденсатор» проходил вместе со своим собратом, тяжелым самоходным минометом «Ока» — и забегая вперед, нужно сказать — обе машины вполне успешно испытания преодолели, хоть и не сразу. Наш герой, еще во время первых испытаний едва не был «завернут» целиком, потому что первые же несколько выстрелов вызвали серьезную поломку коробки передач, срыв тормозной системы и откат машины на несколько метров после каждого выстрела, разрушение креплений орудия и даже разрушение ленивцев на шасси, полностью обездвиживая машину.
Но военные не хотели расставаться с перспективной, по их мнению, машиной, поэтому многочисленные поломки не особо принимали во внимание — военные мотивировали это тем, что машина новая, еще не до конца испытанная и отлаженная. Поэтому с многочисленными доработками конструкции возились до 1960 года, когда терпение кончилось у Совета Министров СССР — своим постановлением этот орган закрыл все работы над «самоходным орудием СМ-54» и самоходным минометом 2Б1 «Ока».
Описание конструкции
Вся конструкция 406-мм самоходного орудия 2А3 «Конденсатор» складывалась из объединения шасси от тяжелого танка Т-10 и морского орудия Б-37, слишком тяжелого для сухопутного боя. И как бы хорошо конструкторы не планировали собственную конструкцию, в реальности ничего хорошего не получилось.
Бронированный корпус
За основу при проектировании корпуса «Конденсатора» был взят корпус тяжелого танка Т-10, который пришлось основательно переработать — башня и верхние лобовые детали корпуса в носовой его части были удалены, рабочее место механика-водителя было перенесено на корму. В увеличенном боевом отделении установили тумбовую установку для орудия без возможности его горизонтальной наводки. Сразу за орудием были рабочие места для экипажа, за спинками которых сохранилось моторное отделение. Размеры корпуса были увеличены, чтобы поместить орудие, придать ему большую устойчивость, а также для установки дополнительного элемента — кабины мехвода, потому что двигаться машине полагалось задом наперед, как это было, например, в случае с британской САУ Archer.
Бронирование тех элементов корпуса, которые не демонтировали, оставалось без изменений — нижний броневой лист носа имел толщину 120 мм, борта имели толщину от 8 до 120 мм, корма была прикрыта листами толщиной в 50-60 мм. Корпус, как я уже говорил, был длиннее, но ширина его уменьшилась на несколько сантиметров. Но самое странное в этом заключается в том, что МТО танка стало теснее за счет установки электродвигателей поворота корпуса — тем самым решение о сужении корпуса выглядит еще более странным.
Вооружение
В качестве единственного вооружения для 2А3 «Конденсатор» было выбрано 406,24-мм морское орудие Б-37, от которого осталась только механическая часть — для новой САУ был изготовлен новый ствол, который (по расчетам конструкторов) должен был иметь лучшую баллистику для ведения огня тяжелыми снарядами. Вся конструкция нового орудия, вокруг которого строилась САУ, разработали в ЦКБ-34 под управлением Ильи Ивановича Иванова, и надо сказать, была проведена огромная изыскательная работа, в ходе которых было учтено практически все. Но, как оказалось впоследствии, многочисленные ошибки в расчетах все же допустили — после каждого выстрела из орудия, инженеры внимательно изучали состояние машины, определяли слабые детали и узлы конструкции, придумывали новые технические решения для их ликвидации.
Система наведения орудия была электрической — вручную такую махину навряд ли смог бы кто-то ворочать, хотя механические устройства наведения в конструкции, на всякий случай оставили. Причем наводить орудие на цель наводчик мог только в вертикальной плоскости — по горизонтали орудие наводили только поворотом всей машины. Для наведения орудия использовались прицельные приспособления нескольких типов: ТПВ-51, «Угол», С-71-5, ЗИС-3. Позже отсутствие горизонтальной наводки признают одним из главных недостатков «Конденсатора», хотя и не единственным.
Боекомплекта в машине не было — места даже для одного снаряда диаметром почти полметра, в машине не оставалось. Поэтому машину планировали оснастить «вторым номером» — дополнительной машиной, в которой перевозили боекомплект. Но даже так он не мог быть большим — грузовых автомобилей или тягачей, способных тягать значимый боекомплект, в СССР не было, ведь вы понимаете, что боевая часть снаряда весила 570 килограмм! Также вторая машина, именно по этой причине, оснащалась лебедкой, а сам «Конденсатор» имел механический досылатель снаряда — иначе зарядить орудие возможности не было.
Дальность выстрела орудия достигала 26 километров, что для применения атомных боеприпасов было маловато — но тогда о мощности в 12 килотонн никто не мог говорить с полным пониманием, поэтому о безопасности экипажа никто не задумывался. А подумать было о чем — мощность взрыва «Толстяка», сброшенного на Хиросиму, составляла от 13 до 18 килотонн. Также на машину оборонительного вооружения устанавливать не планировали — незачем, ибо «работать» ей пришлось бы в глубоком тылу. Однако по нормам танковых войск того времени, иметь на борту личное оружие членам экипажа приходилось обязательно.
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть
Силовая установка, в сравнении с «донорским» тяжелым танком изменений не претерпела — машина двигалась благодаря все тому же V-12, четырехтактному дизельному двигателю жидкостного охлаждения В-12-6 с рабочим объемом 38,88 литра и развивающий мощность 750 лошадиных сил при 2100 об/мин. Двигатель работал в паре со сложной трансмиссией, которая была одним из ключевых новшеств «Конденсатора». Ее конструкция включала планетарную коробку передач с гидравлическим управлением, объединенную в одном блоке с механизмом поворота. Трансмиссия имела восемь передач для движения вперед и две — для движения назад, что позволяло эффективно реализовывать мощность двигателя в широком диапазоне скоростей. Максимальная скорость машины по шоссе достигала 30 км/ч, что было отличным показателем для САУ весом в 64 тонны.
Ходовая часть Т-10М, позаимствованная для создания сверхтяжелой САУ, была спроектирована для обеспечения высокой проходимости и плавности хода. В отличие от семикаткового оригинального шасси тяжелого танка, в случае с «Конденсатором» конструкторы изменили ходовую часть, добавив к ней еще один опорный каток малого диаметра с металлическими ободами на каждый борт. Подвеска всех катков была независимой, торсионной, что обеспечивало большой динамический ход катков и хорошую адаптацию к рельефу местности. Ведущие колеса заднего расположения имели цевочное зацепление с гусеницами. Гусеничная лента состояла из 98 стальных мелкозвенчатых траков шириной 720 мм. Такая конструкция ходовой части позволила равномерно распределить массу машины и добиться сравнительно низкого удельного давления на грунт — около 0,77 кг/см², что положительно сказалось на проходимости по слабым грунтам.
Оценка машины
Самоходная артиллерийская установка 2А3 «Конденсатор» стала одним из амбициозных проектов Холодной войны, созданным в середине 1950-х годов как ответ СССР на американскую атомную пушку M65 «Atomic Annie». Ее основная задача — доставка громоздких тактических ядерных боеприпасов первого поколения, что и обусловило выбор калибра. Но главным (и единственным) успехом САУ «Конденсатор» стало его психологическое воздействие — проход четырех построенных машин на параде в Москве в 1957 году произвело фурор и стало в своем роде актом стратегического устрашения, заставив западную разведку гадать о реальных возможностях этого оружия.
Однако как боевая система «Конденсатор» был полным провалом. Его главным недостатком стала чудовищная отдача, которая при выстреле отбрасывала 64-тонную машину на несколько метров, разрушая ходовую часть, трансмиссию и другое оборудование. Перегруженное шасси от танка Т-10 было ненадежным, а низкая скорострельность и сложность наведения делали САУ крайне уязвимой на поле боя. В итоге проект был признан тупиковым и в окончании уступил свое место более эффективным и мобильным тактическим ракетным комплексам, таким как 2К6 «Луна».
Заключение
Гигантомания советских военных конструкторов лично мне кажется баловством — учитывая опыт, полученный от изучения немецких танков Maus, французских Char 2C или B1 или прочих танков стран вероятного противника, уже должен был показать всю бесполезность строительства такой габаритной техники. Но, видимо, в головах конструкторов и военных, проект сверхтяжелой САУ 2А3 «Конденсатор» виделся чем-то вроде орудия устрашения, как в когда-то был использован тяжелый танк Т-35, сумевший показать себя только во время парадов на Красной площади. Говоря современным языком — глядя на эту махину, я вижу только нецелевые траты государственных денег, и ни о какой пользе говорить не могу.
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!
Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.