Найти в Дзене

О жестокости апостолов в Новом Завете

Вчера опубликовал статью о том, почему нужно осуждать оправдания жестокости библейского Бога. В ответ в моем телеграм-канале произошел холивар, так как многие не согласились с тем, что я написал. В частности, один из читателей сказал, что я неглубоко читаю Библию, поэтому упускаю много сюжетов о ненасильственном поведении библейских героев. Я согласен, что Библия содержит оба повествования: линия насилия и линия милосердия. Порой они противоречат друг другу, иногда взаимодополняют или говорят о разных аспектах жизни. Если говорить о ненасилии, то единственным блюстителем христианского нейтралитета был, пожалуй, один лишь Иисус Христос, который выступал против войны, говорил о второй щеке и даже пошел на крест, остановив апостола Петра, когда тот размахивал мечом. Тем не менее, у Иисуса было несколько сомнительных фраз и поступков: про отделение детей и родителей, про вырывание глаз и оскопление (да, их обычно рассматривают метафорически, но в истории были прецеденты, когда люди буквал

Вчера опубликовал статью о том, почему нужно осуждать оправдания жестокости библейского Бога. В ответ в моем телеграм-канале произошел холивар, так как многие не согласились с тем, что я написал. В частности, один из читателей сказал, что я неглубоко читаю Библию, поэтому упускаю много сюжетов о ненасильственном поведении библейских героев.

Я согласен, что Библия содержит оба повествования: линия насилия и линия милосердия. Порой они противоречат друг другу, иногда взаимодополняют или говорят о разных аспектах жизни. Если говорить о ненасилии, то единственным блюстителем христианского нейтралитета был, пожалуй, один лишь Иисус Христос, который выступал против войны, говорил о второй щеке и даже пошел на крест, остановив апостола Петра, когда тот размахивал мечом.

Тем не менее, у Иисуса было несколько сомнительных фраз и поступков: про отделение детей и родителей, про вырывание глаз и оскопление (да, их обычно рассматривают метафорически, но в истории были прецеденты, когда люди буквально интерпретировали сомнительные изречения Иисуса) и т.д. Но здесь поговорим только об агрессивном поведении апостолов.

Убийство Анании и Сапфиры

Как только не изощряются христианские апологеты, чтобы оправдать убийство Анании и Сапфиры. О чем эта история? Если кратко - о том, что Бог Нового Завета является тем же жестким и бескомпромиссным Богом Ветхого Завета. Сюжет с Ананией и Сапфирой показывает генеалогическое родство между богами разных заветов. Автор говорит, мол, смотрите, Бог Нового Завета говорит о всепрощении и любви, но не забывайте, что он может ежемоментно убить за обман и лицемерие. Теперь подробнее.

Сюжет описан в 5 главе книги "Деяния апостолов". Когда сформировалась первая иерусалимская христианская община, которой руководил апостол Петр, многие христиане отказывались от своего имущества и передавали полученные деньги в собственность общины, где потом средства распределяли по потребностям.

Анания и его жена Сапфира поступили также, но при продаже имущества часть денег оставили себе. Анания пришел в общину и положил часть богатства к ногам апостолов. Петр сразу заподозрил Ананию в недостаче и сказал, что мужчина обманул Святого духа. Услышав это, Анания пал бездыханно, даже не успев что-либо сказать или раскаяться за содеянное.

Смерть Анании
Смерть Анании

Представьте себе, как это повлияло на общину? Люди сильно испугались. Сегодня за подобное лидера культа посадили бы в тюрьму, но в то время убийство рассматривали как реальное божье наказание за "обман".

Через три часа подошла Сапфира, она не знала о случившемся. Петр спросил, соответствует ли их пожертвование цене проданного имения. Сапфира подтвердила. Петр обвинил ее в обмане и Сапфира также упала, испустив дух.

В данном отрывке бог и апостолы действуют крайне жестко и категорично. Здесь нет попытки исправить людей, здесь нет изгнания обманщиков из общины, но есть убийство. За что? За обман и лицемерие. Причем последствия такого обмана крайне незначительны. Обман Анании и Сапфиры не нанес ущерба общине, не привел к плачевным последствиям. Они просто утаили часть средств. Бог обиделся и убил их. Петр не пытался спасти их. Он не сказал им покинуть общину. Он знал об обмане, но специально вывел Ананию и Сапфиру на чистую воду, чтобы продемонстрировать божественный гнев.

А что христиане? Они оправдывают этот поступок. Они считают, что так и должно быть. Бог прав. И меня пугает такое отношение к жизни людей, которые оступились. Причем оступились в своих отношениях с Богом, а не в социально важных обстоятельствах.

Напомню, что я не имею претензий к библейскому тексту. Это древний сборник левантийских мифов. Он достоин академического изучения, но рассматривать его в качестве регламентирующего текста - абсурдно. Моя претензия к тем, кто оправдывает жестокость в Библии.

Пример с Ананией и Сапфирой не единственный. В книге "Деяния апостолов" много сюжетов нетерпимости, ненависти, насилия и агрессии со стороны христиан. Апостол Павел совместно с Богом ослепляет колдуна Элима. В "Первом послании Коринфянам" утверждается христианский фанатизм как добродетель, согласно которому христиане могут судить людей, но их судить никто не может.

В этом смысле Новый Завет не сильно отличается от Ветхого.

Прокомментировать статью можно у меня в телеграм-канале: https://t.me/religiontrickster

Поддержать выход новых статей и видеолекций можно на Бусти, где я публикую бонусный контент. https://boosty.to/trickster.zen