Осенью 1941 года принимается решение строить новый тракторный завод. Не где-нибудь, а в Рубцовске, на Алтае.
После событий 1945 года завод не просто выстоял - он стал лидером отрасли. В конце 1940-х алтайцы обогнали по выпуску даже ХТЗ, который считался колыбелью советского тракторостроения.
Секрет прост - они одними из первых внедрили конвейерную сборку. Пока другие заводы собирали трактора чуть ли не вручную, Рубцовск поставил производство на поток.
Меня всегда восхищала способность советских инженеров создавать простую, надежную технику. Тот же ДТ-54 - гусеничный трактор, который стал настоящим хитом. Его выпускали десятилетиями, он работал и в полях, и на стройках, и даже за границей пользовался спросом.
А потом появился ТДТ-60 - трелевочный трактор для лесозаготовок. Я помню эти машины из детства, когда бывал в деревне у бабушки. Мощные, рычащие дизеля, гусеницы, которые проходили там, где обычная техника вязла.
В 1970-е завод достиг пика своего могущества. Выпускали Т-4А - сельскохозяйственный трактор мощностью 130 лошадиных сил. Создали многофункциональный ТТ-4, который мог работать и в лесу, и на стройке.
А в 1984-м вообще случилось знаковое событие. Алтайцы создали Т-250 и устроили сравнительные испытания с американским "Челленджером". И наш трактор не проиграл! Это было время, когда советская техника действительно могла конкурировать с западной.
Сложные времена
Потом пришли девяностые. И началось то, что я называю "тяжелым периодом русской промышленности". Спрос на трактора рухнул. Колхозы разваливались, денег ни у кого не было. Кто будет покупать тракторы, когда в стране экономический кризис?
Завод пытался сохранить производство. Модернизировали ТТ-4, создали версию ТТ-4М с улучшенной кабиной и более мощным двигателем. Но это были попытки залатать дыры в тонущем корабле.
В 2009-м случилось неизбежное - банкротство. А дальше началась череда событий по разделению имущества. Три года завод фактически стоял. Оборудование растаскивали, здания сносили. Даже главный корпус заводоуправления снесли.
Попытки возрождения
В 2014-м группа энтузиастов попыталась возродить производство. Создали новое объединение, снова запустили выпуск тракторов. Правда, объемы небольшие - 30 машин в год. Для сравнения: в советское время завод выпускал тысячи единиц техники ежегодно.
Сейчас на территории некогда мощного предприятия работают несколько небольших компаний. Они собирают модификации все того же ТТ-4М. Называются по-разному - МСН-10, ТСН-4, ТЛП-4М. Но суть одна - это все тот же советский трактор, слегка модернизированный.
Также рекомендую к прочтению:
Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!
С уважением, Владимир Воробьёв