Найти в Дзене
Автовод со стажем

Почему канадцы в 70-х полюбили Жигули, а в начале 80-х даже запретили их заправлять на АЗС

Оглавление

Выбор пал именно на Канаду неспроста. Во-первых, это не США с их отношением ко всему советскому. Во-вторых, СССР покупал у канадцев товаров почти на 360 миллионов долларов в год, а обратно продавал всего на 55 миллионов. Такой дисбаланс надо было как-то сокращать.

Когда впервые узнаешь об этой истории, первая мысль: «Да кто их там будет покупать?». Ну серьезно, какой канадец предпочтет советскую машину местным (американским) или японским моделям? Оказалось - многие. И причина банальна до безобразия.

Переделка под американские стандарты

Потому что просто взять «шестерку» с конвейера и отправить за океан было нельзя. Североамериканские стандарты безопасности и экологии были куда жестче наших.

Инженерам пришлось основательно переработать машину. Усилили задний лонжерон слева, обклеили бензобак резиной изнутри. Поставили здоровенные алюминиевые бамперы на японских гидравлических буферах Tokico. В двери вмонтировали стальные брусья для защиты при боковом ударе.

Дилерский центр Лада в Канаде
Дилерский центр Лада в Канаде

Оптику переделали под местные требования. На задних крыльях вместо катафотов появились настоящие фонарики, горящие вместе с габаритами. Под капотом установили систему нейтрализации выхлопа с каталитическим нейтрализатором и адсорбером.

Настоящая «канадка» производит впечатление. Бамперы массивные, хромированные, выглядят прочнее заводских раза в два. Качество сборки тоже заметно выше обычных «шестерок» - видимо, на экспорт старались отбирать лучшие экземпляры.

Внутри тоже хватало отличий. Все надписи на английском, инерционные ремни безопасности шведской фирмы Klippan, лампочка-напоминалка о непристегнутых ремнях, выключатель массы под панелью приборов. Даже отверстия под номерные знаки сделали под канадский стандарт.

Неожиданный успех

И вот осенью 1978 года первая партия советских машин прибывает в канадский порт.

-2

За первый год продали больше трех тысяч автомобилей. Спрос оказался таким высоким, что дилеры не могли предложить клиентам машину нужного цвета - приходилось брать то, что есть.

Секрет успеха был прост. Lada 1500S стоила на тысячу баксов дешевле популярнейшей Honda Civic. При этом по размерам, комфорту и характеристикам «Жигули» были вполне на уровне японских одноклассников.

Сейчас в это трудно поверить. Но в конце семидесятых качество сборки советских автомобилей еще держалось на приемлемом уровне. Плюс цена решала все. Студенты, молодые семьи, небогатые пенсионеры - для них тысяча долларов экономии была очень весомым аргументом.

Более того, некоторые канадцы покупали «Лады» из спортивного интереса. Машина была простой, надежной, легко ремонтировалась. Идеальный вариант для любителей покрутить гайки в собственном гараже.

Смена парадигмы

Дела шли так хорошо, что в 1979 году канадский дистрибьютор решился начать продажи в США. Более того, заключили контракт на адаптацию автоматической коробки передач General Motors для советских машин. Такие же «автоматы» стояли на итальянских Fiat, родственных нашим «Жигулям» конструктивно.

-3

В Тольятти даже собрали первый прототип «тройки» с американской коробкой-автоматом. Будущее казалось радужным. Вот-вот советские машины должны были появиться на дорогах США...

И тут грянул декабрь 1979 года. Многие представители моего возраста прекрасно помнят, какое событие началось в этот период. Американский конгресс мгновенно прекратил торговые отношения с СССР. Все планы по заходу на американский рынок накрылись медным тазом.

Но и в самой Канаде начались проблемы. Некоторые владельцы АЗС в знак протеста отказывались заправлять советские автомобили. На парковках появились таблички «Parking for Lada prohibited» - парковка для «Лад» запрещена.

Второе пришествие

К середине восьмидесятых страсти поутихли. Горбачевская перестройка и потепление отношений с Западом сделали свое дело. «Лады» вернулись на канадский рынок. Теперь продавали в основном «пятерки», «семерки» и универсалы «четверки». Плюс начались поставки «Нив» и «Самар».

-4

Появилось новое название - Lada Signet. Некоторые машины получали особые эмблемы вместо стандартных тольяттинских. Канадцы научились работать с советским автопромом и предлагали дополнительные опции: перекраску в нестандартные цвета, литые диски, модные молдинги с рисунком под дерево, рейлинги на крышу универсалов.

Гарантию увеличили до трех лет или 80 тысяч километров. Плюс давали пятилетнюю защиту от сквозной коррозии. На некоторые машины даже ставили автоматические коробки передач - видимо, все-таки довели до ума ту разработку конца семидесятых.

Финал истории

В начале девяностых даже показывали канадским дилерам первые «десятки». Машины камуфлировали под Chevrolet и возили на презентации. Небольшое количество ВАЗ-2110 действительно продали в Канаде.

Но былого успеха уже не было. Японцы и корейцы наводнили рынок доступными и качественными машинами. На их фоне продукция АвтоВАЗа девяностых годов смотрелась архаично.

В 1997 году продажи «Лад» в Канаде окончательно свернули. Закончилась почти двадцатилетняя история советских, а потом российских автомобилей в Северной Америке.

Также рекомендую к прочтению:

Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!

С уважением, Владимир Воробьёв

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рад, если поставите лайк и подпишитесь на канал - удачи на дорогах!