Человеческая память устроена удивительно. Она как решето - все плохое просачивается сквозь дырки, остается только хорошее. Прошло каких-то двадцать лет, и вот уже «классика» из Тольятти превратилась в объект обожания коллекционеров.
Я помню, как в свое время, каждые выходные колдовал над «копейкой». То карбюратор, то зажигание, то генератор. Машина простаивала больше, чем ездила. Но теперь такие экземпляры выставляют на продажу в Штатах за 10-15 тысяч долларов, как будто это какая-то редкость.
Дело в том, что в Америке действительно есть законодательная лазейка. Автомобили старше 25 лет можно ввозить без соблюдения современных требований безопасности. Это превратило советский автопром в своеобразную экзотику для местных ребят и наших эмигрантов, скучающих по родине.
История одного энтузиаста
Взять хотя бы Алексея Белова из Флориды. Парень в 1995 году уехал из Питера, открыл автосервис в Орландо и решил привлечь клиентов необычным способом. Купил ВАЗ-2105 1983 года за 800 баксов где-то в Канаде.
Едет человек через всю Америку за машиной, которая стоит примерно столько же, как бак бензина для Хаммера (утрирую). Таможенник на границе чуть со смеху не упал, когда узнал цену. Отпустил без пошлины - мол, езжайте отсюда, пока я не передумал.
И он доехал, привез машину во Флориду и начал восстанавливать. Правда, не стал заморачиваться с оригинальностью. Поставил туда сиденья от Лексуса, 17-дюймовые диски, музыку сделал. Получился такой гибрид - вроде и «пятерка», но уже не совсем.
А потом у него еще и служебная «копейка» появилась. С мигалкой, со спецсвязью, с «Барьером» на задней полке. Теперь катается по Майами, изображая советского инспектора образца 1980 года.
Почему это работает в Америке
Фишка в том, что для американцев это действительно экзотика. У них там каждый второй на Мустанге или Чарджере. Rolls-Royce в Майами никого не удивляет - их там как грязи в колхозе. А тут - бац! И ВАЗ-2101 вишневого цвета. Люди останавливаются, фоткают, спрашивают, что за чудо техники?
Я как-то видел видео, где известный исполнитель катается по Флориде на такой «пятерке» с российским флагом. Миллионы просмотров собрал. Людям нравится эта странность, эта необычность.
Но давайте начистоту. Эти машины - не самые надежные. Они были такими в СССР, остались такими и в Штатах. Алексей сам признается, ездить на них постоянно невозможно. Они ломаются на ровном месте.
В Майами жара под 40 градусов, а кондиционера нет. Поэтому катаются только зимой или поздним вечером, когда хоть немного температура остынет.
Запчасти и реальность
С запчастями проще, чем можно подумать. Для «классики» все еще можно заказать из России. Благо, логистика в Америке работает как часы. Заказал через интернет, и через пару недель у тебя новый карбюратор или генератор.
Но вот если тебе нужны детали для Волги ГАЗ-21, держись. Их и в России-то днем с огнем не найдешь, а в Штатах тем более. Коллекционеры готовы платить приличные деньги за оригинальные запчасти, потому что альтернативы просто нет.
Я всегда говорю - хочешь завести советскую машину в качестве хобби? Приготовь толстый кошелек и железные нервы. Постоянный ремонт, постоянные танцы с бубном вокруг капота.
Цены и перспективы
Сейчас в Майами можно найти «копейку» 1976 года с пробегом 60 тысяч миль, «тройку» 1974-го, даже ГАЗ-69 с пробегом всего 1800 миль. Волги, «Жигули» - полный ассортимент музея советского автопрома.
Цены? От 10 до 15 тысяч долларов за экземпляр в хорошем состоянии. По американским меркам - бюджетно. По российским - тоже не космос.
Но вот вопрос, кто это покупает? В основном наши эмигранты, скучающие по родине. Иногда местные ребята, которым хочется чего-то необычного. Один американец купил самолет Як и решил, что рядом должна стоять «копейка». Логика железная - советский самолет без советской машины как борщ без сметаны.
Также рекомендую к прочтению:
Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!
С уважением, Владимир Воробьёв