Найти в Дзене

Какое Евангелие было написано первым, а какое последним

Если мы откроем Новый Завет, то увидим, что первой книгой в списке стоит Евангелие от Матфея. После него следуют три остальные канонические евангелия: от Марка, от Луки и от Иоанна. Такой порядок продиктован представлением древних христиан, будто именно в такой хронологии создавались евангелия. Одним из первых об этом написал раннехристианский богослов Ириней Лионский в труде "Против Ересей":

Так, Матфей издал у евреев на их собственном языке писание Евангелия в то время, как Петр и Павел в Риме благовествовали и основали Церковь. После их отшествия Марк, ученик и истолкователь Петра, предал нам письменно то, что было проповедано Петром. И Лука, спутник Павла, изложил в книге проповеданное им Евангелие. Потом Иоанн, ученик Господа, возлежавший на Его груди, также издал Евангелие во время пребывания своего в Ефесе Азийском.
Евангелист Матфей
Евангелист Матфей

Однако историки сомневаются в этом.

Первые три евангелия, от Матфея, от Марка и от Луки, считаются синоптическими, потому что они имеют много общего в повествовании, в отличие от Евангелия от Иоанна.

Синоптические они потому, что в них рассказывается об одних и тех же событиях (искушения Иисуса, изгнание бесов, молитва в Гефсиманском саду и прочее). Почти каждая история из Евангелия от Марка встречается также в Евангелиях от Матфея и от Луки.

Если быть более точным, то около 90% содержания Марка встречается у Матфея, а 50% - у Луки. Более того, все три евангелия могут передавать один и тот же сюжет в идентичных формулировках, чего не скажешь про Евангелие от Иоанна.

Евангелист Марк
Евангелист Марк

Именно синоптическая проблема подтолкнула историков к мысли, что Евангелие от Марка является самым ранним из четырех.

О приоритете Марка стали писать еще в 18 веке. Первым, кто подверг сомнению первостепенность Евангелия от Матфея, был немецкий лютеранский теолог Готтлоб Кристиан Сторр. Со временем точка зрения библеистов о первостепенности Евангелия от Марка стала доминирующей.

Вторым доказательством того, что Евангелие от Марка было написано первым, является концепция "редакторской усталости". В статье Марка Гудакра "Усталость в синоптических Евангелиях" подчеркивается, что Матфей и Лука иногда уставали, перерабатывая текст Марка.

В начале евангельских сюжетов эти авторы меняют Марка, но затем начинают напрямую копировать его. Это приводит к несоответствиям в переписанной версии рассказа.

Авторы синоптических евангелий создают впечатление, что они являются тремя независимыми свидетельствами, но мы должны помнить, что они связаны друг с другом тесными литературными связями. Все они следуют образцу от Марка: краткое повествование о служении в Галилее, за которым следует подробный рассказ о страстях Иисуса в Иерусалиме. Матфей и Лука опираются на альтернативные традиции (в первую очередь на загадочный источник Q), но их общая структура заимствована у Марка.

Евангелист Лука
Евангелист Лука

Конечно, Матфей и Лука вносят изменения в свои евангелия, часто весьма существенные. Эти изменения не только многое говорят нам об особых богословских интересах и чаяниях этих евангелистов, но и показывают, насколько изменчивой была традиция даже во второй половине 1 века.

Евангелисты были не только талантливыми рассказчиками и теологами, но и пасторами. Многие изменения, внесенные Матфеем и Лукой, были ответом на потребности их общин: укрепление веры, объяснение задержки с возвращением Иисуса, доказательство того, что Иисус был невиновен по римским законам и так далее.

Евангелия (включая Евангелие от Иоанна) были написаны в то время, когда отношения между христианскими церквями и местными еврейскими синагогами ухудшались и пути двух конфессий начинали расходиться. В некоторых местах христиан изгоняли из синагог. Большая часть этого конфликта, несомненно, отражена в Евангелиях. Дебаты Иисуса с книжниками и фарисеями (хотя они явно основывались на подлинных разногласиях), скорее всего, были сохранены и дополнены, чтобы отразить недавние и острые споры между аудиторией евангелистов и руководителями местных синагог.

Евангелие от Иоанна, как правило, оставалось в стороне от исторических исследований Иисуса. Во многих отношениях это неудивительно. Чудеса, описанные Иоанном, превосходят все, что описано в синоптических евангелиях.

Евангелист Иоанн
Евангелист Иоанн

На протяжении всего повествования Иисус вступает в диалог не с фарисеями, саддукеями, книжниками и иродианами, а с аморфной группой, известной как "евреи", которые стали почти символом неверия и отвержения. Для Иоанна Иисус - не просто галилейский плотник, но само божественное Слово, которое на короткое время нисходит на землю, чтобы открыть Отца тем, кто живет во тьме.

Именно поэтому считается, что Евангелие от Иоанна было написано очень поздно, так как в нем представлено развитое богословие. Иисус говорит, что он и Отец - одно, что он был прежде Авраама, чего не встретишь в более ранних евангелиях.

Вдобавок к этому, в повествовании Иоанна усиливается критика против иудеев. Вероятно, это связано с тем, что Евангелие от Иоанна отражает социальный контекст конца 1 века, когда христианство стало преимущественно религией бывших язычников.

Если говорить непосредственно о датировке, то Евангелие от Марка обычно датируется примерно 70 годом нашей эры, от Матфея и Луки - 80-90 годами нашей эры, а Евангелие от Иоанна - незадолго до конца первого века.

Дзен-Премиум.